Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:21, отчет по практике
Целью прохождения производственной практики явилось закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении специальных дисциплин, их практическое применение. Ознакомление со спецификой работы Дорожного центра обучения структурного образовательного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого актионерного общества «Российские железные дороги». Производственная практика является важным компонентом в процессе обучения и основной частью практической подготовки специалистов. Именно производственная практика позволяет реально оценить теоретический уровень подготовленности студента.
Целью прохождения производственной практики явилось закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении специальных дисциплин, их практическое применение. Ознакомление со спецификой работы Дорожного центра обучения структурного образовательного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого актионерного общества «Российские железные дороги». Производственная практика является важным компонентом в процессе обучения и основной частью практической подготовки специалистов. Именно производственная практика позволяет реально оценить теоретический уровень подготовленности студента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
а) ознакомиться с общей характеристикой предприятия и его организационной структурой;
б) изучить структуру, функции и задачи, формы и методы работы Дорожного центра обучения;
в) провести анализ корпоративного духа и стиля предприятия;
г) провести самофотографию рабочего времени;
д) исследовать и разработать рекомендации по развитию мотивации работников;
е) анализ использования трудовых ресурсов.
1 Анализ предприятия
Дорожный центр обучения был создан в 1997 г. по указу начальника Восточно-Сибирской дороги. В апреле 2012 году ему исполнилось 15 лет, а Иркутской технической школе, возникшей еще в 1922 году, так раньше назывался Дорожный центр обучения, уже 90 лет.
Полное наименование подразделения:
Дорожный центр обучения - структурное образовательное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Место нахождения подразделения: 664020, г. Иркутск, Ленинский район, Иркутск-2, Воинская площадка.
Восточно-Сибирская железная дорога имеет 6 отделов Дорожного центра обучения, расположенных на железнодорожных станциях Иркутск-Сортировочный, Суховская, Нижнеудинск, Тайшет, Северобайкальск, Улан-Удэ, где обучение ведут грамотные преподаватели, используя современную учебно-производственную базу.
Дорожный центр обучения не имеет четко сформулированной миссии, но исходя из его целей и задач, можно сказать, что миссия заключается в следующем: «Дорожный центр обучения – это звено единой системы подготовки и повышения квалификации кадров на дороге, призванное организовать образовательный процесс, соответствующий требованиям и утвержденным планам ОАО «РЖД».
Дорожный центр состоит из нескольких учебных корпусов и общежитий. Учебные корпуса оснащены учебными тренажерами для подготовки машинистов локомотивов, дежурных по станции, операторов по сортировочной горке и других специалистов. Так же есть компьютерные классы и оборудованные полигоны с условиями, максимально приближенными к реальной обстановке.
За время работы ДЦО получили профессии и повысили квалификацию свыше 120 тысяч работников Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной, Красноярской, Приволжской и Улан-Баторской железных дорог. Через Центры занятости населения подготовлено свыше 13500 новых рабочих кадров.
1.2 Анализ внутренней среды
Целью ДЦО является подготовка высококвалифицированных специалистов по 56 специальностям.
Основными задачами ДЦО в системе профессиональной подготовки кадров являются:
- профессиональная подготовка работников железных дорог и других филиалов ОАО "РЖД";
- переподготовка, обучение вторым профессиям, повышение квалификации работников железных дорог и других филиалов ОАО "РЖД".
Дорожный цент обучения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
а) организация образовательного процесса по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;
б) разработка рабочих учебных планов и программ на основании примерных учебных планов и программ, утверждаемых ОАО "РЖД";
в) обеспечение безопасных условий и охраны труда работников и обучающихся в ДЦО, а так же проведение мероприятий по предупреждению производственного травматизма;
г) укрепление и развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы дорожного центра обучения;
д) ведение в установленном порядке бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
е) расчет затрат, необходимых для ДЦО, подготовка и представление соответствующих предложений в орган управления железной дороги;
ж) ведение делопроизводства и хранение документов в установленном порядке.
Технология работы ДЦО заключается в следующем:
1) Сбор, обработка заявок от служб, дирекций ОАО «РЖД» или иных организаций на подготовку, переподготовку или повышение квалификации рабочих кадров, (не позднее, чем за 3 месяца до начала учебных занятий).
2) Составление и корректировка учебного плана в соответствии с заявками. Система подготовки согласована со всеми службами. Указания, инструкции, телеграммы ОАО «РЖД» поступают в ДЦО так же, как и на предприятия, что дает возможность оперативно вносить изменения в учебные планы.
3) Комплектование учебных групп. Обучение рабочих кадров ОАО «РЖД» длится в течение 1-3,5 месяцев. Помимо переподготовки и повышения квалификации, ДЦО оказывает услуги начальной подготовки с длительным сроком обучения (до 7,5 мес.) машинистов и помощников машинистов локомотивов всех видов тяги, а также путевых машин, котлов и компрессорных установок, кранов на железнодорожном ходу, электрогазосварщиков, газорезчиков, токарей, телефонистов, телеграфистов, дежурных по станции, составителей поездов.
4) распределение общающихся в общежития при наличии свободных мест.
5) непосредственно сам процесс обучения, в течение срока, обусловленного данным направлением.
6) сдача экзамена слушателями, получение свидетельства по итогам успешного обучения и сдачи экзамена.
Технология работы Дорожного центра обучения схожа с технологией работы учебного заведения. В данном случае основными клиентами ДЦО, преимущественно, являются работники железной дороги, которые в целях оптимизации рабочего процесса проходят переподготовку или повышение квалификации.
Охарактеризуем организационную структуру ДЦО.
В нашем случае структура линейно-функциональная рисунок 1, т.к. в ней существуют как линейные (звенья, в которых сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными звеньями), так и функциональные (наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности).
Рисунок 1- Организационная структура ДЦО
Уровнями управления будут выступать:
Деятельность руководителя обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств.
Штат сотрудников составляет 104 человека, большая часть из них преподаватели, их 58 человек, 12 мастеров производственного обучения и 28 работников занимают руководящие должности. Из преподавателей имеют высшую профессиональную категорию 2 человека, первую – 14 человек, вторую – 16 человек.
В таблице 1 по возрастному принципу сотрудники ДЦО делятся следующим образом:
Таблица 1 – Сотрудники ДЦО
Возрастной состав |
Количество человек |
% соотношение |
До 30 лет |
12 |
11% |
31-35 лет |
11 |
10% |
36-45 лет |
23 |
22% |
46-50 лет |
17 |
17% |
Старше 50 лет |
41 |
40% |
Количественная структура по возрасту работников представлена на рисунке 2.
Рисунок - 2 Состав трудовых ресурсов по возрасту
Значительная часть персонала находится в возрастной категории старше 50 лет, это обусловлено спецификой деятельности. Так как в ДЦО большая часть персонала это преподаватели различных категорий, которые имеют опыт работы на железной дороге по специальности определенного профиля и в дальнейшем времени принявшие решение о преподавании студентам центра обучения. Примерно 10% молодых специалистов, которым еще нет 30 лет трудится в ДЦО, а так же 10% тех, кто уже вышел за эту границу
Рисунок - 3 Состав трудовых ресурсов по гендерному признаку
Большинство работников преимущественно мужского пола, опять же, что связано со спецификой деятельности организации. В ДЦО обучение проходит по таким направлениям, как монтер пути, дежурный по переезду, составитель поездов, оператор горки.
Рисунок 4 – Штат работников
Таким образом, видно, что большую часть всех сотрудников составляют специалисты, что обусловлено спецификой ДЦО. В дорожном центре специалисты - это преподаватели различных категорий и мастера производственного обучения. Состав рабочих составляет всего 4%, а служащие совсем отсутствуют в исследуемой организации. Так же важно отметить, что немалочисленным является управленческий состав, в роли руководителей и составляет 27% от общей численности персонала.
Таблица 2 – Качественный состав трудовых ресурсов предприятия
человек
Показатель |
||
прошлый год |
отчетный год | |
По уровню образования: |
||
- незаконченное среднее |
|
|
- среднее, среднее |
15 |
15 |
- высшее |
84 |
86 |
Итого |
104 |
101 |
По стажу в должности, лет: |
||
- до 1 |
29 |
27 |
- от 1 до 3 |
35 |
34 |
- от 3 до 5 |
14 |
14 |
- от 5 до 10 |
23 |
23 |
- более 10 |
3 |
3 |
Итого |
104 |
101 |
Из представленной таблицы можно сделать вывод, о том, что большая часть персонала имеет высшее образование, это связано с требованиями к уровню образования работников Дорожного центра обучения, ведь преимущественная часть персонала - это преподаватели, мастера производственного обучения и руководители. Работников со средним профессиональным образованием 15, работников без образованнее всего 1 (работник вахты).
Одна треть коллектива работает в ДЦО менее года, вторая треть от одного до 3 лет, так же около 20% работников имеют стаж в должности около 10 лет. Такие результаты связаны с тем, что в течение трудового стажа происходят перемещения с должности на выше стоящую должность, в другой отдел или другое подразделение ОАО «РЖД».
1.3 Анализ внешней среды предприятия
На деятельность организации оказывает влияние воздействие внешней среды. Внешняя среда делится на среду прямого и косвенного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия – это совокупность ситуационных факторов, находящихся за пределами организации, связанных с конкретными институтами или лицами, влияющими на организацию непосредственно.
а. потребителями услуг ДЦО выступают филиалы ОАО «РЖД» и ДЗО (вагонные ремонтные компании, федеральная пассажирская компания, пригородня пассажирская компания), которые формируют заказы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров дороги. Крупные промышленные предприятия Восточно-Сибирского региона, центры занятости населения Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края, и физические лица, тесть местное население области.
Ежегодно в ДЦО корректируется перечень профессий, по которым ведется подготовка переподготовка и повышение квалификации в соответствии с задачами заказчиков образовательных услуг. Дорожный центр обучения клиентоориентирован, и по возможности, применяет гибкую ценовую политику.
Местное население, выступающее потребителем услуг Дорожного центра ри обучения рисунок 4 приносит около 48% всех денежных средств, полученных на основе коммерческого обучения, как видно из рисунка 2. По 17% обеспечивают службы занятости и дочерние зависимые общества, и 18% денежные средств получено за счет промышленных предприятий.
Рисунок 4 – Диаграмма денежные ср-ва, обеспеченные за счет потребителей
Внешняя среда косвенного воздействия – совокупность ситуационных факторов, находящихся за пределами организации, не связанных с конкретными институтами или лицами и влияющими не организацию опосредованно. К факторам прямого воздействия относятся: потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, законы и государственные органы. Далее рассмотрим более подробно каждый из факторов.