Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность работы и надежность двигателя.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Насосный  агрегат (рис. 25) представляет собой  устройство, состоящее из центробежного вентилятора (нагнетателя воздуха), топливного (шестеренчатого) и жидкостного (центробежного) насосов, приводимых от одного электродвигателя. Топливный насос установлен в отдельном корпусе и привернут к противоположной стороне электродвигателя.

Первоначальное  воспламенение топлива в горелке  котла осуществляется электроискровой  свечой, работающей в комплекте со специальной катушкой зажигания  с транзисторным коммутатором.

Рис. 23. Котел подогревателя ПЖД-30 в сборе: 
1 — электронагреватель топлива; 2 — электромагнитный клапан; 3 — патрубок отвода жидкости; 4 — свеча; 5 — штуцер подвода топлива; 6 — патрубок отвода газов; 7 — фильтр топливный; 8 — котел; 9, 10 — газоходы; 11 — форсунка; 12 — горелка; 13 — завихритель воздуха; <14 — патрубок подвода воздуха; 15 — нагреватель топлива; 16 — патрубок подвода жидкости в котел подогревателя

Управление  работой предпускового подогревателя  ПЖД-44Б осуществляется от специального щитка (рис. 28), Установленные на нем тумблеры служат для включения и выключения отдельных приборов. Тумблер электродвигателя насосного агрегата имеет два положения: “Пуск” и “Работа”. В положении “Пуск” в цепь электродвигателя последовательно включается дополнительное сопротивление для уменьшения частоты вращения вала электродвигателя, производительности воздушного вентилятора подогревателя и снижения интенсивности обдува воздухом свечи накаливания, что повышает надежность розжига подогревателя.

Рис. 24. Факельная штифтовая свеча: 
1 — нагревательный элемент; 2 — корпус свечи; 3 — фильтр; 4 — штуцер; 5 — жиклер; 6 -трубка; 7 — сетка; 8 — контргайка; 9 — резьбовая часть корпуса; 10 — объемная сетка; 11 — экран

Рис. 25. Насосный агрегат подогревателя  ПЖД-30: 
1 – сливной краник; 2 – корпус жидкостного насоса; 3 – рабочее колесо жидкостного насоса; 4, 11 – уплотнительные манжеты; 5 – крыльчатка вентилятора; 6 – корпус вентилятора; 7 – электродвигатель; 8 – муфта топлиimg src=вного насоса; 9 – ведущая шестерня топливного насоса; 10 – ведомая шестерня топливного насоса; 12 – редукционный клапан

Рис. 28. Схема включения подогревателя  ПЖД-44Б в систему охлаждения двигателя ЯМЗ: 
1 – заливная труба; 2 – поддон двигателя; 3, 10 – сливные краны; 4 — котел подогревателя; 5 — патрубок выпуска отработавших газов; 6 — топливный насос; 7 — электродвигатель; 8 — воздухоподводяща i труба; 9 — нагнетатель; 11 — водяной насос; 12 — электромагнитны.! клапан; 13 — трубопровод к радиатору; 14 – форсунка; 15 — свеча накаливания; 16 — горелка; 17 — фильтр очистки топлива (на двигателе); 18 — запорный кран; 19 — щиток управления подогревателем; 20 — контрольная спираль; 21 — включатель электромагнитного клапана; 22 — переключатель электродвигателя; 23 — включатель свечи; 24 — трубопровод подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров; А — прямой газоход; В – обратный газоход

В положении  “Работа” электродвигатель насосного агрегата находится под номинальным напряжением аккумуляторных батарей, обеспечивающим нормальный режим работы подогревателя.

В цепь электродвигателя насосного агрегата и топливного электромагнитного  клапана включены предохранители.

Порядок пуска холодного дизеля при помощи подогревателя ПЖД-30 зависит от типа охлаждающей жидкости.

Если  в системе охлаждения используется низкозамерзающая охлаждающая жидкость Тосол, необходимо: – открыть топливный  кран подогревателя и заполнить  систему топливом, сделав несколько качков ручным топлиВоподкачивающим насосом ТНВД; – установить рычаг переключения передач коробки передач в нейтральное положение; – включить выключатель массы; – произвести продувку котла и нагрев топлива, для чего включить электродвигатель насосного агрегата, переведя ручку переключателя в положение III; – после 10-15 с выключить электродвигатель, переместив ручку переключателя в положение 0. Для подогрева топлива в достаточной мере при температуре — 20 °С необходимо рукоятку крана удерживать 20 с, при -30 °С — 30, при -40 °С — 60, при -50 °С — до 90 с; – включить электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и пусковую свечу подогревателя переводом ручки переключателя в нефиксированное положение I и удерживать ее в таком положении до появления в котле характерного гула, свидетельствующего о том, что топливо в горелке котла воспламенилось; – отпустить рукоятку переключателя, которая автоматически займет положение II и тогда отключится пусковая свеча. Если характерный гул котла продолжается, то это указывает на то, что подогреватель пустился и работает нормально.

