Внутренняя и внешняя среда предприятия. Интра - и инфраменеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

Оглавление

Введение 3

Внутренняя и внешняя среда предприятия 4
Специализированное разделение труда 5
Внешняя среда организации 10
Интра– и инфраменеджмент 14
Заключение 19

Список литературы 20

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

                                        СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                   3

  1. Внутренняя и внешняя среда предприятия                                4
    1. Специализированное разделение труда                                    5
    2. Внешняя среда организации                                                     10
  2. Интра– и инфраменеджмент                                                      14

Заключение                                                                                             19

Список литературы                                                                                20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           ВВЕДЕНИЕ

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде. 

1. ВНУТРЕННЯЯ  И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Любая организация располагает внутренней и внешней средой.

Внутренние  переменные - это ситуационные факторы  внутри организации.

Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В разных организациях ставятся разные цели. Например, для того чтобы получить прибыль, "бизнес" должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и социальная ответственность. Некоммерческие организации, имея разнообразные цели, больше внимания уделяют социальной ответственности.

Цели  подразделений должны составить  конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других её подразделений.

Структура - внутренняя переменная.

Структура организации - это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Существуют  две основные концепции структуры:

    1. Специализированное разделение труда
    2. Сфера контроля

1.1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ  РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

В большинстве  современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Во всех организациях, за исключением самых  мелких, имеет место горизонтальное разделение труди по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в  значительной степени - возможности  ее успешной деятельности. Эффективность  и целесообразность способов разделения работы между людьми - сверху Вниз, до самого первого уровня организации - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

Вертикальное  разделение труда, т.е. определение  работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной трудовой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.

Рис. 1. Структура организации1

Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры.

Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую  структуру управления.

Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи делят на три категории:

    1. работа с людьми (задача мастера);
    2. работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
    3. работа с информацией (задачи казначея корпорации).

Рис. 2. Взаимозависимость должностей, структуры и целей

Рис. 3. Плоская структура организации

Технология. Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис предлагает широкое сходное описание: «Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях». Таким образом, технология – это средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.

Задачи  и технология тесно связаны между  собой. Выполнение задачи включает использование  конкретной технологии как средства преобразования материала.

Рис. 4.  Высокая структура организации

Рис. 5.  Взаимосвязь технологии, заданий, структуры  и целей

Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.

Три аспекта  человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:

а) поведение  отдельных людей;

б) поведение  людей в группах;

в) характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его  влияние на поведение отдельных людей и групп. 

Рис. 6.  Взаимосвязанность внутренних переменных

Социотехнические  подсистемы. Внешние переменные сильно влияют на организацию. И взаимосвязанность внутренних переменных правильнее было бы рассмотреть как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные называют социотехническими подсистемами, т.к. имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные). 
 

1.2 ВНЕШНЯЯ  СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Внешняя среда организации включает такие  элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики и их технологии, финансовые организации  и источники трудовых ресурсов, социально-культурная среда, релевантные по отношению к операциям организации.

Характеристики  внешней среды:

    1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
    2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию
    3. Подвижность: относительная скорость изменения среды
    4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности

Рис. 7. Модель влияния внешней среды  на организацию

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень  силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Так  же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Рис. 8. Среда прямого воздействия

Поставщиками являются все юридические и физические лица, обеспечивающие организацию и ее конкурентов всеми видами ресурсов, необходимыми для производства конкретных продуктов и услуг. К таким ресурсам относятся материальные, включая энергетические, финансовые, трудовые, информационные, и основные фонды (недвижимость).2

Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно.

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Законы  и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Среда косвенного воздействия - это факторы, не оказывающие прямого воздействия на операции организации, но все же сказываются на них опосредственно. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

Рис. 9. Среда косвенного воздействия

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Политические  факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда предприятия. Интра - и инфраменеджмент