Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Цель курсовой работы - определить особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретический основ правового регулирования труда
женщин и лиц с семейными обязанностями;
время отдыха и перерывы на кормление;
изучение гарантий и льгот женщинам с детьми;
рассмотрение сущности понятия "лица с семейными обязанностями"
изучение гарантий и льгот лицам с семейными обязанностями;
проведение анализа правовых споров в сфере труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Введение……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования труда женщин
Особенности правового регулир-я труда женщин……5
1.2 Рабочее время и время отдыха: отпуск, перерывы на кормление……………………………………………………..9
1.3. Отпуск по беременности и родам………………………12
1.4.Отпуск по уходу за ребенком………...…………………14
1.5.Ежегодный оплачиваемый отпуск……………………..16
Глава 2 Государственная политика России в регулировании труда женщин……………………………………………….19
Глава 3. Конституционные гарантии регулирования труда женщин и ответственность за их нарушение…………….21
Заключение…………………………………………………26
Список использованной литературы………………………29
ТК РФ значительно
расширил сферу правового регулирования
труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Государство уделило большое внимания
защите материнства, детства, здоровью
женщин во время беременности, родов и
непосредственно после них; предоставило
больше льгот и возможностей на работе.
Ведь в условиях духовного возрождения
общества необходимо уделять большое
внимание подрастающему поколению, от
которого в значительной степени зависит
развитие нашей страны.
19
Глава 2 Государственная политика России в регулировании труда женщин
В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Применительно к защите материнства работающих женщин это означает, что государство обеспечивает создание необходимых условий для сохранения здоровья женщин в процессе труда, в том числе для охраны труда беременных женщин и оказания им надлежащих услуг по охране их здоровья в дородовой и послеродовой периоды, а также для повышения уровня здоровья новорожденных детей.
Такое понимание защиты материнства соответствует содержанию норм многих международных правовых актов.
В целом нормы права об охране труда женщин в дородовой и послеродовой периоды, содержащиеся в российском трудовом законодательстве, согласуются с изложенными общепризнанными принципами и нормами международного права и образуют правовую основу для осуществления практических мер по охране репродуктивного здоровья работающих женщин и здоровья их потомства. Однако, по официальным данным, уровень здоровья женщин детородного возраста остается низким, что влечет за собой увеличение числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Только 30 процентов новорожденных детей могут быть признаны здоровыми. Сохраняются высокие показатели материнской и младенческой смертности. Существенным негативным фактором, влияющим на здоровье женщин, признаются неблагоприятные условия их труда. В настоящее время в российской экономике насчитывается 20 процентов рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и половину занятых на таких работах составляют женщины.
Сложившаяся в обществе ситуация вызывает необходимость разработки и принятия дополнительных мер социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, включая меры правового характера, что требует предварительного анализа законодательства об охране труда женщин и выявления пробелов в этом законодательстве. Необходимость такого анализа вытекает также из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
Сторонами данного Соглашения признано необходимым осуществлять процесс сближения законодательства, в том числе в сферах охраны труда, охраны здоровья и жизни людей, а также по другим направлениям, включая сферу охраны труда женщин.
Выявлению дополнительных правовых средств, принятие которых с учетом сказанного необходимо для усиления правовой защиты работающих женщин в связи с материнством, и посвящена настоящая статья.
Специальные нормы об охране труда беременных женщин и недавно родивших женщин устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в связи с психофизиологическими особенностями их организма, характером и условиями труда и другими основаниями.
Так, в целях обеспечения благоприятных условий труда для беременных женщин им в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти категории женщин переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч.1 ст.254 ТК РФ).
Глава 3. Конституционные гарантии регулирования труда женщин и ответственность за их нарушение
Конституция Российской Федерации (Конституция РФ) закрепляет основные права и свободы человека и гражданина.
Основываясь на этих конституционных нормах, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для беременных женщин и лиц, имеющих детей, которые в силу существующих обстоятельств не могут наравне с другими работниками в полном объеме выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях (трудовой деятельности).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств. Более того, не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации, ТК РФ).
В частности, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (статья 253 ТК РФ).
Данная норма не раскрывает, что именно понимается под термином "ограничивается", и не устанавливает пределы (степень) данного ограничения.
Также запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Вопреки провозглашенным нормам на практике зачастую имеет место также дискриминация при приеме на работу по половому признаку и качествам, не связанным с деловыми. Так, объявления о приеме на работу часто содержат помимо должности, не связанной с особым характером труда и характеристики требуемых качеств, указание на пол работника, что ущемляет права противоположного пола, как правило, женщин. Женщинам предлагается менее престижная работа (менее престижные вакансии). Это является недопустимым, так как данные требования не связаны с деловыми качествами работника и носят дискриминационный характер.
Не допускается какое-либо прямое или косвенное ограничение прав и установление преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, это является явным нарушением равноправия мужчин и женщин, что является недопустимым. Следовательно, подобные объявления о вакансиях являются дискриминационными.
Более того, при приеме на работу работодатель предлагает работнику заполнить анкету, где среди прочих могут содержаться вопросы личного характера, например семейное положение, наличие детей. Работник может посчитать, что такие данные лучше скрыть и указать недостоверные. Со временем могут открыться истинные сведения, и работодатель расторгнет трудовой договор по пункту 11 статьи 81 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае предоставления работником подложных сведений).
В случае если женщина указала, что она не имеет малолетних детей, а в последующем было установлено, что эта информация не соответствует действительности и работодатель принимает решение о ее увольнении по пункту 11 статьи 81 ТК РФ, поскольку семейное положение не относится к деловым качествам работницы, следовательно, мотивом увольнения станет сам факт наличия малолетних детей. Увольнение будет признано дискриминирующим, и работница будет восстановлена на работе.
Решая вопрос о расторжении трудового договора по пункту 11 статьи 81 ТК РФ, необходимо принимать во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2006 г. N 63). В соответствии с пунктом 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указано, что "в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по пункту 11 части первой статьи 81 Кодекса, а не по пункту 11 части первой статьи 77 Кодекса".
Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Наряду с общими
положениями, регламентирующими порядок
расторжения трудового
При увольнении беременных женщин в случаях ликвидации организации оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве осуществляется органами службы занятости населения.
Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 1335 (в ред. от 5 октября 2002 г. N 1129) установлено, что беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию. Органам социальной защиты населения производить уволенным в связи с ликвидацией организаций и нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет: ежемесячные компенсационные выплаты в размере, установленном для женщин, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с организациями всех форм собственности и находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, в случае если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице. Указанные выплаты производить за счет средств федерального бюджета.
Для продления
срока действия трудового договора
в случае истечения срочного трудового
договора в период беременности от женщины
потребуется не только письменное заявление,
но и медицинская справка, подтверждающая
состояние беременности. Продление указанного
срока предусматривается до окончания
беременности (а не до наступления у женщины
права на отпуск по беременности и родам).
Вместе с тем на женщину, срок действия
трудового договора с которой был продлен
до окончания беременности, возлагается
обязанность представлять по запросу
работодателя, но не чаще чем один раз
в три месяца, медицинскую справку, подтверждающую
состояние беременности. Если при этом
женщина фактически продолжит работу
после окончания беременности, то работодатель
вправе расторгнуть с ней трудовой договор
в связи с истечением срока действия договора
в течение недели со дня, когда он узнал
или должен был узнать о факте окончания
беременности. Также допускается увольнение
женщины в связи с истечением срока трудового
договора в период ее беременности, если
трудовой договор был заключен на время
исполнения обязанностей отсутствующего
работника и невозможно с письменного
согласия женщины перевести ее до окончания
беременности на другую имеющуюся у работодателя
работу (как вакантную должность или работу,
соответствующую квалификации женщины,
так и вакантную нижестоящую должность
или нижеоплачиваемую работу), которую
женщина может выполнять с учетом ее состояния
здоровья. При этом работодатель обязан
предлагать ей все отвечающие указанным
требованиям вакансии, имеющиеся у него
в данной местности (предлагать вакансии
в других местностях работодатель обязан,
если это предусмотрено коллективным
договором, соглашениями, трудовым договором).
Заключение
Женщины
и лица с семейными
Необходимость специального правового регулирования труда женщин, обусловлена их физиологическими особенностями, а также масштабами и длительностью периодов женской безработицы, ростом числа домохозяйств, возглавляемых женщиной. Потребность в специальных нормах, регламентирующих труд лиц с семейными обязанностями и опекунов (попечителей) несовершеннолетних, обусловлена положением рассматриваемой категории среди иных претендентов на рабочие места на рынке труда, сложностью их трудоустройства, необходимостью построения трудового процесса с учетом выполняемых ими семейных и опекунских обязанностей.