Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность работы и надежность двигателя.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Система охлаждения служит для обеспечения  нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния  системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность  работы и надежность двигателя.

Для обеспечения  нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей  жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах: 80—95 °С для  автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЭИЛ-375Я5; 75-95 °С для ЗИЛ-375ЯТ, ЗИЛ-645; 80-98 °С для  КамАЗ-740; 80-90 °С для 3M3-53, ЗМЗ-66, ЗМЗ-24Д. При загорании контрольной лампы — сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен для устранения причины перегрева,

При заливке охлаждающей  жидкости в систему необходимо открыть кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилидров и закрыть их после появления из них жидкости. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины.

После пуска двигателя и его работы на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора  и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. Воду при сливе ее из системы охлаждения следует собрать и использовать вновь. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель  нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке  охлаждения блока цилиндров.

Запрещается пуск и  кратковременная работа двигателя  после слива охлаждающей жидкости, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладок головок блоков и короблению головок блоков цилиндров.

Необходимо помнить, что частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образования накипи.

В летнее время нужно  следить за чистотой сердцевины радиатора  системы охлаждения. При засорении  сердцевины ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему охлаждения.

Систему охлаждения необходимо промывать после обкатки  нового автомобиля и два раза в  год при сезонных ТО.

При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой.

Двигатель и радиатор. Сначала нужно промыть двигатель, а затем радиатор, направляя поток  промывочной воды обратно циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе. Перед этим нужно с двигателя  снять термостаты, вывернуть из блока цилиндров и радиатора сливные краны, отсоединить трубопроводы, идущие к расширительному бачку (двигатели КамАЗ), и закрыть отверстия пробками.

Промывать двигатель  нужно до тех пор, пока сливаемая  вода станет совершенно чистой. Затем  устанавливают трубопроводы, соединяющие двигатель с радиатором и расширительным бачком. После этого нужно направить из шланга воду под сильным напором в отверстие патрубка термостата и прекратить подачу лишь после того, как из отверстий сливных кранов потечет чистая вода без примесей. Перед установкой сливные краны следует прочистить, промыть и проверить их исправность.

Радиатор нужно  промывать, пользуясь шлангом под  сильным напором воды, через его  нижний патрубок, чтобы вода выливалась через верхние патрубки. Для отвода воды на верхние патрубки радиатора нужно надеть шланги.

Если вода жесткая, то перед заливкой в систему охлаждения ее необходимо смягчить, т. е. удалить  соли кальция и магния, используя  следующие способы: – кипячение  воды в течение 30—40 мин в котлах различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, другая часть собирается в шлакоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды; – добавление в воду технического трилона, порошка белого цвета; он легко растворяется в воде, не ядовит, не вызывает ее вспенивания при нагреве и кипячении, не оказывает вредного влияния на детали системы охлаждения; – применение специальных очистных установок для смягчения воды с помошью натрийкатионитных фильтров, выпускаемых промышленностью различных размеров и пропускной способности.

Если отложения  накипи в рубашке системы охлаждения двигателя и радиатора велики, необходимо применить химический способ удаления накипи для разрушения нерастворимых  солей специальными составами.

Для двигателей с  чугунными и алюминиевыми головками блока применяют четырехпроцентный раствор ингибированной соляной кислоты. В качестве ингибиторов, присадок для уменьшения разъединяющего действия соляной кислоты на чугун и алюминий применяют составы типа ПБ-5 и ПБ-6, а также уротропин, формалин, фурфурол, столярный клей и др. При отсутствии ингибированной соляной кислоты заводского приготовления берут на 10 л воды 0,5 л крепкой (дымящей) соляной кислоты и 15 г уротропина.

Для двигателей с  чугунными головками цилиндров  применяют также раствор каустической соды (едкого натра) — 0,8 кг соды и 0,5 л керосина на 10 л воды.

