Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:15, контрольная работа
Инженерная психология есть научная дисциплина, изу¬чающая объективные закономерности процессов информа¬ционного взаимодействия человека и техники с целью ис¬пользования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимо¬действия человека и техники являются предметом инже¬нерной психологии.
Введение
1. Особенности классификации системы «человек – машина».
2. Показатели качества системы «человек – машина».
3. Оператор в системе «человек машина».
Заключение
Список литературы
Эффективность системы представляется как некоторая совокупность частных показателей. Чаще всего применяется аддитивная функция n
где аi- — «весовые» коэффициенты,
сумма которых должна быть равна единице;
n — число учитываемых частных показателей.
При выполнении рассмотренных условий
величина Эcчм принимает значения
в пределах от нуля до единицы и представляет
собой своеобразный «коэффициент полезного
действия» системы «человек — машина».
3. Оператор в системе
«человек машина».
Как уже отмечалось, независимо от степени
автоматизации СЧМ, человек остается главным
звеном системы «человек — машина». Именно
он ставит цели перед системой, планирует,
направляет и контролирует весь процесс
ее функционирования. Поэтому деятельность
оператора является исходным пунктом
инженерно-психологического анализа и
изучения СЧМ. Деятельность оператора
имеет ряд особенностей, определяемых
следующими тенденциями развития современного
производства.
1. С развитием
техники увеличивается число
объектов (и их параметров), которыми
необходимо управлять. Это
2. Развиваются
системы дистанционного
3. Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек — машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.
4. В условиях
современного производства
5. Повышение
степени автоматизации
Рассмотренные особенности операторского
труда позволяют выделить его в специфический
вид профессиональной деятельности, в
связи с чем для его изучения, анализа
и оценки недостаточно классических методов,
разработанных психологией и физиологией
труда и используемых для оптимизации
различных видов работ, не связанных с
дистанционным управлением по приборам.
Деятельность оператора в системе «человек
— машина» может носить самый разнообразный
характер. Несмотря на это, в общем виде
она может быть представлена в виде четырех
основных этапов.
1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек — машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.
3. Принятие решения .Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений. Если же каждому состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества возможных решений необходимого.
4. Реализация принятого решения .На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.). На каждом из этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или неинструмеитальным. В первом случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует правильность набора информации). Во втором случае контроль ведется без применения технических средств. Он осуществляется путем визуального осмотра, повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида самоконтроля способствует повышению надежности работы оператора.
На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).
На оценку
и переработку информации влияют
такие факторы, как способ кодирования
информации, объем ее отображения, динамика
смены информации, соответствие ее
возможностям памяти и мышления оператора.
Эффективность
принятия решения определяется следующими
факторами: типом решаемой задачи, числом
и сложностью проверяемых логических
условий, сложностью алгоритма и количеством
возможных вариантов решения.
Выполнение управляющих движений зависит
от числа органов управления, их типа и
способа размещения, а также от большой
группы характеристик, определяющих степень
удобства работы с отдельными органами
управления (размер, форма, сила сопротивления
и т.д.).
Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа — ее реализацией. Из проведенного описания видно, что получение информации включает в себя как бы два уровня, поскольку текущая информация передается оператору через систему технических устройств. Он, как правило, не имеет возможности непосредственно наблюдать за объектом управления (во всяком случае эта возможность ограничена), а получает необходимую информацию со средств отображения в закодированном виде. С их помощью формируется информационная модель объекта управления.
Поэтому на первом уровне получения информации происходит восприятие оператором информационной модели, т. е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале измерительного прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование на этой основе некоторой «умственной картины» управляемого процесса и условий, в которых он протекает. Такую «умственную картину» в инженерной психологии принято называть концептуальной моделью '. Она дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т. е. правильно реализовать полученную информацию.
Деятельность оператора, как отмечалось в начале данного параграфа, имеет целый ряд специфических особенностей. Поэтому успешное ее выполнение предполагает определенный уровень развития психических процессов. Основными из них являются восприятие, внимание, память, представление и др.
До сих
пор нами рассматривались
Оператор-технолог
непосредственно включен в
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера (по сравнению с оператором первого типа) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д.).
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т. д.
Оператор-руководитель
в принципе мало отличается
от предыдущего типа, но для
него механизмы
Для деятельности
оператора-манипулятора
Рассмотренные ранее общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.
В отличие
от этого требования к
Аналогичные
требования могут быть
Инженерная психология, являющаяся особой
научной дисциплиной, пограничной для
технических и психологических наук, возникла
как ответ на нужды научно-технического
прогресса. Ее объектом являются системы
«человек — машина», а предметом — процессы
информационного взаимодействия человека
и техники.
Информация о работе Роль человека в системе обеспечения работоспособности машин