Если  пустить подогреватель не удалось, перенести рукоятку переключателя  в положение 0 и через минуту повторить  пуск. При неудачной повторной  попытке пустить подогреватель с продувкой котла, необходимо найти неисправность и устранить ее.

После нагрева охлаждающей жидкости в  системе охлаждения двигателя до температуры 70-80 °С включить подогреватель, переведя рукоятку переключателя в  положение III, а по истечении 60-120 с после прекращения горения выключить электродвигатель насосного агрегата, переведя рукоятку переключателя в положение 0.

Закрыть топливный кран подогревателя. После  прогрева приступить к пуску двигателя.

Если  в системе охлаждения используется вода, необходимо: закрыть жалюзи радиатора, кран отопителя кабины, отключить масляный радиатор и откинуть кабину;

подготовить воду (30-32 л) для заполнения всей системы  охлаждения; вывернуть пробки наливных отверстий расширительного бачка  и воронки подогревателя. Закрыть сливные краны котла, насосного агрегата и нижнего патрубка радиатора.

В случае замерзания кранов нужно закрыть  их во время заливки воды, в момент появления течи воды из них; – перед  заливкой воды в систему произвести пробный пуск подогревателя на 10— i 5 с, после чего выключить подогреватель; – через воронку подогревателя залить 2 л воды и снова включить подогреватель; – немедленно, как только начнет работать подогреватель, дополнительно залить в котел 4 л воды и завернуть пробку воронки; – когда появится пар из заливной горловины расширительного бачка, свидетельствующий о нагреве двигателя, заполнить водой всю систему охлаждения через горловину расширительного бачка и закрыть ее пробкой; – опустить кабину, дать подогревателю проработать еще 3-8 мин в зависимости от температуры окружающего воздуха и выключить подогреватель; – закрыть топливный кран подогревателя; – пустить двигатель.

При достижении водой в системе охлаждения температуры 60-70 °С открыть кран отопителя кабины, после чего можно выехать на линию.

Для слива  воды из системы охлаждения следует  открыть пробку расширительного  бачка, а затем краны котла  подогревателя, насосного агрегата, радиатора, отопителя кабины. При  этом необходимо автомобиль поставить  с заметным кре-. ном на правую сторону, но ни в коем случае не с наклоном назад или с креном на левую сторону по ходу автомобиля.

Пользоваться  пусковым подогревателем при применении воды в системе охлаждения двигателя  следует очень осторожно, так  как невыполнение требуемого обращения  с ним может привести к замерзанию воды как при ее заливке, так и при неполном сливе.

Характерная особенность пускового подогревателя  дизеля ЗИЛ-645 заключается в том, что он может работать автоматически, без участия водителя, используя  таймер.

К приборам управления пусковым подогревателем относятся таймер, терморегулятор, переключатель режима работы подогревателя, кнопка включения электроподогрева топлива, реле переключения режимов работы и предохранители 16А и 6А.

Для включения  подогревателя “Вебасто” двигателя  ЗИЛ-645 необходимо: – открыть кран топливного бачка подогревателя. Установить рычаг переключения передач коробки передач в нейтральное положение. Включить выключатель массы; – нажать кнопку на таймере “Нагрев включен” (загорится светодиод желтого свечения), установить переключатель режимов работы подогревателя на щитке приборов в положение 40 или 75 °С в зависимости от того, какую температуру требуется поддерживать в системе охлаждения; – дальнейшее управление работой подогревателя осуществляется автоматически электронным блоком управления по сигналам от датчиков температуры котла, индикатора пламени с учетом положения переключателя режимов работы подогревателя.

Подогреватель выключается повторным нажатием кнопки “нагрев включен”. Когда  подогреватель не используется, кран на топливном бачке закрывается.

Если  пуск дизеля не удался, через 10 с после  включения подогревателя светодиод  желтого свечения гаснет и подогреватель  выключается.

