Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
История
История российского правосудия
уходит своими корнями в глубокое
прошлое. Что же касается единого
для всей страны высшего судебного
органа, то прообразом современного Верховного
Суда можно рассматривать
Созданный с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вместе с тем вскоре становится органом, координирующим работу других государственных учреждений. Значение его не подорвало и введение в 1718 - 1720 годах коллегий; наоборот, Сенат оказался разгруженным от обременительного отраслевого управления.
До самой смерти Петра
Правительствующий Сенат
В самом конце царствования
Петра (1722) Сенат был реорганизован
и работа его упорядочена. Были учреждены
должности генерал-прокурора
После смерти Петра I значение Сената падает, а его функции меняются. С 1726 года его власть ограничивает Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. В эти годы Сенат вместо Правительствующего именуется Высоким. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной делается попытка возродить значение и роль Сената, но в 1756 году он снова отходит на второй план, после учреждения Конференции при высочайшем дворе.
К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В это время он представлял собой совокупность двенадцати полусамостоятельных департаментов и ряда других учреждений, объединенных общим руководством генерал-прокурора, бывшего одновременно и министром юстиции Российской империи.
В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом советской власти он был упразднен.
1917 год ознаменовался
отрицанием всего старого,
В 1918 году была предпринята первая попытка создать единый высший суд государства. Посвященный этому вопросу Декрет о суде № 2 содержал в себе стремление к традициям российского судопроизводства: "Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам Судебных Уставов 1864 года, постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов". В целях достижения единообразия судебной практики в стране был учрежден Верховный Судебный контроль, который в случае замеченных им противоречий в толковании законов судебными инстанциями выносил бы объединяющие принципиальные решения, принимавшиеся к руководству. Однако эти положения Декрета о суде не были осуществлены.
В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 года и введенным в действие 1 января 1923 года. На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.
Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 году, и лишь после принятия в 1958 году Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик.
Новый этап в развитии Верховного
Суда и российского правосудия связан
с провозглашением
Верховный Суд Российской
Федерации является непосредственно
вышестоящей судебной инстанцией по
отношению ко всем федеральным окружным
судам - верховным судам республик,
краевым (областным) судам, городским
судам городов федерального значения,
судам автономной области и автономных
округов. На деле это означает, что
Верховный Суд Российской Федерации
обладает полнотой юрисдикции, т.е. он
правомочен на основании поступающих
к нему протестов и кассационных
жалоб пересматривать дела, рассмотренные
на уровне высших судебных инстанций
субъектов федерации, и выносить
по ним окончательные
В январе 2003 года исполнилось 80 лет со времени учреждения Верховного Суда РФ. Свой юбилей Верховный Суд РФ отметил в период завершения судебной реформы, применения нового Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов, дальнейшего совершенствования правосудия, решения организационных проблем деятельности судов. Активным участником проведения новой судебной реформы выступил Верховный Суд РФ. Основными целями реформы были провозглашены формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.
С 1989 года Верховный Суд России возглавляет Вячеслав Михайлович Лебедев.
Состав и структура Верховного Суда РФ
В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации и его аппарат состоит из 795 человек, в том числе - «Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, пять заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, 100 членов Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, шесть членов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 44 главных консультанта, 153 старших консультанта, а также аппарат Военной коллегии в количестве 97 человек».
В соответствии с требованиями
Закона о статусе судей судьей
Верховного Суда Российской Федерации
может стать гражданин
Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации о кандидатах на иные судейские должности в Верховном Суде Российской Федерации (заместителей Председателя Суда и судей). Если Президент Российской Федерации согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.
Судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.
В настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
· Пленума Верховного суда;
· Президиума Верховного суда;
· Судебной коллегии по гражданским делам;
· Судебной коллегии по уголовным делам;
· Военной коллегии;
· Кассационной коллегии.
Возглавляет Суд Председатель; руководство Судом осуществляют также первый заместитель Председателя и заместители Председателя; часть заместителей Председателя одновременно являются председателями судебных коллегий.
Пленум Верховного Суда -
общее собрание судей Верховного
Суда. Этот орган не обладает полномочиями
в сфере осуществления
· рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики;
· утверждает по представлению Председателя Суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Суда;
· утверждает по представлению Председателя Суда Научно-консультативный совет при Суде;
· заслушивает сообщения о работе Президиума Суда и судебных коллегий.
Президиум Верховного Суда является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех федеральных судов общей юрисдикции.
Кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.
«Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российско.
Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