Таможенная конвенция о международной перевозке грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:51, реферат

Краткое описание

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее – Конвенция МДП) - международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, целью которого является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. На сегодняшний день Конвенция МДП насчитывает 67 Договаривающихся сторон.
Согласно положениям Конвенции процедура МДП применяется при соблюдении следующих условий:
1) товары сопровождаются книжкой МДП, заполненной и оформленной надлежащим образом;
2) товары обеспечиваются гарантией гарантирующего объединения;

Файлы: 1 файл

Лекция МДП 1.docx

— 34.57 Кб (Скачать)


Таможенная  конвенция о международной перевозке  грузов с применением книжки МДП (далее – Конвенция МДП) - международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, целью которого является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. На сегодняшний день Конвенция МДП насчитывает 67 Договаривающихся сторон.

Согласно  положениям Конвенции процедура  МДП применяется при соблюдении следующих условий:

1) товары  сопровождаются книжкой МДП, заполненной  и оформленной надлежащим образом;

2) товары  обеспечиваются гарантией гарантирующего  объединения;

3) товары  перевозятся в дорожных транспортных  средствах, составах транспортных  средств или контейнерах, предварительно  допущенных для перевозки под  таможенными печатями и пломбами (за исключением перевозок тяжеловесных  или громоздких товаров).

По общему правилу товары, перевозимые с  соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Сборы за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются.

Однако  в случае, если сумма таможенных пошлин и сборов, подлежащая уплате за перевозимые товары, больше чем  сумма гарантии (в настоящее время  в Республике Беларусь, Российской Федерации и Казахстане – 60.000 евро) или если имеются основания полагать, что перевозчик не может гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства, может применяться сопровождение товаров.

Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение  грузов с минимальными задержками в  пути и в то же время обеспечить максимальную таможенную безопасность, режим МДП содержит пять основных элементов:

1. Товары  должны перевозиться в контейнерах  или грузовых отделениях транспортных  средств, сконструированных таким  образом, чтобы исключить возможность  несанкционированного доступа к  содержимому запломбированной части  транспортного средства или контейнера  без оставления видимых следов  вскрытия грузового отделения  транспортного средства, контейнера  или повреждения таможенных печатей  и пломб.

В целях  соблюдения этого требования Конвенция  МДП устанавливает стандарты  конструкций и процедуры допущения  транспортного средства для перевозки  товаров под таможенными пломбами и печатями. Если контейнер или  грузовое отделение транспортного  средства отвечают этим требованиям, то соответствующее национальное ведомство  выдает так называемое свидетельство  о допущении транспортного средства для перевозки товаров под  таможенными пломбами и печатями.

Порядок выдачи и использования  свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010г. № 260.

2. Уплата  таможенных пошлин и налогов,  в отношении которых существует  риск неуплаты, должна быть обеспечена  международной гарантией.

Принцип действия международной системы  гарантий следующий. Каждое национальное гарантийное объединение, гарантирует  уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате при обнаружении какого-либо нарушения операции МДП на территории этой страны (но не более установленной в настоящее время гарантийной суммы 60 000 евро). Таким образом, национальное гарантийное объединение гарантирует уплату таких таможенных пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства.

В результате каждое государство обеспечено гарантией  при перевозках по его территории с использованием книжек МДП. Все  национальные гарантийные объединения  объединены в единую международную  гарантийную цепь, которая управляется  Международным союзом автомобильного транспорта (Женева, Швейцария). Гарантийная  цепь опирается на несколько крупных  страховых компаний.

При этом национальное объединение гарантирует  уплату таких пошлин и налогов  как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими транспортные операции с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства. Каждая страна самостоятельно определяет предел гарантии, рекомендовано ограничивать максимальную сумму, которая может быть истребована  от национального объединения.

3. Товары  должны сопровождаться признанным  всеми государствами - участниками  Конвенции МДП таможенным документом (книжка МДП), принятым к оформлению  в государстве отправления и  служащим документом контроля  в государствах отправления, транзита  и назначения.

4. Признание  государствами транзита и назначения  мер таможенного контроля, принятых  в государстве отправления.

Поскольку осуществление всей перевозки МДП  зависит от качества таможенного  контроля в государстве отправления, очень важно, чтобы он был полным и осуществлялся с соблюдением  всех необходимых формальностей. Кроме  того, таможенный орган отправления, перед тем как наложить таможенные пломбы и печати, должен проверить  состояние грузового отделения транспортного средства или контейнера.

5. Контролируемый  доступ перевозчиков к системе  МДП.

Осуществлять  перевозку с применением процедуры  МДП имеет право только держатель  книжки МДП. В соответствии с приложением 9 к Конвенции МДП таможенные органы должны контролировать доступ к системе МДП всех перевозчиков.

Книжка МДП – международный таможенный документ, который подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.

Единственной  международной организацией, которая  имеет право на изготовление и  распространение книжек МДП среди  национальных гарантийных объединений, является Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). В свою очередь, каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своего государства на условиях, определенных в декларации-обязательстве перевозчика.

До создания Таможенного союза Республика Беларусь, Российская Федерация и Казахстан применяли положения Конвенции МДП на своей территории используя, в том числе, национальное законодательство. В связи с образованием Таможенного союза возникла необходимость в правовой регламентации действия Конвенции МДП на его территории. С этой целью еще осенью 2010 года сторонами был разработан проект Соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на таможенной территории таможенного союза. Проект был утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 707. Ключевые моменты данного проекта:

1. Если  товары перевозятся по таможенной  территории Таможенного союза  с использованием книжки МДП,  таможенная территория таможенного  союза для целей такой перевозки  рассматривается как единая территория.

2. Перевозка  товаров с использованием книжки  МДП по таможенной территории  Таможенного союза допускается  только в случаях, если она  начинается и (или) заканчивается  за пределами таможенной территории  Таможенного союза, либо если  перевозка между двумя пунктами, расположенными на таможенной  территории Таможенного союза,  осуществляется через территорию  государства, не являющегося государством-членом  Таможенного союза.

3. Возможность  перевозки товаров с использованием  книжки МДП по таможенной территории  Таможенного союза между двумя  пунктами, расположенными на таможенной  территории Таможенного союза,  без осуществления перевозки  товаров через территорию государства,  не являющегося государством  – членом Таможенного союза,  устанавливается отдельным межправительственным  протоколом государств – членов  Таможенного союза.

4. Книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Конвенции МДП, может использоваться в качестве транзитной декларации при перемещении товаров по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

5. На  таможенной территории Таможенного  союза устанавливается единый максимальный размер сумм, уплаты которых по одной книжке МДП можно требовать в соответствии с предоставленной гарантией от гарантийного объединения на основании положений статьи 8 Конвенции МДП, равный 60 000 евро в эквиваленте.

6. Ответственность  в отношении уплаты таможенных  пошлин, налогов, процентов за  просрочку (пеней) возникает у  гарантийного объединения государства  – члена Таможенного союза,  на территории которого начинается  операция МДП, с момента регистрации  таможенными органами книжки  МДП в качестве транзитной  декларации.

7. Ответственность  в отношении уплаты таможенных  пошлин, налогов, процентов за  просрочку (пеней) переходит к  гарантийному объединению другого  государства – члена Таможенного  союза только в случае, если  установлено, что нарушение Конвенции  МДП, повлекшее возникновение  обязанности по уплате таможенных  пошлин, налогов, совершено на  территории этого государства  – члена Таможенного союза.  Если не установлено, на территории  какого государства – члена  Таможенного союза совершено  нарушение Конвенции МДП, такая  ответственность возникает у  гарантийного объединения государства  – члена Таможенного союза,  на территории которого начинается  операция МДП.

Несмотря  на то, что проект Соглашения был утвержден Решением Комиссии Таможенного союза, по ряду его положений имелись разногласия сторон. С целью их устранения были проведены неоднократные заседания экспертов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

По результатам  заседаний экспертам не удалось  снять два принципиальных разногласия по проекту Соглашения по МДП, в частности, относительно применения книжки МДП для внутренних перевозок, а также относительно перехода ответственности между гарантийными объединениями государств-членов Таможенного союза при установлении того, что нарушение произошло на территории другого государства.

1. Особенно жаркие споры разгорелись относительно разногласия по внутренней перевозке (статья 2 проекта Соглашения по МДП).

Российская  и белорусская Стороны выступают против внутренней перевозки с применением процедуры МДП. Казахстанская Сторона выступает за использование книжек МДП для внутренней перевозки. В качестве компромиссного решения Секретариат КТС предложил вынести вопрос относительно внутренней перевозки за рамки Соглашения, сделав отсылочную норму и уполномочив КТС на принятие по нему соответствующего решения.

Анализируя данное разногласие, могу сказать следующее. Вопрос предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010. Указанными документами предусматривается возможность предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите в таможенном органе назначения либо отправления. Также определены форма документа, подтверждающего принятие такого обеспечения, и его взаимное признание таможенными органами Таможенного союза. Существующие нормы составляют правовую основу гарантийной системы на территории Таможенного союза и позволяют использовать в настоящее время и развивать в последующем при таможенном транзите национальные системы гарантий государств-членов таможенного союза. Таким образом, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное белорусскому таможенному органу, может использоваться при транзите товаров, перемещаемых не только по таможенной территории Республики Беларусь, но и по территории  Российской Федерации или Республики Казахстан (в том числе вывозимых с указанных территорий).

Аналогичным образом может использоваться  обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленное российскому  или казахстанскому таможенному  органу. Таможенным кодексом Таможенного  союза определены способы обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов, к  которым относятся: поручительство, банковская гарантия, залог имущества, денежные средства. При этом, отсутствуют какие-либо ограничения по использованию субъектами хозяйствования указанных способов обеспечения при транзите товаров по таможенной территории Таможенного союза. Таким образом, в Таможенном союзе созданы благоприятные условия для развития внутренней системы гарантий для целей таможенного транзита и нет необходимости в применении процедуры МДП во внутренних перевозках.

2. Относительно  перехода ответственности при  перевозке (статья 6 проекта Соглашения по МДП).

Белорусская Сторона и ФТС России выступают  за переход ответственности между  гарантийными объединениями, который  означает, что изначально ответственность  несет объединение того государства, таможенные органы которого открыли операцию МДП. Однако если в дальнейшем будет установлено, что нарушение процедуры МДП произошло на территории другого государства-члена Таможенного союза, то ответственность по погашению таможенной задолженности переходит к гарантийному объединению указанного государства и, соответственно, право требования погашения задолженности также переходит к таможенным органам данного государства.

Информация о работе Таможенная конвенция о международной перевозке грузов