Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:12, доклад
Скоропортящиеся грузы – это режимные грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определенного температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований, в основном это продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.
Министерство образования и науки РФ
Уральский государственный
Кафедра автомобильного
ДОКЛАД
По дисциплине: «специализированный подвижной состав»
Скоропортящиеся грузы – это режимные грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определенного температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований, в основном это продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.
Классификация скоропортящихся грузов.
Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.
По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.) и животного (мясо различных животных и птиц, рыба, икра, яйца, молоко и др.) происхождения, продукты переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).
Для каждого
груза существует допустимый минимальный
и максимальный температурный режим,
при котором процесс
В зависимости
от способа температурной
Замороженные – грузы, перевозимые при температуре -6С и ниже;
Охлажденные – грузы, перевозимые при температуре -5....- 1С;
Охлаждаемые – грузы, перевозимые при температуре 0....15С;
Вентилируемые
– грузы, перевозимые без создания
определенного температурно-
Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса – в класс «Нерефрижераторные грузы». Некоторые грузы могут относиться к разным подклассам, например, мясо может относиться к замороженным или охлажденным грузам, однако различие транспортных характеристик заставляет рассматривать мясо в каждом случае как отдельный груз; молочные продукты могут быть представлены в каждом подклассе совершенно разными грузами. Охлаждаемые грузы при низких значениях температуры внешней среды могут потребовать подогрева воздуха в грузовых помещениях ( становятся как бы обогреваемыми).
Санитарно- гигиенические требования.
Санитарно-гигиенические требования, в первую очередь, касаются груза, водителя, состояния подвижного состава, влажности, давления, газового состава воздуха в кузове автотранспортного средства и т.п.
Санитарные
правила, нормы и гигиенические
нормативы устанавливаются
Обязанности грузоотправителя и перевозчика.
Грузоотправитель обязан при предъявлении к перевозке скоропортящегося груза:
предъявлять продовольственные грузы к перевозке только упакованные в тару;
обеспечивать
перед погрузкой требуемую
проверять коммерческую
пригодность поданного для
прикладывать к транспортным документам необходимые разрешения, ветеринарные и карантинные сертификаты;
указывать в ТТН предельную продолжительность транспортировки предъявленных грузов;
проверять правильность загрузка Подвижного Состава и опломбировать его.
Перевозчик обязан:
подать под погрузку подвижной состав, отвечающий санитарным требованиям, с сответствующей условиям перевозки данного вида груза температурой внутри кузова.
Установленная температура должна поддерживаться в течение всей перевозки.
При перевозке скоропортящихся грузов норма среднесуточного пробега устанавливается не менее 600 км, начиная с момента окончания погрузки и оформления документов, указанного в товарно-транспортной накладной.
Перевозчик
имеет право выборочно
Документы, сопровождающие перевозку скоропортящихся грузов.
По санитарным правилам скоропортящиеся грузы требуют перевозки в закрытом кузове, строгого соблюдения температурного режима, систематической санитарной обработки и чистоты кузова, соблюдения сроков неизменности качества.
К специализированным автотранспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое АТС, АТС-ледник, АТС-рефрижератор и отапливаемое АТС.
Изотермическое АТС — это транспортное средство на автомобильном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и крышу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и наружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему коэффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м2 • °С) (обычное изотермическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м2 • °С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).
Автотранспортное средство — ледник — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при помощи источника холода иного, чем механическая или абсорбционная установка, позволяет понижать температуру внутри порожнего кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при средней наружной температуре 30 °С. В качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособлением, позволяющим регулировать его сублимацию или без такового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.
Автотранспортное
средство — рефрижератор — это
изотермическое транспортное средство
на автомобильном шасси, имеющее
индивидуальную холодильную установку
(механический компрессорный агрегат,
абсорбционная установка ид.п.)
Мощность холодильной установки и, следовательно, класс АТС определяется на специальных испытательных станциях и оформляется протоколом испытания.
Отапливаемое
автотранспортное средство — это
изотермическое транспортное средство
на автомобильном шасси, имеющее
отопительную установку, позволяющую
повысить температуру внутри порожнего
кузова и затем поддерживать ее без
дополнительного поступления
Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво, мука и др.) применяют АТС с кузовом цистерна, оснащенные необходимым технологическим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоропортящихся жидких грузов, доставляемых на значительные расстояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерны с термоизолирующими стенками.
При необходимости доставки скоропортящихся продуктов небольшими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мулътитемпературными холодильными установками с микропроцессорами для автоматического регулирования заданного температурного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.
Аналогичные перегородки в кузовах-фургонах могут предусматриваться и в АТС, используемых в городских условиях при доставке пищевых продуктов в розничную сеть мелкими партиями.
На указанные
специализированные АТС, используемые
для международных перевозок
скоропортящихся пищевых
Контейнеры для скоропортящихся грузов бывают трех видов: изотермические, контейнеры-ледники и контейнеры-рефрижераторы.
Автотранспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соответствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохранность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, включая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материалов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновение пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляции и дверные устройства.
Подаваемые
под погрузку скоропортящихся продуктов
АТС и контейнеры должны отвечать
санитарно-гигиеническим
Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим по крытием кузова, поддающиеся санитарной обработке, к которой относятся уборка кузова щетками или пылесосом, наружная мойка кузова щелочной водой с последующим ополаскиванием из шланга, мойка внутренней поверхности кузова моющими растворами щетками или механическим способом, ополаскивание до полного удаления остатков моющего раствора, просушка и дезинфекция с раствором активного хлора, промывка водой из шланга, просушка и проветривание до полного удаления запаха хлора. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как правило один раз в 10 дней.
На каждое АТС, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России выдается перевозчику санитарный паспорт на срок от 3 до 6 мес.
Используемые
для междугородных и
Основные требования к таре и упаковке.
Помимо соблюдения
температурных, влажностных и вентиляционных
режимов хранения и транспортирования
имеют значение для обеспечения
сохранности режимных, особенно скоропортящихся,
грузов защитные свойства тары и упаковки.
В соответствии с требованиями, установленными
стандартами или техническими условиями,
большинство скоропортящихся
Основными видами
тары, применяемой для
Многие скоропортящиеся
пищевые продукты в соответствии
с установленной технологией
производства до укладки в такую
тару предварительно упаковывают или
расфасовывают в разные пакеты, помещают
в стеклянные или металлические
банки, разливают в бутылки и
т.д. Затаривание или укладка