Роль резервной системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей резервных фондов, механизма накопления резервов РФ.
Задачи:
выделить особенности возникновения и развития фондов сбережения.
осветить современные основы резервной системы, механизм выделения денежных средств из фондов.
дать оценку существующей резервной системе, выявить её узкие места и обозначить пути их решений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
I Понятие, история развития резервной системы.
II Резервные фонды РФ.
III Проблемы резервной системы РФ.
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 52.30 Кб (Скачать)

В целом же инициативы президента в отношении реструктуризации Стабилизационного  фонда можно с некоторыми оговорками рассматривать как начало смены  экономического курса, проводимого  правительством с конца 90-х годов  прошлого столетия. Основой этого  курса являлось поддержание макроэкономической стабильности и сдерживание инфляции в ущерб росту благосостояния населения, задача повышения которого отодвигалась на третий или даже четвертый  план. При этом само правительство (как  при Касьянове, так и при Фрадкове) весьма напоминало пушкинского скупого  рыцаря, сидящего на огромных богатствах и испытывающего патологическую боязнь или нежелание потратить  даже малую их часть как на более  или менее значимое увеличение пенсий и социальных пособий, так и на государственные инвестиции9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резервные фонды Российской Федерации.

Резервный фонд в России представляет собой в соответствии с Бюджетным кодексом «часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учёту и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта». С точки  зрения экономической сущности  он призван выполнять функции  макроэкономической балансировки и  уравновешивания доходов и расходов федерального бюджета в среднесрочной  перспективе вследствие изменения  цен на энергоресурсы.

Формирование Резервного фонда потребовало внесения изменений в методологию бюджетного планирования. Все доходы федерального бюджета стали подразделяться на нефтегазовые и ненефтегазовые. К нефтегазовым доходам отнесены налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Это нефть, газ горючий природный и газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, природный газ и на товары, выработанные из нефти. Все остальные доходы отнесены к ненефтегазовым.

Государственные сбережения стали формироваться за счёт превышения нефтегазовых доходов над запланированной  величиной нефтегазового  трансферта. Первые зачисления в Резервный фонд произошли 30 января 2008 года.10

Резервный фонд состоит  из резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и Президента РФ.

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы  РФ, предназначенных для обеспечения  бесперебойного финансирования предусмотренных  ранее затрат и непредвиденных расходов, возникших  внезапно и имеющих  чрезвычайный характер.

Резервные фонды органов  исполнительной власти представляют собой  своеобразный  запас бюджетных  ресурсов, которые мобилизованы в  бюджете, но зарезервированы на  случай необходимости  в дополнительном  финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных  расходов.11

Статья 81.1 БК РФ регулирует правовой режим Резервного фонда субъекта Российской Федерации, который представляет собой часть средств бюджета  данного субъекта, предназначенную  для исполнения расходных обязательств последнего в случае  недостаточности  доходов бюджета субъекта для  финансового обеспечения расходных  обязательств. В случае создания Резервного фонда субъекта Российской Федерации  порядок его формирования и использования  средств устанавливается законом  субъекта Российской Федерации.

Резервный фонд Президента РФ создается  специальным федеральным законом  и федеральным бюджетом на очередной  финансовый год в размере не более 1% от утвержденных расходов федерального бюджета. Средства Резервного фонда  Президента Российской Федерации расходуются  на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента России. Денежные средства этого фонда  могут использоваться для ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, техногенных  аварий, актов терроризма. Также, из средств резервного фонда Президента Российской Федерации выплачиваются  премии, стипендии, пособия отдельным  категориям граждан (ученым, спортсменам, работникам культуры, образования), а  также единовременная материальная помощь различным организациям и  учреждениям социального значения (детским домам, больницам, специализированным школам). Расходование средств Резервного фонда Президента Российской Федерации  на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности главы государства не допускается.

Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и  не может превышать 3% от утвержденного  указанными законами общего объема расходов.

Распоряжение средствами резервных  фондов осуществляется на основе нормативных  правовых  актов Правительства  РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов  местного самоуправления.

Проекты решений Правительства  Российской Федерации о выделении  средств из резервного фонда Правительства  Российской Федерации с указанием  размера выделяемых средств и  направления их расходования готовит  Министерство финансов Российской Федерации  по поручениям Правительства Российской Федерации.

По общему правилу органы, в распоряжение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, в месячный срок после  проведения соответствующих мероприятий  представляют в Министерство финансов Российской Федерации подробный  отчет о целевом использовании  таких средств.

Однако для большинства региональных резервных фондов характерно использование  более упрощенного порядка. Например, этот механизм описан в п. 4 Постановления  Правительства Хабаровского края от 29.12.2007 N 276-пр "О порядке использования  бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Хабаровского края" следующим образом: "...бюджетные  ассигнования резервного фонда используются по решению Правительства Хабаровского края, которое оформляется правовым актом".

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти по общему правилу расходуются по двум основным направлениям: для выделения  средств непосредственным получателям  средств (например, пострадавшим от последствий  чрезвычайных происшествий) и на приобретение товаров, оплату работ или услуг  третьих лиц.

Первая категория получателей  определяется по документам, свидетельствующим  о том, что они понесли убытки от произошедших чрезвычайных происшествий. Выделение бюджетных средств  в РФ для закупки товаров, оплаты работ или услуг урегулировано  в основном нормативным правовым актом в этой области - Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 94-ФЗ). Указанным актом установлены правила, регламентирующие все стадии размещения заказа - от выбора способа его размещения и разработки необходимой документации до порядка заключения государственного или муниципального контрактов.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 08 июля 1997 г. № 838 «Об утверждении положения  о порядке расходования средств  резервного фонда Правительства  Российской Федерации» установлено, что средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование:

- государственной поддержки общественных  организаций и объединений;

- проведения юбилейных мероприятий  государственного значения;

- изготовления государственных  наград, юбилейных медалей;

- проведения встреч, симпозиумов,  выставок и семинаров на высшем  уровне по проблемам общегосударственного  значения;

- выплаты разовых премий и  оказания разовой материальной  помощи гражданам за заслуги  перед государством;

- издания сборников нормативных  актов и законодательства Российской  Федерации;

- проведения ремонтных и восстановительных  работ по заявкам органов

государственной власти Российской Федерации;

- других мероприятий, проводимых  по решениям Президента и Правительства  Российской Федерации.

Решения Правительства России о  выделении средств из резервного фонда принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в  распоряжении федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Если сравнить правовой режим резервных  фондов исполнительных органов государственной  власти (местных администраций), предусмотренный  в ст. 81 БК РФ, с правовым режимом  целевых бюджетных фондов можно  увидеть, что для правового режима резервных фондов характерно отсутствие специальных источников формирования, ограничение размера и наличие  приблизительной цели (непредвиденные расходы), тогда как для целевых  бюджетных фондов ограничение размера  не имеет значения, а предназначение реализуется через установление моноцели. Для резервных фондов не требуется утверждение сметы, вместе с тем нужна специальная отчетность о расходовании средств резервных фондов.

Основное предназначение Резервного фонда РФ - поддержание относительно стабильного уровня расходов федерального бюджета в периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

Средства из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  также на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно:

а) проведение аварийно-спасательных работ;

б) проведение неотложных аварийно-восстановительных  работ на объектах жилищно-коммунального  хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи  и сельского хозяйства;

в) развертывание и содержание в  течение необходимого срока (но не более  одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное  проживание - до 550 рублей на человека в  сутки, за питание - до 100 рублей на человека в сутки);

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 5 тысяч рублей на человека, но не более 25 тысяч рублей на семью);

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими  имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тысяч рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тысяч рублей на семью);

е) предотвращение распространения очагов особо опасных болезней животного, а также их ликвидация, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства.12

За счет средств резервного фонда  в установленном порядке осуществляется погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации. В случае невозможности  использования государственных  жилищных сертификатов разрешается  выплата компенсаций за утраченное жилье в соответствии с действующими в Российской Федерации социальными  нормами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" действуют следующие  правила, регулирующие формирование и  использование Резервного фонда:

а) Резервный фонд представляет собой  часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта при недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта;

б) аккумулирование ресурсов в фонде  происходит за счет нефтегазовых доходов  федерального бюджета в объеме, превышающем  утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный  объем Резервного фонда не превышает  его нормативной величины и доходов  от управления средствами Резервного фонда;

в) управляет средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством России. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным  банком Российской Федерации;

г) средства Резервного фонда могут  быть направлены как на досрочное  погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, так  и на размещение в иностранную  валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте.

При исчерпании средств  Резервного фонда в результате падения  цен на нефть и необходимости  дальнейшего покрытия дефицита федерального бюджета государство может использовать средства другого фонда, также выделившегося  из Стабилизационного. Таким образом, Фонд национального благосостояния можно рассматривать как «резерв» Резервного фонда.13

Информация о работе Роль резервной системы в РФ