Перед заливкой первого  раствора систему охлаждения промывают  холодной водой в течение 5—10 мин, после чего заполняют раствором, пускают двигатель и прогревают его, пока температура раствора в системе охлаждения не поднимется до 40 °С. Раствор сливают через 5 мин, но если автомобиль постоянно находится на безгаражном хранении и имеет более 30 тыс. км пробега после последней промывки системы охлаждения, раствор сливают через 15 мин.

Для нейтрализации  действия соляной кислоты следует  заполнить систему другим раствором  — 20 г кальцинированной или 40 г бельевой соды на 10 л воды, затем пустить  двигатель и прогреть раствор  до 60 °С, после чего слить раствор  и промыть систему водой.

Второй  раствор следует залить в систему  охлаждения на 8—10 ч (на ночь), затем  прогреть двигатель, слить раствор  и промыть систему проточной  водой.

Для удаления накипи при обнаружении в воде значительных количеств продуктов  коррозии рекомендуется систему  охлаждения промыть следующим образом. Подготовить раствор из расчета на 1 л воды 20 г технического трилона и залить его в систему охлаждения. После одного дня работы автомобиля (не менее 6—7 ч) этот раствор слить и залить свежий. Так менять раствор в течение 4—5 дней работы автомобиля. По окончании промывки в систему охлаждения залить раствор, содержащий в 1 л воды 2 г трилона.

Рис. 10. Пробка радиатира двигателя ЗИЛ-375ЯТ: 
а — открытие выпускного (парового) клапана; 6 — открытие впускного (воздушного) клапана; 1 — крышка пробки; 2, 9 – шайбы; 3,8- пружины; 4 — стержень выпускного клапана; 5 — тарелка выпускного клапана; б, 11 — уплотни-тельные шайбы; 7 — чашка впускного клапана; 10 — стержень впускного клапана; 12 — пароотводное отверстие

Заливная  горловина радиатора (расширительного  бачка на автомобилях КамАЗ, ЗИЛ-645) герметически закрывается пробкой  с двумя клапанами (рис. 10) — впускным (воздушным) и выпускным (паровым) . Эти клапаны предохраняют радиатор от повреждения как при повышении давления в системе охлаждения на 0,65 МПа в случае закипания воды, так и при разрежении, когда жидкость остывает, пары конденсируются и давление падает ниже 0,013-0,001 МПа.

При прогреве двигателя, а также при движении с пониженной температурой охлаждающей жидкости следует закрывать жалюзи.

Термостат (рис. 11) предназначен для автоматического регулирования  температуры жидкости в системе  охлаждения двигателя и ускорения прогрева после пуска.

Термостаты, установленные  на двигателях ЗИЛ-130, КамАЗ-740, 3M3-53, ЗМЗ-66, имеют твердый наполнитель церезин (нефтяной воск) — термоактивное  вещество, обладающее высоким коэффициентом  объемного расширения в определенных диапазонах температур.

На двигателях ЯМЗ  установлены термостаты с герметически закрытым гофрированным баллоном на 1/2 объема, заполненным легко-испаряющейся жидкостью — смесью этилового  спирта с водой.

У двигателя КамАЗ-740 термостаты размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров; у двигателей ЯМЗ установлены в специальных коробках, которые прикреплены к верхним трубопроводам цилиндров. Коробки термостатов соединены между собой перепускной трубой. У двигателя ЗИЛ-375 термостат помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки.

Исправный термостат  должен обеспечивать отключение радиатора  при температурах до нижнего предела  нагрева охлаждающей жидкости (жидкость циркулирует по малому кругу). Полное включение радиатора должно происходить при достижении жидкостью в системе охлаждения верхнего температурного предела (жидкость циркулирует по большому кругу).

Рис. 11. Термостат  системы охлаждения двигателя ЗИЛ-375: 
а — термостат закрыт; б — термостат открыт; 1 — баллон; 2 — твердый наполнитель; 3 — мембрана; 4 — шток; 5 — шток коромысла; б — заслонка; 7 -корпус; 8 — возвратная пружина; 9 — нижний патрубок; 10 — верхний патрубок

Исправность термостата можно проверить непосредственно  на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний  резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начинаться после показания стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов у двигателя КамАЗ-740 — 80 С, у двигателей ЯМЗ, ЗИЛ, 3M3-53 – 66-70 °С.

Для более точной проверки термостата его следует  снять с двигателя при повторных  ТО-2, очистить от накипи и приступить к проверке исправности.

Так, например, для  проверки термостата двигателя КамАЗ-740 его нужно погрузить в подогреваемую  ванну 5 (рис. 12) с водой емкостью Зле  таким расчетом, чтобы уровень  воды был выше фланца термостата. После  достижения водой температуры 70 ° С нагревать воду следует постепенно, перемешивая, с интенсивностью до 3 град/мин. Для замера температуры воды используют термометр 2 с ценой деления не более 1 С. Индикатором 3 проверить начало открытия клапана термостата, соответствующее температуре, при которой ход клапана составит ОД мм. Начало открытия клапана термостата должно происходить при температуре 78—82 С, а полное открытие наступать при температуре 91—95 С. Величина полного хода клапана термостата должна быть не менее 8,5 мм.

Рис. 12. Схема установки  для проверки термостата:  
1 — кронштейн; 2 – термометр; 3 -индикатор; 4 — термостат; 5 — ванна с водой; 6 — электронагреватель

Рис. 13. Жидкостный насос  двигателя ЗИЛ-130: 
1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка насоса; 7 — уплотнения; 8 — уплотнитель-ная шайба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса

Рис. 14. Жидкостный насос двигателей 3M3-53, -66:

Рис. 15. Жидкостный насос двигателя КамАЗ-740: 
1 —ступица вентилятора; 2 — валик; 3 — корпус; 4 — контрольное отверстие выхода смазки; 5 — пресс-масленка; 6 — крыльчатка; 7 — контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника; 8 — пружина; 9, 10 — обоймы; 11 — манжета; 12 — шайба; 13 – запорное кольцо 1 — корпус; 2 — шкив; 3 — пылеотра-жатель; 4 — шариковый подшипник; 5 — водоотражатель; 6 — комбинированное уплотнение; 7 — крыльчатка; 8 — втулка; 9 — упорное кольцо; 10 — графитовое кольцо; 11 — вал

Жидкостные  насосы и гидромуфта привода вентилятора. Конструктивные особенности жидкостных насосов двигателей ЗИЛ-130, 3M3-53, -66 и КамАЗ-740 и элементы их уплотнения показаны на рис. 13, 14, 15. Насосы для поддержания их в исправном состоянии требуют своевременного обслуживания. ТО жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса (если через контрольное отверстие наблюдается подтекание жидкости) . У автомобилей семейства ГАЗ во избежание поломки корпуса водяного насоса при его разборке необходимо пользоваться специальными съемниками.

Не допускается  зажимать корпус в тисках. Для съема  крыльчатки тасос зажимается в тисках за ступицу шкива, для съема ступицы  – за валик.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ РАЗБОРКУ И СБОРКУ НАСОСА С ПРИМЕНЕНИЕМ  УДАРОВ МОЛОТКА

Смазывают подшипники насоса через пресс-масленку до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток  смазки следует удалить, так как  она может попасть на приводной ремень.

У жидкостного  насоса двигателей ЗИЛ перед смазкой  подшипников необходимо предварительно отвернуть пробку контрольного отверстия, а затем завернуть ее.

Для автоматического  поддержания нормальной температуры  двигателя привод вентилятора двигателя КамАЗ-740 осуществляется посредством гидромуфты (рис. 16), которая передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена соосно с коленчатым валом.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего 10 и ведомого 9 колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе — 33 лопатки, на ведомом — 32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую поверхность  гидромуфты и наполняется маслом. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Масло из главной магистрали системы смазывания двигателя в рабочую полость  гидромуфты поступает через выключатель  гидромуфты (рис, 17), управляющий ее работой, Выключатель установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Информация о работе Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя