Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:12, доклад
Скоропортящиеся грузы – это режимные грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определенного температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований, в основном это продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.
Применяемая
для скоропортящихся грузов многооборотная
транспортная тара должна соответствовать
требованиям санитарно-
Перевозчик
имеет право выборочно
При отправлении
скоропортящихся грузов грузоотправитель
вместе с оформленной им товарно-транспортной
накладной обязан представить перевозчику
сертификат продукции или удостоверение
качества (по установленной форме) с
указанием в нем фактической
температуры груза перед
Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в АТС своими средствами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове АТС или в контейнере возлагается на грузоотправителя.
К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных АТС и в контейнерах относятся прежде всего сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности АТС или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.
Естественная убыль при
Естественная убыль зависит от многих факторов. Убыль при перевозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Максимальная усушка приходится на начальный период перевозок. Неодинаково изменение массы продукта нетто и брутто. Влагопоглощающая тара хорошо воспринимает влагу, и в связи с этим ее масса увеличивается. Масса тары с плодами увеличивается на 10 % больше, чем без плодов.
Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа АТС и обеспечения режима хранения. На автострадах в АТС современных конструкций с хорошей амортизацией дальность доставки значительно увеличивается. Так, например, при перевозках яблок на прицепах без рессор со скоростью 4... 5 км/ч на расстояние 3 км потери на 2,5 % больше, чем при таких же перевозках на прицепах с рессорами.
Потери при перевозках предварительно неохлажденной продукции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлажденных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых операций увеличивается в 2 — 3 раза.
Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в АТС составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9 %.
В настоящее
время фрукты и овощи в АТС
перевозят в регулируемой газовой
среде, которая позволяет лучше
сохранять качество и свежесть продуктов
и увеличивать сроки хранения.
Важно подобрать «удачные»
В атмосфере, содержащей 99,8 % азота, при температуре О °С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бактерии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются.
В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 сут.. Характерно, что при перевозках мяса в авторефрижераторах с азотной системой охлаждения в течение 40 ч температура воздуха в кузове и толще продукта поддерживается на уровне 0,4 °С за весь период рейса, тогда как в рефрижераторе температура воздуха составляет 2,2 °С, а продукта 3,5 °С (при температуре наружного воздуха 30,2 °С). Время выхода на заданный режим в первом случае составляет 10... 15 мин, во втором 5...6 ч. Во втором случае количество бактерий на поверхности мяса в 2 раза больше, а потери мяса почти в 3 раза выше.
При невозможности
дальнейшего транспортирования
скоропортящихся грузов из-за поломки
рефрижераторной установки, а также
из-за серьезной технической
При невозможности
срочного устранения неисправностей и
неизбежности значительных потерь качества
перевозимых скоропортящихся
Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки АТС или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки в соответствии с Инструкцией по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов.
При доставке
скоропортящихся грузов в смешанном
сообщении в контейнерах-
Особенности перевозки различных видов скоропортящихся грузов.
Автомобильные перевозки используют в основном для перевозок продуктов на расстояния, которые могут быть преодолены за 1 — 6 сут, причем от дальности перевозок зависит установленный температурный режим. Например, клубнику и малину перевозят только в течение 3 сут при температуре 1 ...2 "С, вишню — 0...4 °С. персики и сливы для такого же периода доставки — 0... 7 °С; если перевозка осуществляется до 6 сут, режим изменится: 0... 3 °С (персики), 0... 5 °С (сливы); яблоки вне зависимости от срока (до 6 сут) — при температуре 3... 10 °С.
Молоко на близкие расстояния перевозят при температуре не выше 6 "С, на дальние — 4 "С, пастеризованное — при 9 °С. Во многих странах действуют другие нормативы: 0... 6 °С, 0... 4 °С, 0... 8 °С соответственно. Чтобы жирное молоко не сбивалось в процессе транспортирования, используют разделение цистерн на секции.
Контейнерные
перевозки картофеля, капусты, корнеплодов
позволяют полностью
Все замороженные грузы (в основном рыба и мясо) перевозят в рефрижераторном ПС. Рыбу перевозят в картонных коробках (820 х 270 х 240 мм) массой нетто 27; 30; 33; 36 кг в зависимости от вида рыбы. Осетровые и другие ценные сорта рыб перевозят в небольшом относительно общей массы количестве в специальной упаковке (деревянные ящики, корзины, рогожные кули). Схемы размещения замороженной рыбы в рефрижераторном ПС различны. При беспакетном способе перевозок укладка ящиков с рыбой осуществляется вручную плотным штабелем. Характерно, что пакеты из картонных ящиков с рыбной продукцией формируют без поддонов, обвязывают стропами или лентами. Для вил погрузчика оставляют специальные просветы. Используют также безобвязочные пакеты, высота пакета в пять ярусов ящиков и в четыре яруса ящиков позволяет укладывать пакеты в два ряда.
Для лучшего использования грузоподъемности АТС допустима ручная догрузка и в обязательном порядке необходимо крепление пакетов для предотвращения развала в пути следования. Аналогично размещают в рефрижераторном ПС другие замороженные скоропортящиеся грузы в таре.
Труднее всего перевозить и размещать в изотермическом ПС скоропортящиеся грузы растительного происхождения. Правила перевозок, предусматривающие три способа укладки ящиков в вагоны (вертикальный, перекрестный, шахматный), в основном были разработаны для фургонов-ледников, не имеющих принудительной циркуляции воздушных масс. Необходимость иметь воздушные каналы между ящиками для циркуляции воздуха, неподготовленность клиентуры к грамотной загрузке кузовов по установленным схемам приводит к недоиспользованию грузоподъемности дорогостоящих рефрижераторов. Так, при перевозке винограда грузоподъемность рефрижераторов используется на 30 %, косточковых — на 25 %, свежей капусты — на 35 %, дыни — на 30 %.
Если проблемы
поддержания заданного
Обезвоживание
продуктов в грузовых помещениях
транспортных средств зависит от
температуры окружающего
Обработка плодоовощных грузов различными антисептиками препятствует развитию микроорганизмов и плесеней на поверхности плодов и овощей и позволяет поддерживать в грузовых помещениях повышенную влажность воздуха, способствующую снижению усушки и потерь груза от микробиологической порчи.
При транспортировании и длительном хранении плодоовощных грузов целесообразно поддерживать такую температуру, при которой процессы жизнедеятельности максимально заторможены, но в то же время физиологические повреждения не наступают. Допустимым нижним пределом является криоскопическая температура для плодов и овощей (-3,5...-0,5 °С). Заданная температура хранения должна поддерживаться как можно более стабильно. Например, для бананов рекомендуется поддерживать температуру с колебаниями не более +0,2 °С.
При сроке хранения замороженных продуктов до 3 — 6 мес допустимой считается температура не выше -18 °С. Мороженое мясо и рыба, перевозимые морем, часто подлежат более длительному хранению, поэтому температурный режим транспортирования должен составлять -30... -25 °С. При указанных температурах снижаются естественная убыль их массы и необратимые изменения качества.
На качество
охлажденных и замороженных пищевых
продуктов влияет усушка. Усушка определяется
разностью парциальных давлений
водяного пара над поверхностью продуктов
и в воздухе грузового
Применение упаковок, не проницаемых для водяного пара и плотно прилегающих к поверхности продукта, позволяет исключить усушку. Для этой цели, а также для ограничения доступа кислорода к тканям применяют глазирование рыбы. В случае неплотного прилегания упаковок к поверхности возможна внутренняя усушка, например кур и цыплят, упакованных в полиэтиленовые мешки. При этом сублимированная из продукта влага конденсируется на внутренней поверхности упаковки (при колебаниях температуры на поверхности груза). Масса ГМ не меняется, но качество продукта снижается. Норма естественной убыли мороженого мяса равна 0,34 % вне зависимости от каких-либо факторов.
К сырым продуктам
животного происхождения