Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Изучение СМИ современной Белорусии является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации общества в конце прошлого столетия СМИ

Оглавление

Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
2.2 Пресса
2.3 Интернет
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 41.05 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание : 

Глава 1. Влияние  средств массовой информации на формирование личности детей и подростков 

§1. Личность. Ценностная ориентация личности 

§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 

2.1 Телевидение 

2.2 Пресса 

2.3 Интернет 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 

                                        Введение

Актуальность  темы:

Изучение СМИ современной Белорусии является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации общества в конце прошлого столетия СМИ становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМИ сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая.

 Именно  через средства массовой информации  современный человек получает  возможность:

  • расширить кругозор;
  • быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;
  • быть информированным в сфере политике, экономики, культуры и т.д.;
  • познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.

Значение  средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества.Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.

СМИ традиционно  влияют на общественное сознание и  поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды  эволюционного развития структура  и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные  структуры СМИ обретают иные темпы  жизни, они могут развиваться  вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется  в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались  такого, что не можем доверять этому  источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.

Основное  развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно  выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание  феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня  относим к коммуникативным, проводились  на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться  новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной  литературе и получила широкое распространение  как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в  коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и  в публичных выступлениях.

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как  человеческая коммуникация. Формируется  отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого  направления вносят: Грегори Бейтсон  и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом  Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием  информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания  между участниками.

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется  расширением системного подхода  к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой  субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой  коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный  факт. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая  процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем  сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и  поэтому должны просто принимать  такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво. Подрастающее поколение формирует  свои мнения и вкусы практически  на все сто процентов благодаря  журналам, развлекательному телевидению  и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически  восемьдесят процентов личного  и общественного мнения.

                             Цель , обьект и предмет исследования.

Цель: Изучить  влияние средств массовой информации на формирование личности детей и  подростков.

Объект: Психологические  аспекты в формирование личности детей и подростков.

Предмет исследования: Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.

Методы исследования: анализ теоретических источников

Глава 1. Влияние средств  массовой информации на формирование личности детей и подростков

1. Личность. Ценностная ориентация личности

Личность  формируется, главным образом, в  деятельности, через отношения с  другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это  процесс усвоения индивидом опыта  общественной жизни. Начиная с момента  рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны  личности постоянно находятся в  развитии.

Процесс формирования личности продолжается практически  всю жизнь с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется  до 18 лет, момента наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются  необходимые знания и правила  поведения в обществе. Конвенция  ООН "О правах ребенка" определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка1. Действующее законодательство нашей страны определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего.

Личность  человека - это понятие, выражающее социальную сущность лица, комплекс характеризующих  его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными  жизненными условиями. Можно выделить четыре основные стороны личности:

1) Физические  свойства: пол; возраст; особенности  физической конституции и др.

2) Социальные  свойства: к ним относятся проявления  в различных сферах общественной  жизни: труде, учебе, семье и  др. 

3) Психологические  свойства: к ним относятся соответствующие  свойства личности; возрастные особенности  психики и др.

4) Нравственно-психологические  свойства: к ним относятся: направленность  личности (т.е. основная жизненная  ориентация); мировоззрение (система  взглядов на жизнь); интересы; устойчивая  система мотивов поведения; моральные  ценности принципы и нормы,  которыми личность практически  руководствуется в своей деятельности; правосознание данной личности; нравственные навыки и привычки  личности; характер и уровень  потребностей. Период несовершеннолетия  является особым в формировании  личности человека. Определённый  уровень сознания и социального  развития, достигнутый несовершеннолетними  в этом возрасте, позволяет предъявлять  к ним требования, сообразовывать  своё поведение с правилами,  установленными в обществе. Именно  в этом возрасте наступает  как административная, так и уголовная  ответственность за совершение  правонарушений. В то же время  формирование несовершеннолетнего  как личности ещё не является  законченным и продолжается.

Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной  срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися в предыдущий возрастной период свойствами". [Сафиулин Н.Х., Данилевская MB., Куликов Н.Н. Особенности  преступного поведения несовершеннолетних. - Казань, 1995. С.40.].

Оценка личностью  своей социальной полноценности  осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как "один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного "измерения" допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального  поведения". Ценности можно сравнить со своеобразными маяками, помогающими заметить в потоке информации то, что наиболее важно в позитивном или негативном смысле для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения.

Ценности  выступают критериями оценки, как  всей жизни личности, так и отдельных  ее поступков и действий; так как  они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для  отбора и оценки этих альтернатив. Эта  деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и  плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через  систему ценностей как бы фильтруется  вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном  свете, согласно той позиции, с которой  она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как , локаторы нравственного сознания личности,главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.

В ценностях  резюмируется весь жизненный опыт личности. Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека. Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. 

2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков.

2.1Понятие  о средствах массовой  информации.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков