Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 06:40, курсовая работа
Изучение СМИ современной Белорусии является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации общества в конце прошлого столетия СМИ
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
2.2 Пресса
2.3 Интернет
Заключение
Список литературы
Средства массовой информации (СМИ) - понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся:
Печатные издания (пресса): газеты, журналы
Электронные СМИ: телевидение, радио, интернет
Также СМИ выполняют несколько важнейших функций:
Средства
массовой информации оказывают влияние
почти на все сферы и институты
общества: политику, образование, науку,
религию и др. Массовая культура,
существующая в обществе в различных вариантах,
с помощью СМИ и под их воздействием формируется,
сохраняется и распространяется. Следовательно,
можно предположить, что СМИ играют важную
роль в формировании, функционировании
и эволюции общественного сознания. Один
из авторов учебника «Введение в политологию»
К.С.Гаджиев (Москва «Просвещение», 1995г.),
выделяет, как главную особенность СМИ
их способность правильно обратиться
к общественности, минуя школу, церковь,
семью и т.д. Эту способность широко используют
политические партии и деятели для создания
массовой поддержки своей программы.
XX столетие
по праву считают веком
Негативное влияние.
В наше
время особой остроты обрела проблема
телевизионного насилия. Практически
во всех современных сериалах, фильмах,
и даже мультфильмах существует насилие.
Термин "телевизионное насилие"
давно используется в научном
лексиконе и объединяет в себе
демонстрацию нанесения повреждения
или ущербов персонажам телевизионных
программ или фильмов. С одной
стороны существует множество исследований,
результаты которых свидетельствуют,
что просмотр сцен насилия по телепрограммам
и фильмам связанный с
СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. "Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность.
В 2009 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и красноярскими телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи.
Результаты
исследования показали, что просмотр
телевизионных передач занимает
весьма значимое место в структуре
досуга молодых людей, уступая лишь
общению с друзьями. Анализ основных
мотивов просмотра фильмов и
передач показал, что учащиеся смотрят
ТВ для того, чтобы развлечься. В
то же время глубинный (факторный) анализ
показывает, что телевидение для
молодых людей является источником
целенаправленного получения
Позитивное влияние.
Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
- СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"
- средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
- служит для взаимного информирования властей и населения;
- снимают социальную напряженность;
СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.
В связи
с возрастающим влиянием средств
массовой информации, в том числе
телевидения, на социализацию школьников
актуальными становятся проблемы определения
позиции педагогов в работе с
детьми, возможной степени
Можно
проследить противоречие в ценностных
установках молодых людей: с одной
стороны, на уровне сознания декларируется
стремление к личной независимости,
хорошим и стабильным межличностным
отношениям, к созданию семьи и
получению достойной работы; с
другой стороны, по результатам факторного
анализа просматривается четкая
ориентация на западные стандарты жизни.
Телевидение в данном контексте
играет существенную роль в формировании
ценностных установок молодых людей.
Поскольку молодежь достаточно обособлена
в культурном плане от старшего поколения,
то телевидение, использующее в своих
трансляциях западные передачи и
фильмы, успешно продвигает западный
образ жизни и восприятие мира.
Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.
На сегодняшний день среди печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.
Согласно опросам общественного мнения среди молодежи в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю.65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц.76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (Фонд "Общественное мнение" (далее - ФОМ), октябрь 1998 г). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться г печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта - Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу кливиты, придумывая всеразличные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу "желтой" прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям "желтой" печати.
Сегодня наряду
с видеоиграми популярным времяпровождением
является компьютерная сеть Интернет.
Опыт развития мировых открытых сетей,
особенно Интернета, позволяют говорить
о начале новой эры в развитии
средств и систем переработки
информации. В таких сетях пользователь
воспринимает себя и воспринимается
другими как неотъемлемый компонент
единого информационного
Одним из негативных
эффектов глобальной компьютерной сети
является широкое распространение
различной информации сомнительного
содержания. Следует, отметит, что существуют
информационные воздействия, прямо
угрожающее психическому или физическому
здоровью человека. Довольно часто
они формируют морально-
Информация о работе Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков