Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:15, контрольная работа
Инженерная психология есть научная дисциплина, изу¬чающая объективные закономерности процессов информа¬ционного взаимодействия человека и техники с целью ис¬пользования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимо¬действия человека и техники являются предметом инже¬нерной психологии.
Введение
1. Особенности классификации системы «человек – машина».
2. Показатели качества системы «человек – машина».
3. Оператор в системе «человек машина».
Заключение
Список литературы
Кафедра
“Автомобильный транспорт»
Контрольная
работа
по
дисциплине
Основы работоспособности
технических систем.
Тема:
Роль человека в системе
обеспечения работоспособности
машин.
Содержание
Введение
1. Особенности классификации
системы «человек –
машина».
2. Показатели качества
системы «человек –
машина».
3. Оператор в системе
«человек машина».
Заключение
Список
литературы
Инженерная
психология есть научная
С давних пор при создании орудий
и средств труда учитывались те или иные
свойства и возможности человека. В начале
интуитивно, а позже с привлечением научных
данных решалась задача приспособления
техники к человеку. Однако предметом
анализа последовательно становились
различные свойства человека.
На первых порах основное
внимание уделялось вопросам строения
человеческого тела и динамики рабочих
движений. На основе данных биомеханики
и антропометрии разрабатывались рекомендации,
относящиеся лишь к форме и размерам рабочего
места человека и используемого им инструмента.
Затем объектом исследования становятся
физиологические свойства работающего
человека. Рекомендации, вытекающие из
данных физиологии труда, относятся уже
не только к оформлению рабочего места,
но и к режиму рабочего дня, организации
рабочих движений, к борьбе с утомлением.
Предпринимались попытки оценить различные
виды труда с точки зрения тех требований,
которые они предъявляют человеческому
организму.
Как самостоятельная научная
дисциплина инженерная психология начала
формироваться в 40-х годах нашего века.
Однако идеи о необходимости комплексного
изучения человека и технических устройств
высказывались русскими учеными еще в
прошлом столетии.
Русские ученые еще в конце
прошлого века предприняли попытки разработать
научные и теоретические основы учения
о труде. Пионером в этой области явился
великий русский ученый И. М. Сеченов, который
первым поставил вопрос об использовании
научных данных о человеке для рационализации
трудовой деятельности. И. М. Сеченов занялся
изучением роли психических процессов
при выполнении трудовых актов, поставил
вопрос о формировании трудовых навыков
и впервые показал, что в процессе трудового
обучения изменяется характер регуляции:
функции регулятора переходят от зрения
к осязанию. Он ввел понятие активного
отдыха как лучшего средства повышения
и сохранения работоспособности.
Инженерная психология возникла
на стыке технических и психологических
наук. Поэтому характерными для нее являются
черты обеих наук.
Как психологическая
наука инженерная психология
изучает психические и
Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.
Научно-техническая
революция привела к
Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели.
Следовательно,
с развитием и усложнением
техники возрастает значение человеческого
фактора на производстве. Необходимость
изучения этого фактора и учета его при
разработке новой техники и технологических
процессов, при организации производства
и эксплуатации оборудования становится
все более очевидной. От успешности решения
этой задачи зависит эффективность и надежность
эксплуатации создаваемой техники,
функционирование технических устройств
и деятельность человека, который пользуется
этими устройствами в процессе Труда,
должны рассматриваться во взаимосвязи.
Эта точка зрения привела к формированию
понятия системы «человек — машина"
(СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая
человека-оператора (группу операторов)
и машины, посредством которой осуществляется
трудовая деятельность. Машиной в СЧМ
называется совокупность технических
средств, используемых человеком-оператором
в процессе деятельности. СЧМ и является
объектом инженерной психологии.
Система «человек
— машина» представляет собой
частный случай управляющих систем,
в которых функционирование машины
и деятельность человека связаны единым
контуром регулирования. При организации
взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная
роль принадлежит уже не столько анатомическим
и физиологическим, сколько психологическим
свойствам человека: восприятию, памяти,
мышлению, вниманию и т. п. От психологических
свойств человека во многом зависит его
информационное взаимодействие с машиной.
1. Особенности классификации
системы «человек –
машина».
Под системой в общей теории систем понимается
комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой элементов, предназначенный
для решения единой задачи. Системы могут
быть классифицированы по различным признакам.
Одним из них является степень участия
человека в работе системы. С этой точки
зрения различают автоматические, автоматизированные
и неавтоматические системы. Работа автоматической
системы осуществляется без участия человека.
В неавтоматической системе работа выполняется
человеком без применения технических
устройств. В работе автоматизированной
системы принимает участие как человек,
так и технические устройства. Следовательно,
такая система представляет собой систему
«человек — машина».
На практике
применяются самые
Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие ее характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:
а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);
б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т.п.;
в) обучающие,
т. е. вырабатывающие у
г) информационные,
обеспечивающие поиск,
д) исследовательские,
используемые при анализе тех
или иных явлений, поиске
Особенность управляющих и обслуживающих
систем заключается в том, что объектом
целенаправленных воздействий в них является
машинный компонент системы. В обучающих
и информационных СЧМ направление воздействий
противоположное — на человека. В исследовательских
системах воздействие имеет и ту, и другую
направленность.
По признаку характеристики «человеческого звена» можно выделить два класса СЧМ: а) моно системы, в состав которых входит один человек и одно или несколько технических устройств; б) поли системы, в состав которых входит некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс технических устройств.
Поли системы в свою очередь можно подразделить на «паритетные» и иерархические (многоуровневые). В первом случае в процессе взаимодействия людей с машинными компонентами не устанавливается какая-либо подчиненность и приоритетность отдельных членов коллектива. Примерами таких Поли систем может служить система «коллектив людей — устройства жизнеобеспечения» (например, система жизнеобеспечения на космическом корабле или подводной лодке). Другим примером может быть система отображения информации с большим экраном, предназначенная для использования коллективом операторов.
В отличие от этого в иерархических СЧМ устанавливается или организационная, или приоритетная иерархия взаимодействия людей с техническими устройствами. Так, в системе управления воздушным движением диспетчер аэропорта образует верхний уровень управления. Следующий уровень — это командиры воздушных судов, действиями которых руководит диспетчер. Третий уровень — остальные члены экипажа, работающие под руководством командира корабля.
По типу и структуре машинного компонента можно выделить инструментальные СЧМ, в состав которых в качестве технических устройств входят инструменты и приборы. Отличительной особенностью этих систем, как правило, является требование высокой точности выполняемых человеком операций.
Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы, которые включают стационарное и нестационарное техническое устройство (различного рода преобразователи энергии) и человека, использующего это устройство. Здесь требования к человеку существенно различаются в зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота функций человека.
Следующим важным типом СЧМ являются сложные человеко-машинные системы, включающие помимо использующего их человека некоторую совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению аппаратов, устройств и машин, предназначенных для производства определенного продукта (энергетическая установка, прокатный стан, автоматическая поточная линия, вычислительный комплекс и т. п.). В этих системах, как правило, связанность технологического процесса обеспечивается локальными системами автоматического управления. В задачу человека входит общий контроль за ходом технологического процесса, изменение режимов работы, оптимизация отдельных процессов, настройка, пуск и остановка.
Еще более сложным типом СЧМ являются системотехнические комплексы. Они представляют собой сложную техническую систему с не полностью детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее использовании. Для систем такого типа характерным является взаимодействие не только по цепи «человек — машина», но и по цепи «человек — человек — машина». Другими словами, в процессе своей деятельности человек взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими людьми. При всей сложности системотехнических комплексов их в большинстве случаев можно представить в виде иерархии более простых человеко-машинных систем. Типичными примерами системотехнических комплексов различного уровня и назначения могут служить судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система и т. п.
В основу
классификации СЧМ по типу
взаимодействия человека и
Рассмотренная классификация СЧМ не является единственно возможной. Примеры иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.
Однако, несмотря на большое разнообразие систем «человек — машина», они имеют целый ряд общих черт и особенностей. Эти системы являются, как правило, динамическими, целеустремленными, самоорганизующимися, адаптивными.
Системы «человек
— машина» относятся к классу
сложных динамических систем, т. е. систем,
состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов различной природы и характеризующихся
изменением во времени состава структуры
и взаимосвязей. Из этого следуют характерные
особенности, присущие СЧМ как сложной
динамической системе:
разветвленность структуры (или связей)
между элементами (человеком и машиной);
разнообразие природы элементов (в состав
СЧМ могут входить человек, коллектив
людей, автоматы, машины, комплексы машин
и т.д.);
перестраиваемость структуры и связей
между элементами (например, при нормальном
ходе технологического процесса оператор
лишь следит за ходом его протекания, т.
е. включен в контур управления как бы
параллельно; при отклонении от нормы
оператор берет управление на себя, т.
е. включается в контур управления последовательно);
автономность элементов, т. е. способность
их автономно выполнять часть своих задач.
Информация о работе Роль человека в системе обеспечения работоспособности машин