Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:37, курсовая работа
Коллективным договором согласно части первой ст. 361 ТК является локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
В силу рекомендаций Международной организации труда (МОТ) N 91 1951 года "О коллективных договорах" коллективным договором признается любое письменное соглашение относительно труда и найма, заключаемое, с одной стороны, нанимателем, группой нанимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, в случае их отсутствия, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно национальному законодательству.
Согласно ст. 375 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) контроль за исполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
В соответствии со ст. 374 ТК об исполнении коллективного договора, соглашения в сроки, определенные в них, но не реже 1 раза в полугодие, информируются работники, от имени которых они заключены. Способы и порядок информирования определяются сторонами.
Коллективный договор может содержать отдельные пункты или даже раздел о контроле за его исполнением.
Кроме сроков целесообразно включить в содержание коллективного договора пункты о способах и порядке информирования работников. Так, можно определить, что эта информация может подаваться, например, посредством печати с последующим распространением в трудовые коллективы структурных подразделений, размещением на стендах информации или на собраниях (конференциях).
На практике, как правило, проверка исполнения коллективного договора и информирование работников о его исполнении проводятся 2 раза в год с обсуждением результатов:
- за первое полугодие
- на совместном заседании
- за год - на конференции профсоюзной организации.
Порядок проверки может быть следующим.
Руководителем организации и председателем профкома утверждается совместный документ - приказ-постановление о проверке выполнения коллективного договора Комиссией по разработке, обсуждению, заключению и проверке выполнения коллективного договора (далее - Комиссия). Комиссия создается из числа представителей нанимателя и профкома на паритетных условиях. По результатам проверки в утвержденный приказом-постановлением срок Комиссия оформляет акт проверки выполнения коллективного договора. Форма и содержание акта могут быть следующими.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УКЛОНЕНИЯ НАНИМАТЕЛЯ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Т.Б.КЛЕЩЁНОК,
трудовой арбитр по г. Минску
Республиканского трудового арбитража
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 8 июня 2011 г.
Статьей 41 Конституции Республики Беларусь гражданам предоставлено право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
Коллективный договор является одной из основных форм социального партнерства на локальном уровне, то есть в конкретной организации (предприятии, учреждении). Социальными партнерами на данном уровне выступают стороны коллективных трудовых отношений. Это, с одной стороны, работники организации в лице их представительного органа (профсоюза), с другой стороны, наниматель (предприятие, учреждение, организация) в лице его руководителя или лица, им уполномоченного. Взаимоотношения социальных партнеров при заключении коллективного договора строятся на принципах социального партнерства, предусмотренных статьей 353 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК). Среди них следует выделить принцип добровольности принятия обязательств, который подразумевает право, а не обязанность социальных партнеров заключать коллективный договор.
Вместе с тем в соответствии со статьей 357 ТК каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (или иной согласованный сторонами срок). Прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке не имеет права ни одна из сторон.
Наниматель обязан по просьбе профсоюза представлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, в том числе информацию о социально-экономическом положении организации, в которой ведутся переговоры. Эта норма закреплена не только в статье 357 ТК, но и в Рекомендациях Международной организации труда от 19.06.1981 N 163 "О содействии коллективным переговорам".
На практике возникают ситуации так называемых затянувшихся переговоров, когда наниматель не возражает против коллективных переговоров, но заключать коллективный договор не торопится. К сожалению, законодательством Республики Беларусь не установлен срок, в течение которого коллективный договор должен быть заключен сторонами, в отличие от российского законодательства, устанавливающего для подписания коллективного договора трехмесячный срок со дня начала коллективных переговоров.
В такой ситуации работники вправе вступить в коллективный трудовой спор с нанимателем, выдвинув требования к нанимателю. В соответствии со статьей 379 ТК такое право возникает по истечении одного месяца с начала ведения коллективных переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании или конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). При этом на собрании должны присутствовать более половины работников организации, а на конференции - не менее двух третей делегатов. Требования работников, изложенные в письменной форме, направляются нанимателю.
Наниматель обязан рассмотреть требования в течение десяти дней и письменно уведомить профсоюз о своем решении. В случае отказа нанимателя частично или полностью удовлетворить требования работников возникает коллективный трудовой спор. Нарушение нанимателем десятидневного срока также рассматривается как отказ от удовлетворения требований. О возникшем споре наниматель обязан в трехдневный срок письменно уведомить Республиканский трудовой арбитраж (Арбитраж).
Разрешение коллективного трудового спора первоначально возлагается на примирительную комиссию, создаваемую сторонами спора с участием нейтрального члена, который не должен работать у данного нанимателя или являться членом данного профсоюза. Как правило, нейтральный член избирается сторонами спора из числа трудовых арбитров Арбитража. Примирительная комиссия принимает предложения по урегулированию спора. При несогласии с данными предложениями стороны вправе обратиться за рассмотрением спора непосредственно в Арбитраж.
В функции Арбитража входит не только рассмотрение коллективных трудовых споров, но и методическое руководство системой примирения, координация деятельности нанимателей, профсоюзов и госорганов по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения. Таким образом, квалифицированную консультативную и методическую помощь можно получить на любой стадии коллективного трудового спора как в аппарате Арбитража, так и в его областных структурных подразделениях.
рм гл. 35 "Соглашения, коллективные договоры" ТК, а равно самого коллективного договора предусмотрена ст. 376 ТК, которой установлено, что стороны за указанные действия несут ответственность как в соответствии с законодательством, так и в соответствии с нормами самого коллективного договора.