Дискриминация женщин в сфере труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы «Деятельность государства по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда», актуальна тем, что повсюду в мире дискриминация проявляется в той или иной форме. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости. Особенно болезненно воспринимается она в сфере трудовых отношений, поскольку затрагиваются самые важные с точки зрения удовлетворения физических и духовных потребностей права: право на равный доступ к работе, на равное вознаграждение за равный труд, на равные шансы продвижения по службе, на защиту от безработицы и т.д. Не случайно основные трудовые права получили закрепление в Конституции РФ 1993 года (ст. 7, 30, 32, 34, 37, 39 и др.).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ………...6

1.1. Понятие гендерной дискриминации и ее признаки……………………….6

1.2. Виды гендерной дискриминации в сфере труда………………………….17

1.3. Правовые основы преодоления гендерной дискриминации в сфере труда………………………………………………………………………………24

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА………………………29

2.1. Деятельность прокуратуры по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда……………………………………………………………………….29

2.2. Деятельность судов по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда………………………………………………………………………………30

2.3. Деятельность трудовой инспекции по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда…………………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Копия курсач (Автосохраненный).docx

— 106.28 Кб (Скачать)

       Устранение  дискриминации - важнейшая предпосылка  для того, чтобы люди были способны избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности  и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями. Дискриминация приводит к возникновению  неравенства на рынке труда и  появлению несправедливых преимуществ.  

    1. Правовые  основы преодоления гендерной дискриминации  в сфере труда.

       Базовым международным документом, лежащим  в основе обеспечения социально-экономических  прав, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В число социально-экономических  прав данной Декларацией включается:

       • право на социальное обеспечение (ст.22),

       • комплекс трудовых прав (ст.23),

       • право на отдых (включая право  на оплачиваемый отпуск), на достойный  жизненный уровень, необходимый  для поддержания здоровья и благосостояния (в том числе и в случае безработицы, старости, болезни, или инвалидности – ст.25)

       • право на образование (включая право  на бесплатное начальное и среднее  образование – ст.26),

       • право на свободное участие в  культурной жизни общества (ст.27).

       Ядро  социально-экономических прав в  Декларации составляет комплекс трудовых прав, зафиксированных в ст.23:

       1. Каждый человек имеет право  на труд, на свободный выбор  работы, на справедливые и благоприяные  условия труда и на защиту  от безработицы.

       2. Каждый человек, без какой либо  дискриминации, имеет право на  равную оплату труда за равный  труд.

       3. Каждый работающий имеет право  на справедливое и удовлетворительное  вознаграждение, обеспечивающее достойное  человека существование для него  самого и его семьи и дополняемое,  при необходимости, другими средствами  социального обеспечения.

       4. Каждый человек имеет право  создавать профессиональные союзы  для защиты своих интересов  .

       По  определению, сформулированному МОТ в Конвенции 111 "О дискриминации в области труда и занятий", дискриминация означает "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращений в области труда и занятий". Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на ее специфических требованиях, не считается дискриминацией.

       В 1981 году Международная организация  труда приняла Конвенцию №156: «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», которая была ратифицирована Россией в 1997г. Более того, в 1985 г., в конце провозглашенного ООН «десятилетия женщин», Международная конференция труда приняла резолюцию о равенстве возможностей и обращения в труде, которая распространяла принцип гендерного равенства и на получение и размеры пособий .

       По  мнению МОТ международная трудовая политика и принятые правовые документы  способствовали тому, что, начиная с 1980-х годов, во многих странах произошли  существенные подвижки, как на правовом/законодательном  уровне, так и на уровне национальной политики и повседневной практики по обеспечению гендерного равенства. Однако экономические трудности и нестабильность, вызванная сопутствующими социальными переменами в большинстве регионов мира на протяжении последних 15-20 лет, значительно замедлили это продвижение к гендерному равенству и исключению дискриминации в отношении женщин .

       Какова ситуация в России? Практически все эксперты сходятся во мнении, что «в современной России есть правовая база для предотвращения дискриминации по признаку пола». Россия ратифицировала ряд документов, в которых закреплены международные критерии и нормы по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Среди них Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция и политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Европейская социальная хартия, рекомендации IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекинская платформа действий, сентябрь 1995 г.) платформы «Пекин + 5» и «Пекин +10». Российское законодательство в сфере труда и занятости учитывает международные стандарты гендерного равноправия.

       Согласно  принятой в 1993 году Конституции России женщинам, как полноправным членам общества, должна быть предоставлена  вся совокупность прав человека, включая  право на труд. Новая правовая норма, вошедшая составной частью в раздел «Права человека» (статья 19, часть 3), гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности  для их реализации». Положения, запрещающие  дискриминацию по признаку пола, содержатся в Трудовом, Уголовном, Гражданском  и других Кодексах. Наиболее полно  их смысл передается в статьях 3 и 64 Трудового Кодекса.

       Статья 3: Запрещение дискриминации в сфере  труда, говорит о том, что «Каждый  имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав»; Статья 64: Гарантии при заключении трудового договора провозглашает, что «Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового  договора». Серьезные санкции за дискриминацию по признаку пола предусмотрены  Уголовным Кодексом РФ, в частности, статьями 136 Нарушение равенства  прав и свобод человека и гражданина и 145 Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет.

       Важно, что любой российский гражданин  вправе рассчитывать на поддержку законодательства и отстаивать свои интересы в суде. Однако парадокс заключается в том, что, по единодушному мнению экспертов, данные правовые нормы остаются невостребованными. Между тем, анализ ситуации показывает, что положение женщин в трудовой сфере далеко от идеального и желаемого.

       Таким образом, из выше сказанного можно сделать  вывод, что трудовое законодательство Российской Федерации нуждается в более четком определении понятия дискриминации, причем перечень дискриминационных оснований должен быть закрытым, наподобие того, как это сделано в законодательстве США. При этом он должен включать только те основания, которые действительно одобрены обществом, которые не вызывают массового неприятия, в частности такое основание, как сексуальная ориентация.

       В Российской Федерации необходимо создать орган с функциями, подобными Комиссии по равным возможностям в сфере трудоустройства, существующей в США35. Без специального органа, занимающегося проблемой дискриминации, крайне сложно решить эту проблему в нашей стране. Необходимо создание специальных отделов в Государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации и выделение специалистов также могло бы сдвинуть проблему дискриминации в трудовых отношениях с мертвой точки.

       Нужно совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры, опирающиеся на обоснованную оценку сложности труда.

       Необходимо трансформировать запретительный характер российского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решения: где, в каком режиме, на каких видах работ быть занятой. Все эти вопросы должна решать сама женщина. Законодательные ограничения полезно сохранить только в вопросах деторождения, кормления грудных детей и наличия в семье детей-инвалидов.

       Практически все эксперты сходятся во мнении, что  «в современной России есть правовая база для предотвращения дискриминации  по признаку пола»36.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА
    1. Деятельность прокуратуры по преодолению гендерной дискриминации в сфере труда

       ФЗ  «О прокуратуре РФ» установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основанное на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации. В РФ, как и в любом другом правовом демократическом государстве, устанавливается система государственной  защиты прав и свобод граждан. Она  включает в себя перечень государственных  органов, обладающих определенной законом  компетенцией по защите прав и свобод граждан. Согласно ст. 45 Конституции  РФ и настоящему ФЗ защита прав и  свобод человека и гражданина традиционно  провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с  Генеральным прокурором РФ. Она осуществляется как самостоятельное направление  деятельности прокуратуры в виде надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина. Возложение на прокуратуру надзора за соблюдением  требований Конституции РФ усиливает  ее правозащитную функцию, создает, с одной стороны, реальные гарантии прав и свобод граждан, с другой - обеспечивает возможность воздействия  на неправомерные действия органов  власти и должностных лиц. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и  беззакония. Оно проявляется в  точном выполнении предписываемых законом  правил, определяющих правовой статус личности в государстве37.

       Прокуратура как орган, надзирающий за исполнением  и правильным применением всех законов  на территории РФ, в том числе  и ТК РФ, обязана принимать соответствующие  жалобы и граждан на нарушения  их трудовых прав.

       Прокуратура имеет право провести по Вашей  жалобе проверки и вынести предписание  об устранении работодателем нарушений.

       Однако, в ряде случаев прокуратура может  ограничиться разъяснением Ваших прав на пользование иными средствами защиты (жалоба в инспекцию по труду, обращение в суд).

       Тем не менее, в таких случаях как  защита от дискриминации обращение  в прокуратуру может быть достаточно эффективным способом защиты трудовых прав. Например, в случаях нарушения  права на равную оплату труда равной ценности, закрепленного статьями 2, 3, 21 ТК РФ.

       Для более быстрого рассмотрения Вашей  жалобы советуем письменно обращаться в прокуратуру по месту нахождения работодателя38.

       Таким образом, прокуратура обязана принимать  соответствующие жалобы граждан  на нарушения их трудовых прав. Иногда обращение в прокуратуру может  быть эффективным, а в некоторых  случаях нет 

    1. Деятельность  судов по преодолению гендерной  дискриминации в сфере труда

    Первый  и основной способ защиты от дискриминации  – это обращение в суд.  

    Подсудность при этом будет зависеть от предмета спора, т.е. какие действия работодателя вы оспариваете и как вы сформулировали свое требование.

    Большинство трудовых споров подсудно мировым судьям, однако некоторые требования – например, о восстановлении на работе, об изменении  формулировки увольнения подсудны районному  суду.

    Можно выбрать один из следующих вариантов:

    – в исковом заявлении просить суд признать какое-либо действие работодателя незаконным и в качестве основания (-ий) приводить доводы, в том числе и о дискриминационности этого действия;

    –  заявить одновременно два требования: о признании какого-либо действия работодателя незаконным, например, увольнения, и требование о признании этого действия дискриминационным;

    – предъявить полностью самостоятельный иск о признании какого-либо действия, или системы действий работодателя, дискриминационными.

       В любом случае в иске необходимо указать, в чем заключается нарушение  или ограничение Ваших прав, а  также просить суд восстановить их, например, восстановить на работе, отменить приказ о наложении выговора и т.п. Помимо этого необходимо заявить  требование о компенсации морального вреда, обосновав в иске свои моральные  и физические страдания. Сумму денежной компенсации Вы определяете самостоятельно, окончательную же установит суд  с учетом того, как он оценит представленные Вами доказательства.

Информация о работе Дискриминация женщин в сфере труда