Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей резервных фондов, механизма накопления резервов РФ.
Задачи:
выделить особенности возникновения и развития фондов сбережения.
осветить современные основы резервной системы, механизм выделения денежных средств из фондов.
дать оценку существующей резервной системе, выявить её узкие места и обозначить пути их решений.
Введение………………………………………………………………….3
I Понятие, история развития резервной системы.
II Резервные фонды РФ.
III Проблемы резервной системы РФ.
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………
ГОУ ВПО «Орловский Государственный университет»
Кафедра: «Конституционного и административного права».
Курсовая работа по дисциплине:
«Финансовое право»
На тему:
«Роль резервной системы в РФ».
Проверил: преподаватель Бузуева Алевтина Анатольевна
Выполнила: студентка 404 группы
Кутузова Маргарита Викторовна
План.
Введение…………………………………………………………
I Понятие, история развития резервной системы.
II Резервные фонды РФ.
III Проблемы резервной системы РФ.
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………
Введение.
Государственные
резервы обеспечивают стабилизацию
экономики и повышение
Данная работа посвящена изучению, анализу роли резервов в РФ.
Целью данной работы является исследование особенностей резервных фондов, механизма накопления резервов РФ.
Задачи:
При написании данной работы мы опирались на работы кандидата экономических наук, профессора, министра финансов России, Алексея Леонидовича Кудрина, учебные пособия кандидатов юридических наук В.А.Мальцева и Н.А.Сатаровой
Объектом исследования является процесс развития резервной системы России, предметом – резервные фонды РФ в процессе их развития и становления.
Понятие, история развития резервной системы.
Резерв в переводе с латинского обозначает «сохранять, сберегать». Это запас чего-либо на случай непредвиденных обстоятельств.1
Резервная система РФ - это совокупность материальных средств, ценностей, запасов, формирующихся, хранящихся, использующихся в соответствии с законом органами исполнительной власти РФ.
В резервную систему РФ входят резервные фонды Правительства РФ и Президента РФ - на федеральном уровне, а также резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов, резервные органы местных администраций.2
Государственные страховые резервные
фонды - необходимый и обязательный
элемент общественного
Создание резервного фонда в целом ряде стран позволило накопить объем средств, повысить эффективность бюджетной политики, снизить зависимость расходов бюджета от уровня его доходов.
В России изначально был создан так называемый Стабилизационный фонд, предпосылкой к тому стало понимание зависимости экономической ситуации в стране от экспорта нефти и других невозобновляемых ресурсов.
Во-первых, в России, как и других странах, в результате такой зависимости возникают эффекты, связанные с так называемой «голландской болезнью». Большой профицит по счёту текущих операций имеет своим следствием понижение номинального курса рубля национальных валют, в результате чего снижается конкурентоспособность экономики. Попытки замедлить темпы роста этого курса приводят к увеличению объема золотовалютных резервов и, следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики. В результате денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инфляция, растет реальный эффективный курс национальной валюты. В экономике существенно возрастают риски, снижается качество проводимой бюджетной и в целом экономической политики, темпы роста ВВП замедляются.
Вторая проблема связана с тем, что доходы бюджета, как правило, подвержены весьма значительным колебаниям из-за непредсказуемой ситуации с мировыми ценами на рынках сырьевых ресурсов. В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к серьезным политическим и социально-экономическим последствиям. Так, снижение мировых цен на сырье после ценовых шоков на мировом рынке нефти в 1970 - 1980-е годы даже поставило под сомнение платежеспособность ряда стран - производителей энергоносителей и обусловило принятие серьезных мер по ужесточению бюджетной политики. В периоды высоких цен на сырьевые товары крупные поступления в бюджет, напротив, зачастую стимулируют рост неэффективных расходов.3
Третья проблема. Помимо колебания доходов и избыточного денежного предложения в странах - экспортерах сырья существует проблема ограниченности и невосполнимости запасов природных ресурсов. Это требует рационального использования получаемых доходов в долгосрочном аспекте.
Высокая зависимость российской экономики от сырьевого сектора представляет собой серьезный потенциальный источник неопределенности. Как следствие, повышается возможность рисков нестабильности в финансовой сфере в случае шоков на мировых сырьевых рынках. Причем для России такие риски являются внешними, то есть непосредственно не подконтрольными правительству. Уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам в полной мере проявилась в 1998 г. Резкое падение цен на нефть привело к существенному бюджетному дефициту, резкому росту государственного долга. Успешное развитие российской экономики после кризиса можно рассматривать скорее как исключение. Обычно подобный финансовый кризис сопровождается глубоким спадом.
Исторически российский Стабилизационный фонд родился в январе 2004 года: тогда руководство России приняло решение не тратить часть поступающих в бюджет денег, концентрируя их в стратегическом запасе «на черный день». Стабилизационный фонд по замыслу основателей должен был в случае критической ситуации стабилизировать финансовое положение в стране.
В результате тогда у государства появилась возможность не только выплачивать в срок пенсии и закрывать другие дыры в бюджете, но и откладывать на будущее. Первым о необходимости создания Стабфонда заговорил тогдашний экономический советник президента Андрей Илларионов, затем идею поддержал и министр финансов Алексей Кудрин.
Но с первого же дня своего появления деньги, «складируемые» в Стабфонде, стали желанной целью для лоббистов всех мастей. Оппоненты Кудрина, среди которых были как оппозиционные политики и экономисты, так и многие представители деловых кругов, заявляли, что лежащие мертвым грузом средства Стабфонда приводят к денежному голоду и недоступному кредиту. А «высушивая» бюджет, невозможно провести давно назревшую модернизацию российской экономики. Именно это обстоятельство послужило основной причиной жесткой критики действий отечественных экономических ведомств со стороны многих российских специалистов. С.Ю. Глазьев в свое время вообще назвал создание фонда «пропагандистской фикцией», отметив, что «под красивой идеей скрывается стремление скрыть от общественности, что львиная доля федерального бюджета (более одной трети) отправляется властями за рубеж вместо инвестирования в развитие страны и выполнения государственных обязательств перед собственными гражданами».
Помимо этого, размещение средств фонда за рубежом само по себе ставило под угрозу их сохранность. Так, в США есть закон «О противодействии нефтяным картелям», в соответствии с которым федеральное правительство вправе начать судебные преследования любой иностранной державы за «сговор по установлению цен и за искусственное сокращение объемов доступной нефти». В документе отмечается, что «незаконными и нарушающими требования настоящего акта будут коллективные действия в форме картеля или иной ассоциации... со стороны любого зарубежного государства, инструмента или агента любого зарубежного правительства по ограничению добычи или распределения нефти, природного газа или другого нефтепродукта, по установлению или сохранению цен на нефть, природный газ или иной нефтепродукт, а также по любым ограничениям на торговлю нефтью, природным газом или другим нефтепродуктом».
Механизм наказания виновных предполагает, что практически любой судья Соединенных Штатов может вынести решение об аресте или конфискации активов правительства страны — экспортера энергоносителей, а американские власти - в любой момент обвинить Россию или иное государство в нанесении ущерба своим энергетическим интересам и на этом основании конфисковать размещенные в США активы страны, в том числе активы Стабилизационного фонда РФ.
Главное же, думается, в том, что население России и подавляющее большинство ее хозяйствующих субъектов фактически не получали никаких выгод от исключительно благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и стремительного роста ресурсов Стабфонда.4 Крайне нерациональное использование этих ресурсов тормозило хозяйственное развитие страны и решение задачи повышения жизненного уровня населения. Вместо скорейшего повышения конкурентоспособности отечественной экономики и улучшения условий жизни людей «свалившиеся с неба» огромные деньги попросту откладывались «на черный день», причем с риском их конфискации странами, в которых размещаются активы.
Как бы то ни было, победила концепция Минфина.5 Средства Стабфонда могли тратиться на одну-единственную цель — погашение внешнего долга России, что и было с успехом выполнено за 2005 - 2007годы. Однако уже в конце 2007года из Стабфонда на поддержку госкорпораций было выделено порядка 300 миллиардов рублей, что было не предусмотрено законом, после чего стало понятно, что Стабфонду, аккумулировавшему на начало 2008 года около 3,8 триллионов рублей, в прежнем виде сохраниться не суждено. В конце концов было принято решение с 1 февраля 2008 года разделить его на две части — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд, по существу играющий роль прежнего Стабфонда, начал формироваться согласно трехлетнему бюджетному плану. Новый бюджет министр назвал бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости.6 Причем в условиях снижения цен на нефть, которую прогнозирует Минфин, достигается это как раз реформированием Стабфонда. Во-первых, все бюджетные доходы разделили на доходы от нефти и газа и прочие поступления. Они аккумулируются на разных счетах.7 Во-вторых, в так называемый нефтегазовый фонд теперь направляются не только нефтяные, но и газовые доходы: налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ. Ранее Минфин настаивал, чтобы в эту "копилку" направлялась еще и прибыль, и дивиденды нефтегазовых компаний с государственным участием, но пока решено ограничиться двумя составляющими. Нефтегазовый фонд разделили на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Из нефтегазового же фонда в бюджет ежегодно уходит нефтегазовый трансферт. Его величину фиксируют в процентах от ВВП. В течение 2008–2010 годов все доходы государства, полученные от нефти и газа, отправляются в бюджет в объеме 6,1, 5,5 и 4,5% от Валового Внутреннего Продукта соответственно. Все, что свыше этого, получает Резервный фонд. Когда и он заполняется на уровне 10% от ВВП, средства начинают поступать в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Надо отметить, что именно президент проявил инициативу создания резервного фонда, выдвинутую в его ежегодном послании Федеральному Собранию. Президент предложил разделить все нефтегазовые доходы на три составляющие.
Во-первых, это Резервный фонд — для целей минимизации рисков российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией.8 Хотя президент подчеркнул, что деятельность Резервного фонда напрямую направлена на рост денежных доходов населения, это, мягко говоря, не совсем так, поскольку функции этого фонда практически в точности совпадают с функциями Стабилизационного фонда в его теперешнем виде.
Во-вторых, часть доходов от нефтегазового сектора должна направляться в федеральный бюджет для выполнения в первую очередь социальных программ.
В-третьих, было предложено создать
Фонд будущих поколений (очевидно, по
образцу некоторых арабских нефтедобывающих
стран, Норвегии, американского штата
Аляска), куда будут направляться все
остальные нефтегазовые доходы. Следует
отметить, что в большинстве случаев
реальную финансовую отдачу от таких
фондов получают и ныне живущие граждане:
соответствующие выплаты