Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность работы и надежность двигателя.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Конструкция электрофакельного устройства показана на рис. 29.

Топливо к факельным свечам поступает  из топливного бака системы питания  двигателя, а электрический ток  — от аккумуляторных батарей. На рисунке  приведена также электрическая  схема устройства.

Для пуска  дизеля с применением электрофакельного  устройства необходимо: – установить в нейтральное положение рычаг  управления коробкой передач, проверить, чтобы рукоятка останова двигателя  была в рабочем положении; установить рукоятку ручного управления подачей топлива в положение, соответствующее средней частоте вращения коленчатого вала, предварительно нажав на педаль подачи топлива; – при стоянке автомобиля продолжительностью более суток произвести прокачку топлива ручным топливоподкачивающим насосом; – включить выключатель “массы” аккумуляторных батарей и установить ключ выключателя приборов и стартера в положение I; – нажать на кнопку выключателя электрофакельного устройства и удерживать ее в продолжение всего времени пуска двигателя, наблюдая за показанием амперметра и недопуская зашкаливание его стрелки; выключить сцепление; – после загорания контрольной лампы включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе положение, не отпуская кнопку выключателя электрофакельного устройства (продолжительность работы стартера не должна превышать 15 с, при нормальных вспышках в цилиндрах допускается включение стартера до 25 с) ; – после пуска дизеля отпустить ключ выключателя приборов и стартера, а кнопку выключателя электрофакельного устройства удерживать до появления устойчивой работы дизеля, но не более 60 с.

Электрофакельное  устройство не требует специального ТО в процессе его эксплуатации.

Однако  осенью при сезонном ТО следует выполнить  следующие операции: 
1. Отсоединить топливопроводы, снять факельные свечи, очистить от отложений металлокерамический фильтр, жиклер, объемную сетку и экран, промыть их бензином и продуть сжатым воздухом, 
2. Установить факельные свечи и подсоединить топливопроводы. 
3. Освободить топливопроводы электрофакельного устройства от летнего дизельного топлива после замены его на зимнее в системе питания двигателя, для этого: – пустить двигатель и дать ему поработать со средней частотой вращения коленчатого вала до тех пор, пока полностью не выработаются остатки летнего топлива из системы питания; – остановить двигатель и отсоединить топливопроводы от факельных свечей; – открыть электромагнитный клапан подачей напряжения с помощью выключателя на его штекер со штекера провода подкапотной лампы (при этом выключатель “массы” должен быть включен). Открытие клапана сопровождается характерным щелчком; – прокачать систему питания двигателя ручным топливоподкачивающим насосом для слива из топливопроводов летнего топлива; – подсоединить топливопроводы.

Работу  электрофакельного устройства необходимо проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях, соблюдая следующий порядок: – нажать на кнопку контрольной лампы электрофакельного устройства для проверки ее исправности; – включить электрофакельное устройство и проверить исправность факельных свечей по отклонению стрелки амперметра. Положение стрелки у отметки шкалы “30” свидетельствует об исправном состоянии нагревателей свечей. Об исправности электрофакельных свечей можно судить и по продолжительности времени загорания контрольной лампы. Для первого включения электрофакельного устройства оно должно составлять при положительной температуре воздуха 50—70 с, а при отрицательной — 70—110 с. Для повторного включения электрофакельного устройства необходимо дать остыть термореле до температуры окружающей среды; – проверить наличие факела во впускных трубопроводах через консер-вационные отверстия впускного трубопровода двигателя. При отсутствии этих отверстий наличие факела определить на ощупь по нагреву впускных воздухопроводов на расстоянии 70—100 мм от воздушного фильтра. Для проверки факела на холодном двигателе нажать на кнопку включения электрофакельного устройства и после загорания контрольной лампы 1—2 раза включить стартер не более чем на 15 с с перерывом между включениями 1 мин. Наличие факела свидетельствует об исправном состоянии электрофакельного устройства.

Пропускную  способность свечи электрофакельного  устройства определяют на стендах: СДТА-3 (КИ-2220), С-108-1318 фирмы “Мотор-пал” ЧССР и др. На них регулируют также давление топлива. При давлении топлива 0,075 МПа и температуре 15-25 °С расход топлива через свечу за 20-30 с должен составлять 5,5-6,5 см3/мин.

При отсутствии указанных стендов пропускную способность  свечи можно определить с помощью  устройства, показанного схематично на рис. 30, а, а величину потребляемого тока свечи — согласно схеме на рис. 30, б, позволяющей иметь выходное напряжение постоянного тока 19В, поддерживаемое реостатом. При показанном соединении потребителей ток через минуту после включения свечи должен быть равен 11,0-11,8А.

Для проверки параметров термореле следует пользоваться установкой, схема которой показана на рис. 30, в.

Порядок проверки: – установить термореле  на горизонтальную поверхность защитным экраном вверх; – установить и  затем поддерживать с помощью реостата номинальную величину тока 22,8 А, – время с момента включения тока до замыкания контактов и время удержания Их в замкнутом состоянии определить по загоранию контрольной лампы. Для этого один провод контрольной лампы соединить со штекером термореле, а второй – с источником аккумуляторной батареи.

Рис. 30. Проверка свечей злектрофа-кельного устройства и термореле: 
а — схема установки для проверки пропускной способности свечей: I -клапан; 2 — манометр; 3 — воздушный баллон; 4 – топливопровод; 5 — факельная свеча; б – мерный сосуд с ценой деления 0,1-0,2 см ; б – схема проверки потребляемого тока свечи; в — схема проверки термореле

Время с момента включения тока до замыкания  контактов термореле (загорания  контрольной лампы) при температуре  окружающего воздуха 15-25 °С должно быть равно 55-65 с, а время удержания  контактов (горения контрольной  лампы) после отключения напряжения – не менее 45 с.

Герметичность электромагнитного клапана проверяется  подачей сжатого воздуха под  давлением 0,15 МПа к входному каналу клапана. При погружении клапана  в воду не должны выделяться пузырьки воздуха.

Пусковые  жидкости применяются для снижения предельной температуры пуска и минимальных пусковых частот вращения коленчатого вала как дизелей, так и карбюраторных двигателей при отрицательных температурах окружающей среды.

Пусковые  жидкости выпускаются под названием  “Арктика” (для карбюраторных двигателей) и “Холод-40” (для дизелей). Они обладают низкой температурой самовоспламенения, высоким давлением насыщенных паров и широкими пределами воспламеняемости. Основным компонентом пусковой жидкости является этиловый эфир. С целью обеспечения мягкой работы двигателя количество этилового эфира в пусковой жидкости ограничивается, а в ее состав вводятся компоненты, снижающие жесткость работы двигателя при пуске. Для дизелей применяются изопропилнитрат и смесь низкокипяших углеводородов. Так как эти компоненты обладают разной температурой самовоспламенения, то обеспечивается неодновременное, поочередное воспламенение сперва этилового спирта, затем изопропилнитрата, смеси низкокипяших углеводородов и, наконец, дизельного топлива.

Жидкость для карбюраторных двигателей состоит из этилового эфира и смеси низкокипяших углеводородов, обладающих хорошей испаряемостью и воспламеняемостью.

Для уменьшения износа двигателей при пуске в  холодное время года в пусковую жидкость добавляют масла с низкой температурой замерзания, содержащие противоизносные и противозадирные присадки: для дизелей до 10 %, для карбюраторных двигателей не более 2 % во избежание образования масляной пленки на поверхности электродов свечей зажигания и отказа их в работе.

В связи с тем что пусковая жидкость легко испаряется и взрывоопасна, ее выпускают в специальных капсулах.

Для ввода  и распыливания пусковой жидкости во впускном трубопроводе двигателя создано  множество устройств. Наибольшее распространение  получило пневматическое распыливание. Устройства, основанные на этом принципе, бывают с ручным воздушным насосом (типа ПП-40, рис. 31) и с посторонним источником воздуха (типа П-1500, рис. 32).

Рис. 31. Пусковое устройство ПП-40: 
1 – воздушный клапан; 2 – рукоятка; 3 – корпус воздушного насоса; 4 – шток; 5 – поршень, 6 – перепускной клапан; 7 – капсула; 8 – трубопровод; 9 – игла-прокалыватель; 10 – крышка; 11 – жиклер-смеситель; 12 – корпус смесителя; 13 – эмульсионный трубопровод; 14 – распылители

Рис. 32. Пусковое устройство П-1500: 
а – общий вид; 6 – смеситель пускового устройства; 1 – резервуар смесителя; 2 – крышка; 3 – контрольный клапан; 4 -запорный вентиль; 5 – кронштейн крепления; 6 – следящий клапан; 7 – жидкостный жиклер; 8 – воздушный жиклер; 9 – смесительная камера; 10 – заборная трубка; 11 – сливная пробка; 12 – трубка соединительная; 13 – перепускной клапан; 14 – тяга управления; 15 – впускной трубопровод двигателя; 16 – распылители; 17 – лонжерон рамы

В устройстве типа ПП-40 запаянная капсула с  пусковой жидкостью, устанавливаемая в корпусе смесителя, прокалывается, Затем в смеситель воздушным насосом 3 нагнетается воздух, где он в определенной пропорции смешивается с пусковой жидкостью. Образующаяся эмульсия через распылители 14 поступает во впускной трубопров эд, а оттуда попадает в цилиндры двигателя.

Более рациональным является устройство, использующее принцип нагнетания воздуха компрессором или его подвода от пневматической системы автомобиля (см. рис. 32). При  этом пусковая жидкость в объеме до 400 см3 заправляется в смеситель (рис. 32, б).

Управление  устройством осуществляется из кабины автомобиля тягой (рис. 32, а) с таким  расчетом, чтобы включить пусковое устройство одновременно с включением стартера. Распылители пусковых устройств  ПП-40 и П-1500 взаимозаменяемы.

Если  при температуре окружающего  воздуха —15 °С минимальные пусковые частоты вращения коленчатого вала составляют около 170 об/мин, то при пуске  двигателя с использованием пусковой жидкости они составляют 30—50 об/мин.

Для пуска  двигателя с использованием пусковых жидкостей необходимо: – проверить уровень маша в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; – поставить рычаг управления коробкой передач в нейтральное положение; – вставить капсулу с пусковой жидкостью в смеситель (устройство ПП-40), плотно привернуть крышку к корпусу и проколоть ее иглой; – установить педаль подачи топлива дизеля в положение максимальной подачи, а у карбюраторного двигателя вытянуть ручку (кнопку) управления воздушной заслонкой карбюратора до ее полного закрытия; – включить выключатель “массы” или зажигание (у карбюраторных двигателей) и выключить сцепление; – нажать на рычаг клапана на рукоятке воздушного насоса и сделать 2-6 качков (в зависимости от температуры окружающего воздуха); – включить стартер и одновременно закачать пусковую жидкость с частотой прокачки 60-80 ходов в минуту во всасывающий трубопровод двигателя; – после пуска двигателя выключить стартер и продолжить подачу пусковой жидкости в темпе, не вызывающем резкого повышения частоты вращения коленчатого вала; – прекратить подачу пусковой жидкости после того, как двигатель начнет устойчиво работать на холостом ходу.

Пуск  Двигателя с помощью устройства П-1500 осуществляется нажатием кнопки управления во время работы стартера.

Если  за одно включение стартера двигатель не пускается, сделать перерыв на 60—90 с и прекратить подачу пусковой жидкости, затем повторить попытку пуска.

Если  двигатель не пускается после  двух-трех включений стартера и пускового  устройства, необходимо выявить и  устранить неисправности в стартере или пусковом устройстве. Перед пуском двигателя с применением пусковой жидкости после устранения неисправностей необходима предварительная прокрутка коленчатого вала стертером в течение 3-5 с без подачи топлива и пусковой жидкости. Отсутствие вспышек в цилиндрах двигателя при прокручивании коленчатого вала без подачи топлива является признаком возможности повторного пуска.

Подготовка  двигателя к работе осуществляется путем его разогрева на малой  и средней частотах вращения коленчатого  вала до нормальной температуры охлаждающей жидкости.

Если  после пуска двигателя отпала необходимость использования автомобиля, прежде чем остановить двигатель  его нужно прогреть при закрытых жалюзи и утеплительном чехле  до температуры охлаждающей жидкости 80—90 °С.

Это нужно для того, чтобы устранить попадание в картер влаги и несгоревшего топлива, что при частых пусках и небольших пробегах автомобиля может привести к чрезмерному разжижению масла топливом или к поломке привода масляного насоса в результате замерзания в нем воды, находящейся в масле даже в небольших количествах.

Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном температурном  режиме, равном 85—90 °С, при различных  условиях эксплуатации.

Характерными неисправностями  системы охлаждения являются подтекания и недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Первое происходит из-за повреждения шлангов и их соединений, сальника водяного насоса, порчи прокладок, трещин, а второе — из-за пробуксовки ремня вентилятора или его обрыва, поломок водяного насоса, неисправности термостата, внутреннего или внешнего загрязнения радиатора, в результате образования накипи.

Признаками неисправности  системы охлаждения служит перегрев двигателя и закипание охлаждающей  жидкости в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки системы зажигания или системы питания.

Диагностирование  системы охлаждения двигателя заключается  в определении ее теплового состояния  и герметичности, проверке натяжения  ремня вентилятора и работы термостата. Разность температур между верхним и нижним бачкам радиатора при полностью прогретой системе охлаждения должна быть в пределах 8—12 °С. Герметичность системы котролируют на холодном двигателе. Течь охлаждающей жидкости может быть обнаружена по следам подтеканий через сальник жидкостного насоса, в местах соединения патрубков и т. д. Герметичность проверяют под давлением 0,06 МПа.

Информация о работе Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя