Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

На рынке труда молодежь – категория многочисленная. Ее готовность к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития общества в будущем.

Значимость этого ресурса неуклонно возрастает. В то же время те, кому кроме молодости и амбициозности зачастую нечего предложить работодателю, испытывают острую потребность в особом внимании со стороны общественных и государственных структур.

Оглавление

Введение 3
I. Понятие и значение охраны труда 5
II. Законодательство об охране труда 15
III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 28
3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда 41
IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин 49
4.1. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет 59
4.2. Охрана труда молодежи 63
V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин 70
Заключение 80
Список использованной литературы 82

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

 

III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

     Хорошо  известно, что мало провозгласить  какие-либо права, главное – претворять их в жизнь. Не секрет, что Россия в настоящее время находится  далеко не на первом месте по уровню жизни и ряд социально-экономических  прав человека государство практически не может обеспечить.

     Запомнилась такая шутка, появившаяся в одной  из газет. Разговор между работником и работодателем: «Я имею право? –  Имеете – А я могу? – Нет, не можете». Этот журналистский каламбур отражает, к сожалению, реальную ситуацию.

     На  взгляд С.Колобовой 15, главное в проблеме прав человека сегодня – не теоретическая разработка и дать не их законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав человека, прежде всего социально-экономических. Важно устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

     Причин  нарушений прав в сфере труда  немало. Одна из них – отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты.

     Термин  «зашита права» принимается в  различных смыслах как в законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита права» чаще всего носит абстрактный характер и означает возможность государства, его органов защитить те или иные права, не конкретизируя, идет ли речь о защите нарушенных прав или о гарантиях, формах реализации каких-либо еще не нарушенных прав. Так, Закон «Об основах государственной службы РФ» одним из принципов государственной службы называет защиту прав и свобод человека и гражданина.

     Отдельные законодательные акты констатируют, какие конкретные права они защищают. Например, профсоюзы должны защищать социально-трудовые права и интересы работников .16

     В юридической литературе различаются защита и охрана субъективного права. Некоторые авторы считают, что ни в трудовом законодательстве, ни в науке проблема защиты трудовых прав не разработана вовсе. Однако это не означает их отсутствия. Так, к способам защиты трудовых прав можно отнести восстановление на работе, объявление забастовки и др.

     Говоря  о возможности самозащиты трудовых прав, необходимо отметить, что спор по поводу соразмерности указанных  действий может стать предметом  рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде.

     В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права, вступать в конфликт с работодателем. Обращение с жалобой на «работодателя» грозит потерей работы. Поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

     Тезис о равенстве сторон трудового  договора справедливо подвергался  критике многими авторами. Отношение  между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей. По этой же причине допускается более широкое, чем в других сферах вмешательство государства в отношение наемного труда. Работник заинтересован в том, чтобы органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства устраняли нарушения по собственной инициативе.

     Обращает  на себя внимание и то, что при  незаконных увольнениях потерпевшие  далеко не всегда обращаются в суд с иском о восстановлении на работе. Они знают, что велика реальность быть уволенным вновь, но уже по какому-то другому основанию. Может быть, установить такой порядок – вместо восстановления на работе уволенному выплачивается денежная компенсация за ее потерю. Тогда надо полагать, незаконно уволенные будут чаще обращаться в суд, что, в свою очередь, заставит работодателей соблюдать их права. С 1995 года суд освободил от обязанности сборов доказательств по делу, бремя доказывания целиком ложится на стороны. Российская состязательность с новым ее содержанием фактически обеспечивает защиту той стороны, которая в состоянии обратиться за помощью к дорогостоящему адвокату.

     Для осуществления в полном объеме конституционного права на судебную защиту необходимо, на взгляд С. Колобовой, создать специализированные трудовые суды.17 Это позволит сократить сроки рассмотрения дел и восстановления нарушенных прав, устранить множественность юрисдикционных органов по разрешению трудовых споров, усовершенствовать правовой механизм реального и быстрого исполнения судебных решений. Создание таких судов актуально в настоящее время в связи с усилением роли локальных актов, регулирующих трудовые отношения.

     Государственный надзор и контроль за соблюдением  требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов и функционирует на основе нормативного акта. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организации, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников до устранения указанных нарушений;
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работника;
  • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалом, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

     Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. Государственные  инспектора труда несут ответственность  за противоправные действия или бездействие  в соответствии с законодательством РФ. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

     Государственный надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства в целях  защиты трудовых прав женщин является одним из важных направлений современной  социальной политики России и составной  частью комплекса мероприятий, предусмотренных Национальным планом, действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы 18. Вопросы соблюдения норм законодательства о труде и об охране труда женщин проверяются государственными инспекциями труда в субъектах РФ как в ходе комплексных проверок (по всем основным институтам трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по данному вопросу, а также в связи с поступившими жалобами работниц о нарушениях их трудовых прав.

     Анализ  результатов проверок, проводимых государственными инспекциями труда в субъектах РФ, показывает, что нарушения трудовых прав женщин, в том числе условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их трудовых прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.

     Таким образом, вступление в силу с 1 февраля 2002 г. ТК РФ пока не оказало существенного  влияния на улучшение ситуации в  сфере социально-трудовых отношений, в том числе с соблюдением трудовых прав работников, включая работающих женщин. Так, в результате проверок были установлены нарушения ст. 253 ТК РФ «Работы, на которых ограничивается применение труда женщин» ТК РФ19 и постановление Совета Министров Правительства РФ от 06.02.93 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

     В Астраханской дистанции пути Приволжской железной дороги женщины работали в качестве путевых рабочих.

     В ЗАО «СМУ-7», ООО «СМУ-33», ТОО (Саратовская область) труд женщин применялся в качестве каменщиков.

     В ЗАО «Красногривенская» (Новосибирская  область) женщина была допущена к  работе на тракторе К-701.

     В сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рябцево» (Смоленская область), СПК «Призыв», «Труженик», «Бельский» (Тверской области), СПК «Маяк», СПК «Дело Октября» (Рязанской области) женщины были допущены по обслуживанию коров и быков-производителей, связанным с перемещением тяжести.

     Следует отметить, что нормы предельно  допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную нарушаются на тех с/х предприятиях и животноводческих фермах, где дойка коров, приготовление и раздача кормов осуществляется женщинами вручную.

     Применение  труда женщин на тяжелых работах  и работах с вредными условиями труда 20 было также выявлено Государственной инспекцией труда при проверке кожвендиспансера г. Серова, областной больницы «Озеро Чусовское», АОЗТ «Эмальпосуда» (Свердловская область) и в ряде других организаций.

       Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную нарушались в ОАО «Кирсаномясо», «Райагрострой» (Тамбовская область), ФГУП «Сплав» (тульская область).

     В ООО «Жилье», СУ «Козылстрой» (Республика Тыва) женщины-маляры переносили ведра  с растворами весом до 20 кг.

     В профтехучилище №7 (п. Сарыг-Сеп) Департамента профессионально-технического образования, в Чербинской хлебопекарне (там же) пекари и продавцы хлебобулочных  изделий переносили мешки с мукой  по 50 кг.

     В МУП «Маслосырзавод Починский» (Нижегородская область) женщины-работницы постоянно вдвоем перемещают коробки с маслом весом 20 кг.

     Нередко в нарушение требований законодательства на многих предприятиях и в организациях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для женщин не устанавливалась сокращенная рабочая неделя.

     Не  была установлена 36-часовая рабочая  неделя для работающих женщин в ООО  «Автотранс», ЗАО «Нижневартовскстройдеталь», ЗАО «Зернышко», ЗАО ПКФ «Спецмонтаж» (Ханты-Мансийский автономный округ).

     В нарушение ст. 261 «Гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора» ТК РФ отдельными работодателями допускалось увольнение беременных женщин по инициативе работодателя. Увольнение возможно, если ликвидируется организация, либо прекращается деятельность предприятия. В исключительных случаях увольнение допускается по пункту 1, подпункту «а» пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

     В ходе проверки заявления Столбецовой  Е.В., работающей по срочному трудовому  договору у предпринимателя без образования юридического лица Блошкиной Е.В. (там же), было установлено, что нарушение ч. 2 ст. 261 ТК РФ по заявлению беременной работницы Столбецовой Е.В. не был продлен срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам. За допущенные нарушения ПБОЮЛ устранено и трудовой договор со Столбецовой Е.В. продлен.

     По  требованию госинспекции труда была восстановлена на работе санитарка  учреждения АМ – 244 / 7 п. Красный Берег (Пермская область) Кичигина  Т.И., которая была уволена с работы по п. 6 ст. 81 ТК РФ, находясь в состоянии беременности. На мой взгляд в данном случае увольнение было обосновано, так как работник грубо нарушал трудовые обязанности и до наступления беременности.

Информация о работе Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин