Суд присяжных в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании правового регулирования и статуса суда присяжных в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и значение суда присяжных;
2. Исследовать формирование коллегии присяжных заседателей;
3. Рассмотреть особенности судебного разбирательства в суде присяжных.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика деятельности суда присяжных
1.1. Общие положения производства в суде присяжных 5
1.2. Формирование коллегии присяжных заседателей
Порядок и сроки составления списков кандидатов в
присяжные заседатели. Права и обязанности присяжных
заседателей 8
1.3. Роспуск коллегии присяжных заседателей
ввиду тенденциозности ее состава 16
2. Особенности разрешения уголовного дела с участием
присяжных заседателей
2.1 Особенности судебного разбирательства в суде присяжных 17
2.2. Вопросы, разрешаемые судом присяжных
заседателей. Напутственное слово председательствующего
судьи в суде присяжных заседателей 20
2.3. Вердикт, понятие и провозглашение. Обсуждение
последствий вердикта присяжных заседателей. 26
Заключение 30
Использованная литература 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по УПП.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Высший  исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

Списки  кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными  органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.

О составлении  списков кандидатов в присяжные  заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

Уточненные  списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший  исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Одновременно  с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Запасной  список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

 Общий  и запасной списки кандидатов  в присяжные заседатели публикуются  в средствах массовой информации  соответствующего муниципального  образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

 Изменения  и дополнения, внесенные в общий  и запасной списки кандидатов  в присяжные заседатели, публикуются  в средствах массовой информации  соответствующего муниципального  образования.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования  и высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  обязаны ежегодно  проверять и  при необходимости изменять и  дополнять в соответствии с положениями  настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

Финансовое  обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) подачи  гражданином письменного заявления  о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором  ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности  присяжного заседателя по состоянию  здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности  или выборные должности в органах  местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

Составленные  высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд в недельный срок.

При выявлении  в поступивших в суд общем  и запасном списках кандидатов в  присяжные заседатели лиц, , или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели ,а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане  призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей  в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз  в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные  в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности присяжных заседателей:

Присяжный заседатель обязан:

1. Правдиво  отвечать на вопросы председательствующего  судьи, задаваемые при отборе  для участия в рассмотрении  дела;

2. Представлять  по требованию председательствующего  судьи иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле;

3. Соблюдать  порядок в судебном заседании  и подчиняться законным распоряжениям  председательствующего судьи; 

4. Являться  в указанное судом время для  продолжения судебного разбирательства в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается;

Присяжный заседатель имеет право:

1. Участвовать  в исследовании всех рассматриваемых  в суде доказательств, с тем,  чтобы получить возможность самостоятельно, по-своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;

2. Задавать  через председательствующего вопросы  подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам;

3. Участвовать  в осмотре вещественных доказательств,  документов, в производстве осмотра  местности или помещения, во  всех других производимых в  суде следственных действиях; 

4. Просить  председательствующего судью разъяснить  нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и не ясные для него понятия;

5. Делать  письменные заметки во время  судебного заседания. 

Присяжный заседатель не должен:

1. Отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела;

2. Общаться  по делу с лицами, не входящими  в состав суда, без разрешения  председательствующего; 

3. Собирать  сведения по делу вне судебного  заседания. 

При нарушении  обязанностей присяжные заседатели могут быть отстранены председательствующим судьей от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

За уклонение  без уважительной причины от исполнения обязанностей присяжного заседателя в  суде, а также за нарушение обязанностей на присяжного заседателя судом (председательствующим судьей) может быть наложено денежное взыскание в размере до 1 минимального размера оплаты труда. Председательствующий судья выносит решение о наложении денежного взыскания в том же судебном заседании, о чем делается запись в протоколе судебного заседания. Решение суда (председательствующего судьи) о наложении денежного взыскания является окончательным и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.  

1.3 Роспуск  коллегии присяжных заседателей  ввиду тенденциозности ее состава

Под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей  следует понимать случаи, когда при  соблюдении положений закона о порядке  ее формирования, тем не менее, имеются  основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого уголовного дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии присяжных заседателей с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов).

решение о роспуске коллегии присяжных заседателей  ввиду ее тенденциозности может  быть принято только по ходатайствам сторон, заявленным до приведения присяжных  заседателей к присяге.

В дальнейшем в судебном заседании стороны  вправе при наличии соответствующих обстоятельств заявлять отвод лишь конкретному присяжному заседателю (конкретным присяжным заседателям), или ходатайствовать о замене конкретного присяжного заседателя (конкретных присяжных заседателей) запасным.

Заявленное  стороной ходатайство о тенденциозности сформированной коллегии присяжных заседателей должно быть мотивированным, поскольку решение о ее роспуске принимается председательствующим лишь в случае обоснованности такого ходатайства.

Если  председательствующий признает заявление о тенденциозности коллегии присяжных заседателей обоснованным, то он распускает ее и возобновляет подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. В постановлении судьи указываются дата и время нового судебного заседания, и делается ссылка на имеющееся в деле ранее вынесенное постановление по результатам предварительного слушания, в котором содержатся все указания, в том числе и о вызове необходимого количества кандидатов в присяжные заседатели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ГЛАВА  2   ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

2.1 Особенности  судебного разбирательства в  суде присяжных

Суд присяжных  в России состоит из судьи и 12 присяжных заседателей; кроме того, отбираются запасные присяжные заседатели в количестве не менее двух человек. Сегодня российский суд с участием присяжных заседателей рассматривает только уголовные дела, подсудные верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам; судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также могут рассматривать уголовные дела с участием присяжных заседателей. Чаще всего эти суды разбирают по первой инстанции уголовные дела: об убийствах (3/4 рассмотренных дел); о получении или даче взятки (более 1/20); о бандитизме (1/20); об изнасиловании (более 1/25 части рассмотренных дел). Они компетентны также рассматривать уголовные дела о преступлениях, связанных с государственной тайной; в единичных случаях в областных и к ним приравненных судах слушаются дела о преступлениях против государственной власти и правосудия. На долю судов соответствующего уровня приходится примерно 7 тысяч уголовных дел ежегодно (в 2002 году в областные и к ним приравненные суды поступило 7,7 тыс. уголовных дел, в 2003 году – уже 6,1 тысяча), что составляет менее 1% от суммарной нагрузки судов общей юрисдикции. Суд присяжных в России гражданских и административных дел не рассматривает. Компетенция судьи и присяжных заседателей строго разграничена. Двенадцать присяжных заседателей, выслушав напутственное слово председательствующего судьи, удаляются в совещательную комнату, где в отсутствие посторонних лиц обсуждают доказательства и письменно отвечают на поставленные судьей в вопросном листе вопросы. Эти вопросы связаны с доказанностью происшествия и причастности к нему подсудимого, а также с его виновностью; если он признается виновным, присяжные заседатели решают, заслуживает ли он снисхождения. От присяжных заседателей сознательно утаиваются некоторые сведения (например, о прежней судимости обвиняемого, о характеризующих его данных), и они устранены от решения «юридических» вопросов; вопросы при постановлении приговора разрешает судья, фактически дополняя вердикт. Все прочие вопросы дела также отнесены к ведению судьи; он же выносит на основании вердикта присяжных заседателей приговор суда, в котором осужденному определяется мера наказания либо констатируется невиновность оправданного. Право обвиняемого предстать перед судом с участием присяжных заседателей не обусловлено отрицанием им своей виновности; даже если обвиняемый полностью признает себя виновным, он вправе требовать разбирательства его дела судом присяжных. Заявление подсудимого о признании вины, сделанное в присутствии присяжных заседателей, не влечет какого-либо упрощения судебного следствия, не освобождает государственного обвинителя от необходимости представлять доказательства, а суд от их исследования. Назначение судебного заседания при наличии ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей проводится в форме предварительного слушания, то есть закрытого для публики судебного заседания, в которое вызываются стороны и доставляется подсудимый. В этом заседании подсудимый может отказаться от прежнего ходатайства о суде присяжных либо подтвердить свою просьбу; одновременно судья рассматривает ходатайства об исключении из разбирательства полученных с нарушением федерального закона доказательств, а также решает вопрос о мере пресечения. В постановлении о назначении судебного заседания судья указывает количество кандидатов в присяжные заседатели, которых аппарат суда обязан вызвать для отбора в судебное заседание; кандидатов должно быть не меньше двадцати. Судебное следствие начинается со вступительных заявлений сторон. По общему правилу, первой представляется доказательства сторона обвинения, а затем исследуются доказательства противной стороны; подсудимый обычно допрашивается после исследования улик, причем сначала ему предлагает вопросы его защитник. Подсудимый вправе отказаться от дачи показаний, и этот поступок не служит подтверждением его виновности. Судья задает вопросы потерпевшему, свидетелям, подсудимому после допроса их сторонами, причем присяжный заседатель обязан сформулировать свои вопросы письменно и передать записку с ними судье; последний может отклонить или переформулировать вопрос присяжного заседателя. На время исследования так называемых «юридических» вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания. Они не присутствуют, в частности, при рассмотрении судьей ходатайств об исключении недопустимых доказательств из разбирательства, при проверке судьей заявлений подсудимого и свидетелей о применявшихся к ним пытках. По окончании судебного следствия стороны выступают с речами, подсудимый произносит последнее слово. Удалив присяжных заседателей из зала заседания, судья с учетом позиций и предложений сторон формулирует вопросы для присяжных заседателей, излагая их в вопросном листе, который утверждает своим постановлением и скрепляет подписью. Затем судья произносит перед присяжными заседателями напутственное слово, в котором затрагивает как правовой, так и фактический аспекты дела, в частности, напоминает присяжным заседателям рассмотренные в ходе судебного следствия доказательства и разъясняет требования презумпции невиновности, смысл оценки доказательств по внутреннему убеждению в их совокупности. Присяжные заседатели получают от судьи словесную инструкцию относительно порядка их совещания и заполнения вопросного листа. Удалившись в совещательную комнату, присяжные заседатели должны обсуждать поставленные перед ними вопросы последовательно. Они обязаны стремиться к принятию единодушных решений, однако по истечении трех часов дискуссии вправе приступить к голосованию по каждому из вопросов. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов, а если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Таким образом, подсудимый считается оправданным, если на любой из основных вопросов отрицательно («нет, не доказано» или «нет, не виновен») ответили хотя бы шестеро присяжных заседателей. Если вердикт обвинительный («да, виновен»), присяжные заседатели решают, заслуживает ли осужденный снисхождения. Ответы коллегии присяжных заседателей вносятся в вопросный лист их старшиной и скрепляются его подписью.  

Информация о работе Суд присяжных в РФ