Специализированный подвижной состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:12, доклад

Краткое описание

Скоропортящиеся грузы – это режимные грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определенного температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований, в основном это продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.

Файлы: 1 файл

фург для перевозки продуктов.docx

— 30.74 Кб (Скачать)

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать  требованиям санитарно-гигиенической  обработки, осуществляемой после каждого  ее употребления.

Перевозчик  имеет право выборочно проверить  качество предъявляемых к перевозке  скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим  условиям. Вскрытие груза и его  последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

При отправлении  скоропортящихся грузов грузоотправитель вместе с оформленной им товарно-транспортной накладной обязан представить перевозчику  сертификат продукции или удостоверение  качества (по установленной форме) с  указанием в нем фактической  температуры груза перед погрузкой, состояния качества груза, тары и  упаковки, а при перевозке овощей и фруктов — и с указанием  помологических сортов. В товарно-транспортных перевозочных документах грузоотправитель обязан указать предельную продолжительность  доставки скоропортящихся грузов. При  отсутствии такой записи в перевозочных документах, а также в случае, если предельная продолжительность  доставки груза будет меньше расчетно-нормативного срока, указанного в договоре на перевозку  груза, перевозчик вправе отказаться от перевозки такого груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента  окончания погрузки груза и оформления документов до момента прибытия АТС к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз.

Грузоотправитель  обязан осуществлять погрузку скоропортящихся  грузов в АТС своими средствами, используя при этом возможности  механизации погрузочных работ  за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том  числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными  пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове АТС или в контейнере возлагается  на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных АТС и в контейнерах  относятся прежде всего сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности АТС или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

Естественная убыль при перевозке  скоропортящихся грузов.

Естественная  убыль зависит от многих факторов. Убыль при перевозках в существенной степени зависит от продолжительности  перевозок. Максимальная усушка приходится на начальный период перевозок. Неодинаково  изменение массы продукта нетто  и брутто. Влагопоглощающая тара хорошо воспринимает влагу, и в связи с этим ее масса увеличивается. Масса тары с плодами увеличивается на 10 % больше, чем без плодов.

Качество  доставки груза во многом зависит  от состояния дорог, типа АТС и  обеспечения режима хранения. На автострадах  в АТС современных конструкций  с хорошей амортизацией дальность  доставки значительно увеличивается. Так, например, при перевозках яблок  на прицепах без рессор со скоростью 4... 5 км/ч на расстояние 3 км потери на 2,5 % больше, чем при таких же перевозках на прицепах с рессорами.

Потери при  перевозках предварительно неохлажденной  продукции в 2,5 раза выше, чем при  перевозках предварительно охлажденных  овощей и фруктов, и продолжительность  грузовых операций увеличивается в 2 — 3 раза.

Нормы убыли  при перевозках на 1 тыс. км в АТС  составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах —  соответственно 2,1 и 1,9 %.

В настоящее  время фрукты и овощи в АТС  перевозят в регулируемой газовой  среде, которая позволяет лучше  сохранять качество и свежесть продуктов  и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4...5 % кислорода и 95...96 % азота, для огурцов соответственно 3... 5 и 95... 97%.

В атмосфере, содержащей 99,8 % азота, при температуре О °С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бактерии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются.

В азотной  атмосфере охлажденное мясо без  изменения качества можно хранить  до 20 сут.. Характерно, что при перевозках мяса в авторефрижераторах с азотной системой охлаждения в течение 40 ч температура воздуха в кузове и толще продукта поддерживается на уровне 0,4 °С за весь период рейса, тогда как в рефрижераторе температура воздуха составляет 2,2 °С, а продукта 3,5 °С (при температуре наружного воздуха 30,2 °С). Время выхода на заданный режим в первом случае составляет 10... 15 мин, во втором 5...6 ч. Во втором случае количество бактерий на поверхности мяса в 2 раза больше, а потери мяса почти в 3 раза выше.

При невозможности  дальнейшего транспортирования  скоропортящихся грузов из-за поломки  рефрижераторной установки, а также  из-за серьезной технической неисправности  АТС или при наличии внешних  признаков порчи перевозимого груза  перевозчик обязан принять срочные  меры по устранению соответствующих  неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящихся продуктов.