При необходимости  использования подогревателя в  автоматическом режиме следует включить таймер – нажать кнопку “индикация”, при этом на световом табло будут высвечены четыре нуля. При нажатии кнопки “время” начинается мигание раздельных точек, свидетельствующих о пуске генератора, т. е. о начале отсчета времени. Кнопками “часы” и “минуты” выставить текущее время. При нажатии кнопки “таймер включен” загорается светодиод красного свечения на передней панели, а при нажатии кнопки “таймер” на табло высветится информация -5-55. При этом не должно быть мигания раздельных точек. Кнопками “часы” и “минуты” следует выставить время, в которое должен включиться подогреватель. Нажатием кнопки “время” вернуть на табло показание текущего времени.

Контакты  реле, включающего подогреватель, замкнутся  в заданное время и останутся  замкнутыми в течение 32, 64 или 128 мин в зависимости от положения переключателя таймера – 30-60-120.

После включения подогревателя начинают работать электродвигатели жидкостного  насоса, вентилятора и топливного насоса. Примерно через 20 с автоматически  включаются электромагнитный клапан и высоковольтный источник напряжения. При этом в камеру сгорания подогревателя через форсунку вспрыскивается топливо и воспламеняется искрой свечи зажигания. После установления устойчивого горения индикатор пламени (фотоэлемент) отключает источник зажигания. Горение продолжается до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости достигнет предела срабатывания температурного датчика. После чего топливный клапан отключается, прекращаются подача топлива и его горение.

В течение  примерно 150 с жидкостный насос и электродвигатель вентилятора и топливного насоса будут работать. По истечении этого времени вентилятор и топливный насос отключаются, а жидкостный насос продолжает работать. При снижении температуры в системе охлаждения ниже заданного предела срабатывает температурный датчик и снова происходит автоматический розжиг подогревателя. В зависимости от положения переключателя режимов работы подогревателя на щитке приборов управление работой подогревателя осуществляется или от датчика, пределы срабатывания которого 68-75 °С, или от датчика, пределы срабатывания которого 30-40 °С.

Работа  подогревателей в автоматическом режиме продолжается до его выключения, при  этом гаснет светодиод желтого свечения, отключается электромагнитный клапан и горение в котле прекращается,

К пользованию  подогревателем должны допускаться  лица, хорошо знающие его устройство и правила обращения с ним  при пуске двигателя. Неумение обращаться с подогревателем может привести к возникновению пожара.

Присутствие водителя при пуске двигателя обязательно. Он должен внимательно следить за горением топлива в котле до выключения подогревателя и при необходимости применять огнетушитель.

Запрещается пуск двигателя с применением  подогревателя в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание  отравления угарным газом.

Необходимо  постоянно следить за чистотой пускового  подогревателя, а также двигателя, так как замасленность двигателя, особенно его картера, и подтекания топлива из трубопроводов могут  служить причиной возникновения  пожара.

Продолжительность работы подогревателя без жидкости в полости котла более 20 с не допускается.

Запрещается дозаправка перегретого котла подогревателя  водой из-за отсутствия низкозамерзающей жидкости. В этом случае котел подогревателя  предварительно охлаждается.

Запрещается пользоваться подогревателем после выхода двигателя на установившийся режим работы, а также в случае появления открытого пламени из выпускного патрубка подогревателя.

При низких температурах окружающего воздуха (до —25 °С) для облегчения пуска дизеля, работающего на маловязком масле, можно применять другие средства облегчения пуска, устанавливаемые на автомобилях: электрофакельное устройство и пусковые жидкости. В условиях АТП используются стационарные групповые подогреватели двигателей — воздушные (калориферные), электрические подогреватели, газовые горелки и другие средства.

Электрофакельное  устройство применяется для подогрева  воздуха на впуске в дизель, что  повышает температуру заряда в конце  такта сжатия в цилиндрах двигателя, способствуя созданию условий, необходимых для самовоспламенения топлива. Этим целям служит теплота, получаемая при сгорании жидкого топлива во впускном тракте двигателя.

Топливо, поступающее к факельным свечам, сгорает не полностью.

Несгоревшая его часть в виде аэрозоли и  пара поступает в цилиндр с пламенем, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания дизеля топливом.

Установленное на дизельных автомобилях семейства КамАЗ, Урал-4320, ЗИЛ-4331 электрофакельное устройство служит для облегчения пуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже — 5 °С.

При температурах воздуха ниже —25 °С указанное устройство используется совместно с предпусковым подогревателем дизеля.

Информация о работе Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя