Особенности регулирования труда женщин и несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопросов связанных с правовым регулированием труда женщин и несовершеннолетних обусловлена тем, что с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в ст. 3 Трудового кодекса РФ (далее - ТК)1 предусматривается, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не является дискриминацией.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………..............................................................................3
1. Особенности регулирования труда женщин…………………………............5
1.1 Гарантии женщинам при трудоустройстве и увольнении с работы...…….5
1.2 Предоставление отпусков и иные гарантии женщинам……………..……10
2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних...........................17
2.1 Заключение и расторжение трудового договора с несовершеннолетними….…………………………………………………...17
2.2 Общая характеристика трудовых гарантий несовершеннолетним………22
Заключение…………………………………………………………………….…..29
Список использованных источников……………………...…...………………32

Файлы: 1 файл

потрудовому.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

    Если  в Перечень включены профессии рабочих  под общим наименованием (например, вальцовщик стана холодного проката  труб, сталевар, бурильщик шпуров и  т.д.), то запрещение применения труда  лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется также и на подручных, помощников и старших рабочих  этих профессий.

    В ряде случаев конкретные запрещенные  работы или профессии в Перечне  не указываются, а говорится о  всех видах работ, выполняемых рабочими в соответствующих производствах. Например, в разделе "Нефтехимические  производства" к таким работам  отнесены все виды работ в производстве синтетических каучуков, жирозаменителей  и продуктов нефтехимии, производствах  технического углерода, регенерата, асбестовых технических изделий. Это означает, что не только в технологических  стадиях названных производств  нельзя применять труд лиц моложе 18 лет, но и на вспомогательных стадиях (упаковка, транспортировка, утилизация отходов).

    В химических производствах запрет на применение труда лиц моложе 18 лет  распространяется на работы с вредными и опасными условиями труда без  указания конкретных работ с такими условиями. Поэтому в химических производствах названные работы определяются самими организациями  по результатам аттестации рабочих мест.

    При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных  учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие 16-летнего возраста, могут находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше 4 часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).

    Профессиональная  подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в Перечень, допускается для лиц  не моложе 17 лет при условии достижения к моменту окончания обучения 18-летнего возраста. Указанное выше требование нахождения на работах, включенных в Перечень, в отношении продолжительности  и условий обучения распространяется также и на данную форму профессиональной подготовки.

    Выпускники  образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет  по профессиям, включенным в Перечень, и не достигшие 18-летнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих  местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах  санитарных правил и норм и правил по охране труда.

    При создании в организациях для лиц  моложе 18 лет безопасных условий  труда, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест и соответствующим заключением  государственной экспертизы условий  труда и органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, работодатель вправе принять  решение о применении труда указанных  лиц на работах, включенных в Перечень. В решении перечисленных вопросов могут принимать участие и  профессиональные союзы.

    Помимо  производств, работ и профессий, включенных в указанный Перечень, имеются и другие работы, на которых  запрещается труд лиц моложе 18 лет. В частности, лиц, не достигших 18-летнего возраста, нельзя привлекать к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК), а также по совместительству (ст. 282 ТК).

    Они не могут заключать трудовой договор  с религиозной организацией (ст. 342 ТК).

    Лишь  по достижении 18-летнего возраста граждане могут поступать на государственную  и муниципальную службу и заниматься деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных и муниципальных  органов, на работу в ведомственную  охрану, где требуется готовность к действиям, связанным с применением  физической силы, специальных средств  и огнестрельного оружия, и на некоторые  другие работы.

    С лицами, принятыми на работу, связанную  с применением или иным использованием материальных ценностей, письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу  вверенного работникам имущества, заключаются  только по достижении ими 18 лет (ст. 244 ТК).

    Ограничения для граждан из числа молодежи при приеме их на работу не являются дискриминационными, поскольку обусловлены  особой заботой об этих лицах как  нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 ТК).

    Необходимостью  особой правовой защиты лиц моложе 18 лет обусловлены и другие особенности  регулирования их труда.

    Так, помимо запрещения для лиц моложе 18 лет работ, выполнение которых  может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, в законодательстве предусмотрено, что при подборе  подходящих для молодежи работ необходимо учитывать, чтобы предоставляемая  молодым гражданам работа соответствовала  их возрастным и психофизиологическим особенностям, способствовала профессиональному  росту, продвижению по службе, формированию и развитию их личности.

    Работникам  в возрасте до 18 лет запрещаются  переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для  них предельные нормы (ч. 2 ст. 265 ТК). Такие нормы подлежат утверждению  в порядке, установленном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии (ч. 3 ст. 265 ТК).

    Лица  моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного  медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения возраста 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру для определения их пригодности  по состоянию здоровья к поручаемой работе. Такие осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст. 266 ТК).

    При приеме этих лиц на работу испытание  с целью проверки их соответствия поручаемой работе не устанавливается (ч. 4 ст. 70 ТК).

    Для лиц моложе 18 лет установлены  сокращенная продолжительность  рабочего времени: для работников в  возрасте до 16 лет - не более 24 часов  в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.

    Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных  учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное  от учебы время, не может превышать  половины указанных выше норм (ст. 92 ТК).

    Продолжительность ежедневной работы (смены) для работников в возрасте от 15 до 16 лет не может  превышать 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов; для учащихся общеобразовательных  учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального  образования, совмещающих в течение  учебного года учебу с работой, в  возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет - 4 часов (ч. 1 ст. 94 ТК).

    Для лиц моложе 18 лет из числа творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов  в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемых Правительством РФ с учетом мнения РТК, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 4 ст. 94 ТК).

    Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18-летнего возраста, предоставляется  продолжительностью 31 календарный  день в любое удобное для них  время. Причем реализовать свое право  на отпуск за первый год работы они  могут и до истечения 6 месяцев  непрерывной работы, требуемой согласно общему правилу, предусмотренному ст. 122 ТК. Кроме того, отпуск лицам моложе 18 лет должен предоставляться ежегодно. Перенесение отпуска на следующий  год запрещается (ст. 124 ТК). Не допускается  и досрочный отзыв таких работников из отпуска (ст. 125 ТК), а также замена им отпуска денежной компенсацией (ст. 126 ТК).

    Если  работник реализует свое право на указанный отпуск после того, как  он уже достиг 18-летнего возраста, то его продолжительность определяется пропорционально отработанному  времени до и после совершеннолетия.

    Нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально  установленной для этих работников сокращенной продолжительности  рабочего времени (ч. 1 ст. 270 ТК). Например, если взрослый работник за 8-часовую  рабочую смену должен сделать 80 деталей, то для подростка в возрасте от 16 до 18 лет норма выработки пропорционально 7-часовой рабочей смене будет  составлять 70 деталей, а в возрасте от 15 до 16 лет - 50 деталей. В таком  же порядке осуществляется нормирование труда учащихся и школьников, работающих на производстве в свободное от учебы  время.

    Для работников моложе 18 лет, поступающих  на работу после окончания общеобразовательных  учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях  и порядке, которые установлены  законами и иными нормативными правовыми  актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки (ч. 2 ст. 270 ТК).

    Порядок оплаты труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности  ежедневной работы зависит от вида оплаты труда.

    При повременной оплате труда заработная плата указанным работникам выплачивается  с учетом сокращенной продолжительности  работы, т.е. пропорционально отработанному  рабочему времени. Однако работодателю разрешено за счет собственных средств  производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих  категорий при полной продолжительности  ежедневной работы (ч. 1 ст. 271 ТК).

    Труд  работников моложе 18 лет, допущенных к  сдельным работам, оплачивается по установленным  сдельным расценкам. Работодатель может  производить им за счет собственных  средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается  продолжительность их работы (ч. 2 ст. 271 ТК).

    В таком же порядке решается вопрос о начислении заработной платы и  установлении доплат несовершеннолетним, обучающимся в общеобразовательных  учреждениях, образовательных учреждениях  начального, среднего и высшего профессионального  образования и работающим в свободное  от учебы время22.

 

Заключение

    Проведенное в работе исследование позволяет  нам сформулировать следующие выводы.

    Равенство прав граждан РФ в сфере труда  независимо от пола, национальности, имущественного и должностного положения, а также  от других обстоятельств обеспечивается не только путем законодательного запрещения дискриминации по указанным основаниям, но и путем обеспечения равных возможностей, т.е. частичного ограничения  общих правил по тем же вопросам либо путем установления для отдельных  категорий работников дополнительных правил (ст. 251 ТК).

    К таким категориям работников относятся  прежде всего женщины и другие лица с семейными обязанностями (гл. 41 ТК). Это позволяет им трудиться без ущерба для своего здоровья и гармонично сочетать семейные и профессиональные обязанности.

    Большая часть дополнительных гарантий распространяется исключительно на женщин, поскольку  они выполняют важную социальную функцию материнства.

    Так, с учетом физиологических особенностей женского организма и выполнения женщинами функции материнства  трудовым законодательством установлены  дополнительные гарантии для женщин, имеющие целью предупредить воздействие  на здоровье женщин и их грудных  детей вредных и опасных производственных факторов, а также обеспечить создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством. По своему содержанию эти гарантии либо ограничивают сферу  применения труда женщин, либо устанавливают  дополнительные льготы для женщин в  период выполнения ими функции материнства (ст. ст. 253 - 255, ч. 1 ст. 259, ст. 260, ч. ч. 1 и 2 ст. 261 ТК).

    Так, например, для обеспечения охраны здоровья женщин согласно ч. 1 ст. 253 ТК ограничивается применение их труда на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

    Перечни таких работ подлежат утверждению  в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения РТК.

    Целями  государственной политики в отношении  лиц в возрасте до 18 лет в сфере  труда является обеспечение их права  на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая  может представлять опасность для  их здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб их физическому, умственному  и нравственному развитию, а также  создание возможностей для эффективной  самореализации молодежи, развития ее творческого потенциала в интересах  страны. Для достижения указанных  целей законодательством установлен минимальный возраст приема на работу, предусмотрена необходимость содействия им в трудоустройстве, определены особые требования к предоставляемой работе, продолжительности рабочего времени  и другим условиям труда.

Информация о работе Особенности регулирования труда женщин и несовершеннолетних