 

При невозможности  срочного устранения неисправностей и  неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для  передачи этого груза в местную  торговую сеть для реализации. Основанием для снятия груза с перевозки  является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия  торговли) и инспекции по качеству, а при ее отсутствии — незаинтересованной организации.

Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки АТС или контейнеры должны быть очищены  грузополучателем от остатков груза, промыты  и продезинфицированы в установленные  по соглашению сторон сроки в соответствии с Инструкцией по санитарной обработке  автомобилей, занятых перевозкой пищевых  продуктов.

При доставке скоропортящихся грузов в смешанном  сообщении в контейнерах-рефрижераторах перевозчик, осуществляющий вывоз грузов в таких контейнерах, принимает  контейнеры при наличии пломбы и  отсутствии повреждений контейнеров  с учетом обязательного соблюдения температурного режима и суммарной  предельной продолжительности доставки скоропортящихся грузов, а также  исправного состояния рефрижераторной  установки на контейнере.

Особенности перевозки различных  видов скоропортящихся грузов.

Автомобильные перевозки используют в основном для перевозок продуктов на расстояния, которые могут быть преодолены за 1 — 6 сут, причем от дальности перевозок зависит установленный температурный режим. Например, клубнику и малину перевозят только в течение 3 сут при температуре 1 ...2 "С, вишню — 0...4 °С. персики и сливы для такого же периода доставки — 0... 7 °С; если перевозка осуществляется до 6 сут, режим изменится: 0... 3 °С (персики), 0... 5 °С (сливы); яблоки вне зависимости от срока (до 6 сут) — при температуре 3... 10 °С.

Молоко на близкие расстояния перевозят при  температуре не выше 6 "С, на дальние  — 4 "С, пастеризованное — при 9 °С. Во многих странах действуют  другие нормативы: 0... 6 °С, 0... 4 °С, 0... 8 °С соответственно. Чтобы жирное молоко не сбивалось в процессе транспортирования, используют разделение цистерн на секции.

Контейнерные  перевозки картофеля, капусты, корнеплодов  позволяют полностью механизировать процесс доставки этих продуктов  от поля до магазина.

Все замороженные грузы (в основном рыба и мясо) перевозят  в рефрижераторном ПС. Рыбу перевозят в картонных коробках (820 х 270 х 240 мм) массой нетто 27; 30; 33; 36 кг в зависимости от вида рыбы. Осетровые и другие ценные сорта рыб перевозят в небольшом относительно общей массы количестве в специальной упаковке (деревянные ящики, корзины, рогожные кули). Схемы размещения замороженной рыбы в рефрижераторном ПС различны. При беспакетном способе перевозок укладка ящиков с рыбой осуществляется вручную плотным штабелем. Характерно, что пакеты из картонных ящиков с рыбной продукцией формируют без поддонов, обвязывают стропами или лентами. Для вил погрузчика оставляют специальные просветы. Используют также безобвязочные пакеты, высота пакета в пять ярусов ящиков и в четыре яруса ящиков позволяет укладывать пакеты в два ряда.

Для лучшего  использования грузоподъемности АТС  допустима ручная догрузка и в  обязательном порядке необходимо крепление  пакетов для предотвращения развала  в пути следования. Аналогично размещают  в рефрижераторном ПС другие замороженные скоропортящиеся грузы в таре.

Труднее всего  перевозить и размещать в изотермическом ПС скоропортящиеся грузы растительного происхождения. Правила перевозок, предусматривающие три способа укладки ящиков в вагоны (вертикальный, перекрестный, шахматный), в основном были разработаны для фургонов-ледников, не имеющих принудительной циркуляции воздушных масс. Необходимость иметь воздушные каналы между ящиками для циркуляции воздуха, неподготовленность клиентуры к грамотной загрузке кузовов по установленным схемам приводит к недоиспользованию грузоподъемности дорогостоящих рефрижераторов. Так, при перевозке винограда грузоподъемность рефрижераторов используется на 30 %, косточковых — на 25 %, свежей капусты — на 35 %, дыни — на 30 %.

Если проблемы поддержания заданного температурного режима, вентилирования и циркуляции воздуха практически решены в  последних конструкциях изотермического  ПС, то вопросы обеспечения режима влажности остаются в настоящее время достаточно актуальны. Большинство перевозимых продуктов не защищены от потери влаги. Кроме того, при перевозках с охлаждением температура в грузовом помещении транспортных средств ниже температуры наружного воздуха, что понижает влажность внутреннего воздуха, а тем самым создаются благоприятные условия для интенсивной усушки продуктов. Потери массы продуктов при обезвоживании в рефрижераторном ПС выше, чем в стационарных холодильниках, в 3 — 4 раза для фруктов и овощей, в 4 —5 раз для замороженного мяса, в 5 раз для охлажденного мяса, в 7 — 8 раз для замороженной птицы. Такое значительное увеличение потерь связано с разностью отношений площади и объема кузова и стационарного холодильника. Каждый кубический метр грузового помещения рефрижераторного ПС получает теплоты, проникающей через изоляцию, в 6,7 — 9,3 раза больше, чем 1 м3 стационарного холодильника.

Обезвоживание продуктов в грузовых помещениях транспортных средств зависит от температуры окружающего воздуха  и теплопритоков, поэтому в грузовых помещениях следует поддерживать высокую  относительную влажность воздуха. Процесс испарения влаги не прекращается и при относительной влажности  воздуха, равной 100 %. В то же время  даже незначительные колебания температуры  воздуха при высокой влажности  могут привести к конденсации  воды на поверхности груза, что вызывает, как правило, быстрое развитие микробиологической деятельности, приводящее к массовой порче груза.

Обработка плодоовощных грузов различными антисептиками препятствует развитию микроорганизмов и плесеней на поверхности плодов и овощей и  позволяет поддерживать в грузовых помещениях повышенную влажность воздуха, способствующую снижению усушки и потерь груза от микробиологической порчи.

При транспортировании  и длительном хранении плодоовощных грузов целесообразно поддерживать такую температуру, при которой  процессы жизнедеятельности максимально  заторможены, но в то же время физиологические  повреждения не наступают. Допустимым нижним пределом является криоскопическая температура для плодов и овощей (-3,5...-0,5 °С). Заданная температура хранения должна поддерживаться как можно более стабильно. Например, для бананов рекомендуется поддерживать температуру с колебаниями не более +0,2 °С.

При сроке  хранения замороженных продуктов до 3 — 6 мес допустимой считается температура не выше -18 °С. Мороженое мясо и рыба, перевозимые морем, часто подлежат более длительному хранению, поэтому температурный режим транспортирования должен составлять -30... -25 °С. При указанных температурах снижаются естественная убыль их массы и необратимые изменения качества.

На качество охлажденных и замороженных пищевых  продуктов влияет усушка. Усушка определяется разностью парциальных давлений водяного пара над поверхностью продуктов  и в воздухе грузового помещения. Чем ниже температура груза и  продукта в грузовом помещении, тем  меньше при прочих равных условиях разность парциальных давлений и  соответственно усушка продукта.

Применение  упаковок, не проницаемых для водяного пара и плотно прилегающих к поверхности  продукта, позволяет исключить усушку. Для этой цели, а также для ограничения  доступа кислорода к тканям применяют  глазирование рыбы. В случае неплотного прилегания упаковок к поверхности  возможна внутренняя усушка, например кур и цыплят, упакованных в  полиэтиленовые мешки. При этом сублимированная  из продукта влага конденсируется на внутренней поверхности упаковки (при  колебаниях температуры на поверхности  груза). Масса ГМ не меняется, но качество продукта снижается. Норма естественной убыли мороженого мяса равна 0,34 % вне  зависимости от каких-либо факторов.

К сырым продуктам  животного происхождения относят  обычно кожу, шкуры и различное  кожсырье; шерсть, волос, щетину; пух, перо, кости, рога, копыта, мокросоленые шкуры. Шкуры и кожи перевозят в пачках массой до 80 кг; шерсть, волос, щетину—в тюках, мешках и другой прочной таре; кости, рога, копыта—в бочках, ящиках, корзинах; кровь в сушеном виде — в ящиках, а в жидком консервированном виде — в железных или крепких деревянных бочках с железными обручами; соленые кишки — в бочках или другой водонепроницаемой таре, а сухие — в бочках, ящиках, корзинах или прочной мягкой таре; пух и перо — в хорошо зашитых мешках, перевязанных веревками.

Информация о работе Специализированный подвижной состав