Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Файлы: 1 файл

верховный суд структура.docx

— 270.00 Кб (Скачать)

История

История российского правосудия уходит своими корнями в глубокое прошлое. Что же касается единого  для всей страны высшего судебного  органа, то прообразом современного Верховного Суда можно рассматривать Правительствующий  Cенат, который был создан 5 марта 1711 года указом Петра I. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден "вместо его царского величества собственной персоны" в отсутствие царя. В Сенат вошли обер-секретарь и девять членов - наиболее приближенных к царю лиц. В вышедшем вскоре после создания Сената новом указе Петра говорилось: "Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестким наказанием, или смертию, смотря по вине".

Созданный с целью дублировать  власть царя, Правительствующий Сенат  вместе с тем вскоре становится органом, координирующим работу других государственных  учреждений. Значение его не подорвало  и введение в 1718 - 1720 годах коллегий; наоборот, Сенат оказался разгруженным от обременительного отраслевого управления.

До самой смерти Петра  Правительствующий Сенат являлся  высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему  коллегиям.

В самом конце царствования Петра (1722) Сенат был реорганизован  и работа его упорядочена. Были учреждены  должности генерал-прокурора Правительствующего Сената, рекетмейстера (лица, отвечающего  за прием жалоб и прошений на решения, волокиту в государственных учреждениях), герольдмейстера. Тогда же учреждаются  и конторы Сената - сенатская, ревизионная, раскольничья.

После смерти Петра I значение Сената падает, а его функции меняются. С 1726 года его власть ограничивает Верховный  тайный совет, а затем Кабинет  министров. В эти годы Сенат вместо Правительствующего именуется Высоким. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной делается попытка возродить значение и роль Сената, но в 1756 году он снова отходит на второй план, после учреждения Конференции при высочайшем дворе.

К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В это время он представлял  собой совокупность двенадцати полусамостоятельных департаментов и ряда других учреждений, объединенных общим руководством генерал-прокурора, бывшего одновременно и министром юстиции Российской империи.

В таком виде, практически  без изменений, Сенат существовал  до 5 декабря 1917 года, когда очередным  декретом советской власти он был  упразднен.

1917 год ознаменовался  отрицанием всего старого, переломом  в истории, отходом от традиций  и опыта российского правосудия. Для рассмотрения гражданских  и уголовных дел повсеместно  и под различными названиями  стали создаваться временные  народные суды (революционный суд,  суд общественной совести, революционный  трибунал и т.д.).

В 1918 году была предпринята  первая попытка создать единый высший суд государства. Посвященный этому  вопросу Декрет о суде № 2 содержал в себе стремление к традициям  российского судопроизводства: "Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам Судебных Уставов 1864 года, постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов". В целях достижения единообразия судебной практики в стране был учрежден Верховный Судебный контроль, который в случае замеченных им противоречий в толковании законов судебными инстанциями выносил бы объединяющие принципиальные решения, принимавшиеся к руководству. Однако эти положения Декрета о суде не были осуществлены.

В Российской Федерации Верховный  Суд впервые был учрежден в  соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 года и введенным в действие 1 января 1923 года. На Верховный Суд  возлагался судебный контроль над всеми  без исключения судебными местами  РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими  судами; рассмотрение в порядке надзора  всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел  по первой инстанции. Первым Председателем  Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

Правом дачи судам разъяснений  по вопросам судебной практики Верховный  Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд  СССР, созданный в 1924 году, и лишь после принятия в 1958 году Основ законодательства СССР и союзных республик о  судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных  республик.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости  и суверенитета Российской Федерации. Стала очевидной и необходимость  проведения судебной реформы. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР  принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что  проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной  деятельности. Судебную защиту прав и  свобод гарантировала гражданину России Конституция РФ 1993 года, что способствовало принятию судами решений, руководствуясь Конституцией РФ как актом прямого  действия.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским  судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что  Верховный Суд Российской Федерации  обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих  к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные  на уровне высших судебных инстанций  субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления  или определения.

В январе 2003 года исполнилось 80 лет со времени учреждения Верховного Суда РФ. Свой юбилей Верховный Суд  РФ отметил в период завершения судебной реформы, применения нового Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов, дальнейшего совершенствования  правосудия, решения организационных  проблем деятельности судов. Активным участником проведения новой судебной реформы выступил Верховный Суд  РФ. Основными целями реформы были провозглашены формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

С 1989 года Верховный  Суд России возглавляет Вячеслав Михайлович Лебедев.

Состав и структура  Верховного Суда РФ

В настоящее время Верховный  Суд Российской Федерации и его  аппарат состоит из 795 человек, в  том числе - «Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель  Председателя Верховного Суда Российской Федерации, пять заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, 100 членов Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Военной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, шесть членов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 44 главных консультанта, 153 старших консультанта, а также аппарат Военной коллегии в количестве 97 человек».

В соответствии с требованиями Закона о статусе судей судьей Верховного Суда Российской Федерации  может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий  высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 10 лет.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации.

Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление  Президенту Российской Федерации о  кандидатах на иные судейские должности  в Верховном Суде Российской Федерации (заместителей Председателя Суда и  судей). Если Президент Российской Федерации  согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя и  его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения  срока и могут быть лишены своих  полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации  в предусмотренных федеральным  законодательством случаях, что  является одной из гарантий обеспечения  независимости судей.

В настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации  действует в составе:

· Пленума Верховного суда;

· Президиума Верховного суда;

· Судебной коллегии по гражданским делам;

· Судебной коллегии по уголовным делам;

· Военной коллегии;

· Кассационной коллегии.

Возглавляет Суд Председатель; руководство Судом осуществляют также первый заместитель Председателя и заместители Председателя; часть  заместителей Председателя одновременно являются председателями судебных коллегий.

Пленум Верховного Суда - общее собрание судей Верховного Суда. Этот орган не обладает полномочиями в сфере осуществления правосудия, но реализует все иные конституционные  полномочия Суда, а также некоторые  другие:

· рассматривает материалы  изучения и обобщения судебной практики;

· утверждает по представлению  Председателя Суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума  из числа судей Суда;

· утверждает по представлению  Председателя Суда Научно-консультативный  совет при Суде;

· заслушивает сообщения  о работе Президиума Суда и судебных коллегий.

Президиум Верховного Суда является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению  к решениям всех федеральных судов  общей юрисдикции.

Кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа  судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

«Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и утверждается Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному  на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе  Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российско.

Кассационная коллегия Верховного Суда, учрежденная Федеральным закон от 4 января 1999г. N 3-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР":

1. рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

2. рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

«Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации  состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей  Верховного Суда Российской Федерации  и утверждается Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации».

В отличие от остальных  судебных коллегий Кассационная коллегия собирается только в тех случаях, когда имеются соответствующие  судебные дела. В период между ее заседаниями судьи, являющиеся членами  Кассационной коллегии Верховного Суда, участвуют в рассмотрении дел  в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о  недопустимости повторного участия  судьи в рассмотрении одного и  того же дела.

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа  судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях  вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке по жалобам  и протестам на решения судов  субъектного уровня, а также в  порядке надзора по протестам  на решения всех федеральных судов  общей юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей  судебных составов и других судей  Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным  судам, в следующем составе:

1) в первой  инстанции гражданские и административные  дела рассматривает судья единолично  либо коллегия, состоящая из трех  судей, а уголовные дела рассматривают  коллегия, состоящая из трех судей,  либо судья и коллегия присяжных  заседателей, либо коллегия, состоящая  из судьи и народных заседателей;

Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