Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:00, лекция
Экономическая теория о транспорте. Материально-техническая база транспорта. Технико-экономические особенности основных видов транспорта. Международная транспортная классификация грузов.
по назначению — пассажирские, грузовые, военные;
по типу движителя - винтовые, реактивные;
по типу двигателя — поршневые, турбовинтовые, турбореактивные, реактивные и изредка применяют ракетные;
по скорости полета — дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.
С
самого зарождения авиации наиболее
дешевым способом перевозки грузов
было использование для этой цели пассажирских
самолетов. Счастливым совпадением является
концентрация большинства пассажирских
полетов в выходные дни, а грузовых — в
рабочие. Поэтому появилась возможность
в рабочие дни догружать пассажирские
самолеты грузами. В последнее время, однако,
стали появляться грузовые самолеты как
реакция на возросший спрос на авиационные
грузовые перевозки. Для сравнения, из
70 авиалиний, проходящих через английский
аэропорт Хитроу, только три — чисто грузовые.
Проходящие через Хитроу 500 тыс. т грузов
все еще перевозятся на пассажирских самолетах.
Для оказания помощи при загрузке грузовых
самолетов разработаны специальные устройства
для погрузки — телескопические подъемники.
В результате достигнута чрезвычайно
высокая скорость доставки груза (из Великобритании
в Новую Зеландию — за двое суток).
3.
Технико-экономические
особенности основных
видов транспорта.
Современный транспорт состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным.
Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.
У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.
Особенности морского транспорта
Преимущества.
низкие грузовые тарифы;
высокая производительность (за счёт большой грузоподъёмности судов);
непрерывность работы (24 часа в сутки);
незначительная зависимость от погодных условий;
мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);
практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.
Недостатки:
относительно низкая скорость (для грузовых судов -18-20 узлов)7;
сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);
необходимость тщательной упаковки грузов.
Особенности железнодорожного транспорта
Преимущества.
быстрая доставка на большие расстояния;
независимость от климатических условий;
большая грузоподъёмность (3—4 тыс. т — один состав);
сравнительно низкие тарифы;
при наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку "от двери до двери");
способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.
Недостатки.
наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов);
необходимость прочной упаковки;
благоприятные условия для хищения;
зависимость от географического расположения железнодорожных путей;
необходимость переформирования составов в пути.
Особенности автомобильного транспорта
Преимущества:
маневренность - возможность концентрации транспорта там, где требуется;
срочность и регулярность доставки;
возможность организации современных видов доставки (от двери до двери);
большая сохранность грузов;
большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (для РФ — до 600 км);
применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок.
Недостатки.
зависимость от дорожной сети;
малая грузоподъемность;
относительно высокие тарифы.
Особенности воздушного транспорта
Преимущества.
высокая скорость доставки;
спрямление пути;
высокая сохранность груза в пути;
самый высокий уровень сервиса;
более простая упаковка;
более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).
Недостатки.
высокие грузовые тарифы;
зависимость от погодных условий;
ограничения по размеру и весу;
зависимость от наземных служб;
удалённость аэропортов от предприятий.
Особенности трубопроводного транспорта.
Преимущества.
независимость от погоды;
непрерывность подачи транспортируемого груза;
низкая себестоимость;
высокий уровень автоматизации операций (залив, перекачка, слив).
Недостатки:
односторонняя транспортировка;
невозможность транспортировки другого рода грузов;
высокая себестоимость сооружений.
Особенности речного транспорта.
Преимущества:
высокая провозная способность по рекам;
низкая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
возможность перевозить значительные партии грузов;
возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.
Недостатки.
необходимость
в строительстве
сезонность работы на большинстве рек мира;
необходимость
считаться с естественным географическим
расположением водных путей и частым
несовпадением их с направлениями грузопотоков.
Вся совокупность товаров, которые с началом процесса транспортировки становятся грузами, может быть классифицирована по множеству признаков, среди которых основными являются следующие:
- природное происхождение;
- биохимический состав;
- степень обработки;
- потребительское назначение.
По природному происхождению можно различить грузы минерального происхождения (характеризуются наличием и содержанием в них различных элементов неорганической химии). Грузы животного происхождения характеризуются содержанием большой концентрации жиров и белков. К ним можно отнести мясо и мясопродукты, продукты моря, кожсырье, птица и т.д. Товары растительного происхождения в основном характеризуются высоким содержанием углеводов (зерно и злаки, крупы, масла, фрукты, овощи, лен, хлопок и т.д.).
Исходя из признака биохимического состава грузы подразделяются на неорганические и органические. К первым относятся минеральные грузы, ко вторым — грузы животного и растительного происхождения.
По степени обработки грузы можно разделить на следующие подгруппы: сырье (необработанный груз или крайне незначительно обработанная основа для последующего производства); полуфабрикаты (сырье, прошедшее технологическую обработку, но не доведенное до состояния, пригодного для потребления); готовые изделия (продукция, готовая для непосредственного потребления).
Исходя из потребительского назначения грузы могут быть классифицированы как продовольственные и промышленные.
В
продовольственные грузы
Помимо классификации товаров по признакам природного происхождения, биохимического состава, степени обработки и потребительского назначения, выделяются классификации — торговая, тарифная и транспортная.
Международным стандартом товарной классификации стала Гармонизированная система (ГС) — синтез Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), Стандартной международной торговой классификации (СМТК) ООН и еще двенадцати различных международных и национальных классификаторов, включая таможенные и транспортные номенклатуры.
ГС состоит из Унифицированной товарной номенклатуры (объединенной тарифной и статистической номенклатуры), Основных правил классификации и Алфавитного указателя. В ГС применяется шестиразрядная система кодирования товаров.
Тарифная классификация (или номенклатура) грузов построена по признакам производственного происхождения грузов, по размерам тарифов за перевозки и размерам ставок сборов.
Транспортная классификация грузов осуществляется по способам перевозки и перегрузки. По ней грузы делятся на:
- генеральные,
- массовые,
- специальные.
Генеральные грузы.
Генеральные грузы — это штучные грузы в упаковке и без таковой. По виду упаковки - это тарно-упаковочные грузы (в мешках, коробках, ящиках), а также грузы в укрупненных грузовых и транспортных единицах (пакеты, на поддонах, трейлерах, контейнерах, лихтерах).
Рутинные грузы — это грузы без тары и упаковки (трубы, металлоконструкции и др.).
Генеральные грузы разделяются по размерам, массе и габаритам.
И легковесным грузам относятся грузы, которые на 1 т веса занимают объем более 2 мз (шерсть, табак, пух, вата и т.п.).
К длинномерным относятся грузы, длина грузового места которых превышает 3 м.
Негабаритными называются грузы, которые по своим размерам не вписываются в габариты судовых помещений, железнодорожных вагонов, платформ и путей и т.д.
В зависимости от транспортных характеристик и физико-химических свойств грузов, дальности перевозок и используемых видов транспорта все генеральные грузы можно также разделить на:
Контейнеропригодные грузы, перевозка которых в контейнерах возможна и экономически целесообразна на данном направлении;
контейнеронепригодные
грузы, перевозка которых в