Восточно - сибирская дорога

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:21, отчет по практике

Краткое описание

Целью прохождения производственной практики явилось закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении специальных дисциплин, их практическое применение. Ознакомление со спецификой работы Дорожного центра обучения структурного образовательного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого актионерного общества «Российские железные дороги». Производственная практика является важным компонентом в процессе обучения и основной частью практической подготовки специалистов. Именно производственная практика позволяет реально оценить теоретический уровень подготовленности студента.

Файлы: 1 файл

Отчет от 08.09 (Восстановлен).docx

— 495.48 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Целью прохождения производственной практики явилось закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении специальных дисциплин, их практическое применение. Ознакомление со спецификой работы Дорожного центра обучения структурного образовательного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого актионерного общества «Российские железные дороги».  Производственная практика является важным компонентом в процессе обучения и основной частью практической подготовки специалистов. Именно производственная практика позволяет реально оценить теоретический уровень подготовленности студента.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

а) ознакомиться с общей характеристикой предприятия и его организационной структурой;

б) изучить структуру, функции и задачи, формы и методы работы  Дорожного центра обучения;

в) провести анализ корпоративного  духа и стиля предприятия;

г) провести самофотографию рабочего времени;

д) исследовать и разработать рекомендации по развитию мотивации работников;

е) анализ использования трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ предприятия определение  направлений совершенствования  управления

    1. Краткая характеристика предприятия

 

 Дорожный центр обучения был создан в 1997 г. по указу начальника Восточно-Сибирской дороги. В апреле 2012 году ему исполнилось 15 лет, а Иркутской технической школе, возникшей еще в 1922 году, так раньше назывался Дорожный центр обучения, уже 90 лет.

Полное наименование подразделения:

Дорожный центр обучения - структурное образовательное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Место нахождения подразделения: 664020, г. Иркутск, Ленинский район, Иркутск-2, Воинская площадка.

Восточно-Сибирская железная дорога имеет 6 отделов Дорожного центра обучения, расположенных на железнодорожных станциях Иркутск-Сортировочный, Суховская, Нижнеудинск, Тайшет, Северобайкальск, Улан-Удэ, где обучение ведут грамотные преподаватели, используя современную учебно-производственную базу.

Дорожный центр обучения не имеет четко сформулированной миссии, но исходя из его целей и задач, можно сказать, что миссия заключается в следующем: «Дорожный центр обучения – это звено единой системы подготовки и повышения квалификации кадров на дороге, призванное организовать образовательный процесс, соответствующий требованиям и утвержденным планам ОАО «РЖД».

Дорожный центр состоит из нескольких учебных корпусов и общежитий. Учебные корпуса оснащены  учебными тренажерами для подготовки машинистов локомотивов, дежурных по станции, операторов по сортировочной горке и других специалистов. Так же есть компьютерные классы и оборудованные полигоны с условиями, максимально приближенными к реальной обстановке.

За время работы ДЦО получили профессии и повысили квалификацию свыше 120 тысяч  работников Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной, Красноярской, Приволжской и Улан-Баторской железных дорог. Через Центры занятости населения подготовлено свыше 13500 новых рабочих кадров.

 

1.2 Анализ внутренней среды предприятия

 

 

 Целью ДЦО является подготовка высококвалифицированных специалистов по 56 специальностям.

Основными задачами ДЦО в системе профессиональной подготовки кадров  являются:

- профессиональная подготовка работников железных дорог и других филиалов ОАО "РЖД";

- переподготовка, обучение вторым  профессиям, повышение квалификации  работников железных дорог и  других филиалов ОАО "РЖД".

Дорожный цент обучения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

а) организация образовательного процесса по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;

б) разработка рабочих учебных планов и программ на основании примерных учебных планов и программ, утверждаемых ОАО "РЖД";

в) обеспечение безопасных условий и охраны труда работников и обучающихся в ДЦО, а так же проведение мероприятий по предупреждению производственного травматизма;

г) укрепление и развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы дорожного центра обучения;

д) ведение в установленном порядке бухгалтерского и налогового учета и отчетности;

е) расчет затрат, необходимых для ДЦО, подготовка и представление соответствующих предложений в орган управления железной дороги;

ж) ведение делопроизводства и хранение документов в установленном порядке.

Технология работы ДЦО заключается в следующем:

1) Сбор, обработка заявок от служб, дирекций ОАО «РЖД» или иных организаций на подготовку, переподготовку или повышение квалификации рабочих кадров, (не позднее, чем за 3 месяца до начала учебных занятий).

2) Составление и корректировка учебного плана в соответствии с заявками. Система подготовки согласована со всеми службами. Указания, инструкции, телеграммы ОАО «РЖД» поступают в ДЦО так же, как и на предприятия, что дает возможность оперативно вносить изменения в учебные планы.

3) Комплектование учебных групп. Обучение рабочих кадров ОАО «РЖД» длится в течение 1-3,5 месяцев. Помимо переподготовки и повышения квалификации, ДЦО оказывает услуги начальной подготовки с длительным сроком обучения (до 7,5 мес.) машинистов и помощников машинистов локомотивов всех видов тяги, а также путевых машин, котлов и компрессорных установок, кранов на железнодорожном ходу, электрогазосварщиков, газорезчиков, токарей, телефонистов, телеграфистов, дежурных по станции, составителей поездов.

4) распределение общающихся в общежития при наличии свободных мест.

5) непосредственно сам процесс обучения, в течение срока, обусловленного данным направлением.

6) сдача экзамена слушателями, получение свидетельства по итогам успешного обучения и сдачи экзамена.

Технология работы Дорожного центра обучения схожа с технологией работы учебного заведения. В данном случае основными клиентами ДЦО, преимущественно, являются работники железной дороги, которые в целях оптимизации рабочего процесса проходят переподготовку или повышение квалификации.

Охарактеризуем организационную структуру ДЦО.

В нашем случае структура линейно-функциональная рисунок 1, т.к. в ней существуют как линейные (звенья, в которых сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными звеньями), так и функциональные (наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности).

Рисунок 1- Организационная структура ДЦО 

Уровнями управления будут выступать:

  • высший – институциональный уровень (начальник ДЦО).

Деятельность руководителя обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств.

  • средний – управленческий уровень (такие как заместитель начальника по учебно-методической работе, ведущий экономист, ведущий инженер, инженер отдела кадров и др.) решают задачи координации работы низших подразделений.
  • низший – производственно-технический уровень  (различные отделы).  Руководители низшего звена называются операционными. Они ответственны за обеспечение образовательного процесса всеми видами ресурсов и за работу с преподавателями и другими работниками ДЦО.

Штат сотрудников составляет 104 человека, большая часть из них преподаватели, их 58 человек, 12 мастеров производственного обучения и 28 работников занимают руководящие должности. Из преподавателей имеют высшую профессиональную категорию 2 человека, первую – 14 человек, вторую – 16 человек.

В таблице 1 по возрастному принципу сотрудники ДЦО делятся следующим образом:

Таблица 1 – Сотрудники ДЦО

Возрастной состав

Количество человек

% соотношение

До 30 лет

12

11%

31-35 лет

11

10%

36-45 лет

23

22%

46-50 лет

17

17%

Старше 50 лет

41

40%




 

 Количественная структура по возрасту работников представлена на рисунке 2.

                    Рисунок - 2 Состав трудовых ресурсов по возрасту

 

Значительная часть персонала находится в возрастной категории старше 50 лет, это обусловлено спецификой деятельности. Так как в ДЦО большая часть персонала это преподаватели различных категорий, которые имеют опыт работы на железной дороге по специальности определенного профиля и в дальнейшем времени принявшие решение о преподавании студентам центра обучения. Примерно 10% молодых специалистов, которым еще нет 30 лет трудится в ДЦО, а так же 10% тех, кто уже вышел за эту границу

Рисунок - 3 Состав трудовых ресурсов по гендерному признаку

 

Большинство работников преимущественно мужского пола, опять же, что связано со спецификой деятельности организации. В ДЦО обучение проходит по таким направлениям, как монтер пути, дежурный по переезду, составитель поездов, оператор горки.

Рисунок 4 – Штат работников

 

Таким образом, видно, что большую часть всех сотрудников составляют специалисты, что обусловлено спецификой ДЦО. В дорожном центре специалисты - это преподаватели различных категорий и мастера производственного обучения. Состав рабочих составляет всего 4%, а служащие совсем отсутствуют в исследуемой организации. Так же важно отметить, что немалочисленным является управленческий состав, в роли руководителей и составляет 27% от общей численности персонала.

Таблица 2 – Качественный состав трудовых ресурсов предприятия

человек

Показатель

Численность рабочих на конец года

прошлый год

отчетный год

По уровню образования:

   

- незаконченное среднее

        

 
 

- среднее, среднее

15

15

- высшее

84

86

Итого

104

101

По стажу в должности, лет:

   

- до 1

29

27

- от 1 до 3

35

34

- от 3 до 5

14

14

- от 5 до 10

23

23

- более 10

3

3

Итого

104

101


 

Из представленной таблицы можно сделать вывод, о том, что большая часть персонала имеет высшее образование, это связано с требованиями к уровню образования работников Дорожного центра обучения, ведь преимущественная часть персонала - это преподаватели, мастера производственного обучения и руководители. Работников со средним профессиональным образованием 15, работников без образованнее всего 1 (работник вахты).

Одна треть коллектива работает в ДЦО менее года, вторая треть от одного до 3 лет, так же около 20% работников имеют стаж в должности около 10 лет. Такие результаты связаны с тем, что в течение трудового стажа происходят перемещения с   должности на выше стоящую должность, в другой отдел или другое подразделение ОАО «РЖД». 

 

 

 

1.3 Анализ внешней среды предприятия

 

На деятельность организации оказывает влияние воздействие внешней среды. Внешняя среда делится на среду прямого и косвенного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия – это совокупность ситуационных факторов, находящихся за пределами организации, связанных с конкретными институтами или лицами, влияющими на организацию непосредственно.

а.  потребителями услуг ДЦО выступают филиалы ОАО «РЖД» и ДЗО (вагонные ремонтные компании, федеральная пассажирская компания, пригородня пассажирская компания), которые формируют заказы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров дороги. Крупные промышленные предприятия Восточно-Сибирского региона, центры занятости населения Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края, и физические лица, тесть местное население области.

Ежегодно в ДЦО корректируется перечень профессий, по которым ведется подготовка переподготовка и повышение квалификации в соответствии с задачами заказчиков образовательных услуг. Дорожный центр обучения клиентоориентирован, и по возможности, применяет гибкую ценовую политику.

Местное население, выступающее потребителем услуг Дорожного центра ри обучения рисунок 4 приносит около 48% всех денежных средств, полученных на основе коммерческого обучения, как видно из рисунка 2. По 17% обеспечивают службы занятости и дочерние зависимые общества, и 18% денежные средств получено за счет промышленных предприятий.

 

Рисунок  4 – Диаграмма денежные ср-ва, обеспеченные за счет потребителей

Внешняя среда косвенного воздействия – совокупность ситуационных факторов, находящихся за пределами организации, не связанных с конкретными институтами или лицами и влияющими не организацию опосредованно. К факторам прямого воздействия относятся: потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, законы и государственные органы.    Далее рассмотрим более подробно каждый из факторов.

Информация о работе Восточно - сибирская дорога