Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:21, отчет по практике
Целью прохождения производственной практики явилось закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении специальных дисциплин, их практическое применение. Ознакомление со спецификой работы Дорожного центра обучения структурного образовательного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого актионерного общества «Российские железные дороги». Производственная практика является важным компонентом в процессе обучения и основной частью практической подготовки специалистов. Именно производственная практика позволяет реально оценить теоретический уровень подготовленности студента.
Чтобы отнести работников исследуемого подразделения к тому или иному типу, необходимо дополнительно проработать отдельные пункты каждой анкеты, отражающие материальную заинтересованность в труде, интерес к самой работе и чувство ответственности опрашиваемых.
Результаты анализа отображены в таблице 4.
Таблица 4- Типологизации персонала ДЦО в зависимости от характера мотивации
Респондент |
Материальная заинтересо- ванность |
Интерес к процессу труда |
Ответственность за выполняемую работу |
Условное название человеческого типа |
1 |
+ |
- |
+ |
«Неустойчивый» |
2 |
+ |
+ |
+ |
«Оптимальный» |
3 |
+ |
- |
+ |
«Неустойчивый» |
4 |
+ |
- |
+ |
«Неустойчивый» |
5 |
+ |
+ |
- |
«Безответственный» |
6 |
+ |
+ |
+ |
«Оптимальный» |
7 |
+ |
+ |
+ |
«Оптимальный» |
8 |
+ |
+ |
+ |
«Оптимальный» |
9 |
+ |
+ |
+ |
«Оптимальный» |
10 |
+ |
- |
+ |
«Неустойчивый» |
11 |
+ |
+ |
+ |
«Оптимальный» |
Результат анализа: все опрашиваемые респонденты по результатам, входят в различные типы «Оптимальный», «Неустойчивый» и один респондент «Безответственный». Это говорит о том, что у каждого респондента свои интересы на предприятии, но все-таки большинство имеют «Оптимальный» тип характера мотивации. При этом 4 респондента имеют «Неустойчивый» тип характера мотивации, они отказываются проявлять творчество и самовыражение в работе. Однако, один респондент охарактеризован как «Безответственный» тип характера мотивации, работник надеется, что «всё сойдёт с рук». В целом картина на предприятии благоприятная, работники имеют интерес к процессу труда и материальной составляющей работы.
2.4.2 Анализ результатов
Для обобщающей оценки результатов анкетирования используются такие показатели, как степень удовлетворенности трудом (У) и ранг оцениваемого фактора.
Степень удовлетворенности трудом по каждому фактору определяется по следующей формуле:
У =
где Н1 - численность совершенно удовлетворенных трудом работников по рассматриваемому фактору; Н2 - численность работников, отметивших вариант ответа "пожалуй, удовлетворен"; Н3 - численность совершенно не удовлетворенных трудом работников; Н4 - численность работников, отметивших вариант ответа "затрудняюсь ответить": Нобщ - общая численность опрашиваемых; К1, К2, К3 - коэффициенты, принимаемые равными соответственно 2, 1 и 0 за варианты ответов: "совершенно удовлетворен", "пожалуй, удовлетворен", и "совершенно не удовлетворен". Показатель степени удовлетворенности трудом рассматривается для каждого из 12 представленных в анкете факторов удовлетворенности.
Фактору, по которому отмечен наивысший уровень удовлетворенности, присваивается первый ранг и так далее по мере снижения показателя У. Результаты расчетов сводятся в таблицу 5, в которой последовательность оцениваемых факт ров определяется в соответствии с их рангом.
Y1 = |
9*2+2*1+0 |
11 |
= 1,8;
Y2 = |
6*2+5*1+1*0 |
11 |
= 1,5;
Y3 = |
3*2+7*1+0 |
11 |
= 1,2;
Y4 = |
5*2+5*1+5*0 |
11 |
= 1,4;
Y5 = |
6*2+5*1+1*0 |
11 |
= 1,5;
Y6 = |
3*2+8*1+0 |
11 |
= 1,3;
Y7 = |
6*2+5*1+0 |
11 |
= 1,5;
Y8 = |
4*2+5*1+1*0 |
11 |
= 1,2;
Y9 = |
5*2+3*1+2*0 |
11 |
= 1,2;
Y10 = |
2*2+8*1+1*0 |
11 |
= 1,1;
Y11 = |
2*2+6*1+0 |
11 |
= 0,9;
Y12 = |
7*2+3*1+1*0 |
11 |
= 1,5.
Таблица 5 - Обобщающая оценка степени удовлетворенностью работой
Ранг |
Факторы удовлетворенности |
Степень удовлетворенности трудом |
1 |
Выбранная профессия |
1,8 |
2 |
Содержание труда |
1,5 |
3 |
Организация труда |
1,2 |
4 |
Оплата труда |
1,4 |
5 |
Отношения в коллективе |
1,5 |
6 |
Стиль и методы работы |
1,3 |
7 |
Отношение администрации к нуждам работников |
1,5 |
8 |
Перспективы профессионального роста |
1,2 |
9 |
Объективность оценки работы руководителем |
1,2 |
10 |
Уровень информированности о делах предприятия |
1,1 |
11 |
Возможность влиять на дела в коллективе |
0,9 |
12 |
Социально-бытовые условия на производстве |
1,5 |
Максимально возможное значение показателя У=2. При значении показателя У=1, можно говорить о среднем уровне удовлетворенности трудом. Соответственно, значение У<1 свидетельствует о имеющей место неудовлетворенности трудом работников исследуемого подразделения.
Можно прийти к выводу, что большинство респондентов удовлетворены реализацией всех факторов, кроме возможности влиять на дела в коллективе. по этому фактору предложения в следующей главе.
В завершение анализа необходимо подробно остановиться на результатах опроса, т.е. оценить изменения состояния факторов, влияющих на удовлетворенность трудом работников ДЦО за последний год. Результаты опроса иллюстрированы на Рисунке 5.
Рисунок 5 – Факторы удовлетворенности трудом
По результатам диаграммы, в настоящее время в ДЦО можно отметить следующие тенденции:
1) положительные изменения
2) большинство работников удовлетворены выбранной профессией, отношением администрации к нуждам работников, а так же отношениями в коллективе. Руководство ДЦО стремится поддерживать состояние социально-психологического климата в коллективе на удовлетворительном уровне;
3) Негативные изменения можно
наблюдать по фактору
2.5 Рекомендации по развитию мотивации сотрудников организации
Для того чтобы руководителю усилить мотивацию работников, в первую очередь, необходимо обратить внимание на вовлеченность работника в коллектив, возможность работника участвовать в обсуждениях и выработке коллективных решений.
В Дорожном центре обучения ситуация сложилась таким образом, что анкетируемые отмечают невозможность влиять на дела в коллективе. Зачастую, некоторые работники имеют способность генерировать предложения и идеи, которые возможно в будущем могут положительно повлиять на весь коллектив.
Руководству ДЦО необходимо обратить внимание на неудовлетворенность работников. Далее представлены мероприятия, которые помогут руководству ДЦО ликвидировать проблему и повысить удовлетворенность сотрудников выполняемой работой:
1) выделить время для совещаний и обсуждений вопросов, затрагивающих не только сам процесс работы, но и работника, как единицу коллектива.
2) создать почву для появления в коллективе лидера, который будет участвовать в обсуждении организационных вопросов с руководством, и выдвигать предложений от имени всего коллектива. Таким образом, повысится вовлеченность работников в процесс труда.
3 Анализ использования трудовых ресурсов
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников с плановой потребностью.
Таблица 6 - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
Человек
Категория работников |
Численность |
Процент обеспеченности | |
план |
факт. | ||
Начальник дорожного центра |
1 |
1 |
100 |
Начальник отдела |
7 |
7 |
100 |
Заместитель начальника центра |
2 |
2 |
100 |
Инженер |
14 |
14 |
100 |
Ведуший экономист |
1 |
1 |
100 |
Мастер производственного обучения |
12 |
10 |
83,3 |
Преподаватель |
58 |
57 |
98,2 |
Заместитель начальника отдела |
4 |
4 |
100 |
Методист |
3 |
3 |
100 |
Библиотекарь |
1 |
1 |
100 |
Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов |
1 |
1 |
100 |
Итого |
104 |
101 |
97,1 |