Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
Тема курсовой работы «Деятельность государства по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда», актуальна тем, что повсюду в мире дискриминация проявляется в той или иной форме. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости. Особенно болезненно воспринимается она в сфере трудовых отношений, поскольку затрагиваются самые важные с точки зрения удовлетворения физических и духовных потребностей права: право на равный доступ к работе, на равное вознаграждение за равный труд, на равные шансы продвижения по службе, на защиту от безработицы и т.д. Не случайно основные трудовые права получили закрепление в Конституции РФ 1993 года (ст. 7, 30, 32, 34, 37, 39 и др.).
Введение …………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ………...6
1.1. Понятие гендерной дискриминации и ее признаки……………………….6
1.2. Виды гендерной дискриминации в сфере труда………………………….17
1.3. Правовые основы преодоления гендерной дискриминации в сфере труда………………………………………………………………………………24
2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА………………………29
2.1. Деятельность прокуратуры по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда……………………………………………………………………….29
2.2. Деятельность судов по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда………………………………………………………………………………30
2.3. Деятельность трудовой инспекции по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда…………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….45
Устранение
дискриминации - важнейшая предпосылка
для того, чтобы люди были способны
избирать свою профессиональную стезю,
развивать свои таланты и способности
и получать вознаграждение в соответствии
со своими заслугами и достижениями.
Дискриминация приводит к возникновению
неравенства на рынке труда и
появлению несправедливых преимуществ.
Базовым
международным документом, лежащим
в основе обеспечения социально-
• право на социальное обеспечение (ст.22),
• комплекс трудовых прав (ст.23),
• право на отдых (включая право на оплачиваемый отпуск), на достойный жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (в том числе и в случае безработицы, старости, болезни, или инвалидности – ст.25)
• право на образование (включая право на бесплатное начальное и среднее образование – ст.26),
• право на свободное участие в культурной жизни общества (ст.27).
Ядро социально-экономических прав в Декларации составляет комплекс трудовых прав, зафиксированных в ст.23:
1.
Каждый человек имеет право
на труд, на свободный выбор
работы, на справедливые и
2.
Каждый человек, без какой
3.
Каждый работающий имеет право
на справедливое и
4.
Каждый человек имеет право
создавать профессиональные
По определению, сформулированному МОТ в Конвенции 111 "О дискриминации в области труда и занятий", дискриминация означает "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращений в области труда и занятий". Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на ее специфических требованиях, не считается дискриминацией.
В 1981 году Международная организация труда приняла Конвенцию №156: «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», которая была ратифицирована Россией в 1997г. Более того, в 1985 г., в конце провозглашенного ООН «десятилетия женщин», Международная конференция труда приняла резолюцию о равенстве возможностей и обращения в труде, которая распространяла принцип гендерного равенства и на получение и размеры пособий .
По мнению МОТ международная трудовая политика и принятые правовые документы способствовали тому, что, начиная с 1980-х годов, во многих странах произошли существенные подвижки, как на правовом/законодательном уровне, так и на уровне национальной политики и повседневной практики по обеспечению гендерного равенства. Однако экономические трудности и нестабильность, вызванная сопутствующими социальными переменами в большинстве регионов мира на протяжении последних 15-20 лет, значительно замедлили это продвижение к гендерному равенству и исключению дискриминации в отношении женщин .
Какова ситуация в России? Практически все эксперты сходятся во мнении, что «в современной России есть правовая база для предотвращения дискриминации по признаку пола». Россия ратифицировала ряд документов, в которых закреплены международные критерии и нормы по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Среди них Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция и политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Европейская социальная хартия, рекомендации IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекинская платформа действий, сентябрь 1995 г.) платформы «Пекин + 5» и «Пекин +10». Российское законодательство в сфере труда и занятости учитывает международные стандарты гендерного равноправия.
Согласно принятой в 1993 году Конституции России женщинам, как полноправным членам общества, должна быть предоставлена вся совокупность прав человека, включая право на труд. Новая правовая норма, вошедшая составной частью в раздел «Права человека» (статья 19, часть 3), гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Положения, запрещающие дискриминацию по признаку пола, содержатся в Трудовом, Уголовном, Гражданском и других Кодексах. Наиболее полно их смысл передается в статьях 3 и 64 Трудового Кодекса.
Статья 3: Запрещение дискриминации в сфере труда, говорит о том, что «Каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав»; Статья 64: Гарантии при заключении трудового договора провозглашает, что «Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора». Серьезные санкции за дискриминацию по признаку пола предусмотрены Уголовным Кодексом РФ, в частности, статьями 136 Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина и 145 Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет.
Важно, что любой российский гражданин вправе рассчитывать на поддержку законодательства и отстаивать свои интересы в суде. Однако парадокс заключается в том, что, по единодушному мнению экспертов, данные правовые нормы остаются невостребованными. Между тем, анализ ситуации показывает, что положение женщин в трудовой сфере далеко от идеального и желаемого.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что трудовое законодательство Российской Федерации нуждается в более четком определении понятия дискриминации, причем перечень дискриминационных оснований должен быть закрытым, наподобие того, как это сделано в законодательстве США. При этом он должен включать только те основания, которые действительно одобрены обществом, которые не вызывают массового неприятия, в частности такое основание, как сексуальная ориентация.
В Российской Федерации необходимо создать орган с функциями, подобными Комиссии по равным возможностям в сфере трудоустройства, существующей в США35. Без специального органа, занимающегося проблемой дискриминации, крайне сложно решить эту проблему в нашей стране. Необходимо создание специальных отделов в Государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации и выделение специалистов также могло бы сдвинуть проблему дискриминации в трудовых отношениях с мертвой точки.
Нужно совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры, опирающиеся на обоснованную оценку сложности труда.
Необходимо трансформировать запретительный характер российского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решения: где, в каком режиме, на каких видах работ быть занятой. Все эти вопросы должна решать сама женщина. Законодательные ограничения полезно сохранить только в вопросах деторождения, кормления грудных детей и наличия в семье детей-инвалидов.
Практически
все эксперты сходятся во мнении, что
«в современной России есть правовая
база для предотвращения дискриминации
по признаку пола»36.
ФЗ
«О прокуратуре РФ» установлено,
что предметом надзора является
соблюдение прав и свобод человека,
основанное на признании их верховенства
в правовой системе Российской Федерации.
В РФ, как и в любом другом
правовом демократическом государстве,
устанавливается система
Прокуратура
как орган, надзирающий за исполнением
и правильным применением всех законов
на территории РФ, в том числе
и ТК РФ, обязана принимать
Прокуратура имеет право провести по Вашей жалобе проверки и вынести предписание об устранении работодателем нарушений.
Однако, в ряде случаев прокуратура может ограничиться разъяснением Ваших прав на пользование иными средствами защиты (жалоба в инспекцию по труду, обращение в суд).
Тем не менее, в таких случаях как защита от дискриминации обращение в прокуратуру может быть достаточно эффективным способом защиты трудовых прав. Например, в случаях нарушения права на равную оплату труда равной ценности, закрепленного статьями 2, 3, 21 ТК РФ.
Для более быстрого рассмотрения Вашей жалобы советуем письменно обращаться в прокуратуру по месту нахождения работодателя38.
Таким
образом, прокуратура обязана принимать
соответствующие жалобы граждан
на нарушения их трудовых прав. Иногда
обращение в прокуратуру может
быть эффективным, а в некоторых
случаях нет
Первый и основной способ защиты от дискриминации – это обращение в суд.
Подсудность при этом будет зависеть от предмета спора, т.е. какие действия работодателя вы оспариваете и как вы сформулировали свое требование.
Большинство трудовых споров подсудно мировым судьям, однако некоторые требования – например, о восстановлении на работе, об изменении формулировки увольнения подсудны районному суду.
Можно выбрать один из следующих вариантов:
– в исковом заявлении просить суд признать какое-либо действие работодателя незаконным и в качестве основания (-ий) приводить доводы, в том числе и о дискриминационности этого действия;
– заявить одновременно два требования: о признании какого-либо действия работодателя незаконным, например, увольнения, и требование о признании этого действия дискриминационным;
– предъявить полностью самостоятельный иск о признании какого-либо действия, или системы действий работодателя, дискриминационными.
В любом случае в иске необходимо указать, в чем заключается нарушение или ограничение Ваших прав, а также просить суд восстановить их, например, восстановить на работе, отменить приказ о наложении выговора и т.п. Помимо этого необходимо заявить требование о компенсации морального вреда, обосновав в иске свои моральные и физические страдания. Сумму денежной компенсации Вы определяете самостоятельно, окончательную же установит суд с учетом того, как он оценит представленные Вами доказательства.