Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 03:16, курсовая работа
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
Введение……………………………………………………………………......5
1.Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием…………………………………………………….6
1.1 Сущность и понятие организационной структуры …………………….6
1.2 Методы проектирования организационной структуры управления предприятием………………………………………………………………….12
1.3 Классификация организационных структур……………………….…....15
2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Энерготекс»…………………………………………………………………..25
3. Совершенствование организационной структуры………………………..29
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления предприятием ЗАО «Энерготекс»……………………29
3.2 Снижение численности работников функциональных
подразделений и уровней управления………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Совершенствование организационной структуры управления на предприятии в условиях нововведений»
по дисциплине: «Теория организации»
Выполнена студенткой:
Номер зачетной книжки:
М 11-07з
Серов
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы
разработки организационной
1.1 Сущность и понятие
организационной структуры …………
1.2 Методы проектирования
организационной структуры управления
предприятием………………………………………………
1.3 Классификация организационных структур……………………….…....15
2. Анализ организационно-
«Энерготекс»………………………………………………
3. Совершенствование
3.1 Рекомендации по
системы управления предприятием ЗАО «Энерготекс»……………………29
3.2 Снижение численности работников функциональных
подразделений и уровней управления………………………………………..31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Через преодоление очень сложных проблем, с большими трудностями наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.
Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
На производственном предприятии
большое значение играют: разработка
организационной структуры
Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации
Понятие организационной
структуры включает в себя не только
выполняемые внутри нее задания,
но и координируемую сотрудниками деятельность
за пределами организации. Многие традиционно
выполнявшиеся самой
Считается, что организация
существует во внешней среде, которая
формирует ее стратегию, технологию,
масштаб и уровень
Применение предложенных
рекомендаций в данной курсовой работе
повысит эффективность труда
управляющего персонала и организационную
культуру принимаемых решений
1.Теоретические основы
разработки организационной
системы управления предприятием.
1.1 Сущность и понятие организационной структуры
Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.
Абстрактная категория "структура" и понятие "организационная структура управления" отличаются тем, что объектом структуризации может выступать сама организация или предприятие (структура организации, структура предприятия); управление (структура управления) и каждый элемент системы управления.
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Структура организации (организационная структура) - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (2, с.689).
Термин "функциональные области" не следует смешивать с функциями управления.
Понятие "функциональная область" относится к работе, которую выполняет подразделение для организации в целом, например, маркетинг, производство, финансы, кадры.
Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели (3, с.69).
Организационная структура - это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы (4, с. 331).
Структура управления рассматривается
как необходимая форма
Функции и структура управления
представляют две неразрывно взаимосвязанные
и взаимообусловленные стороны
единого целого - организации системы
управления и выступают соответственно
как содержание и форма процесса
управления. Взаимообусловленность
функций и структуры управления
предполагает первичность функций
и вторичность структуры
Организационная структура
управления с заданными функциями
есть ее устройство (строение), соответствующее
по составу своих элементов
Основные концепции, играющие отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля (2, с.90).; структура всегда должна отражать стратегию (2, с. 303); детерминизм - концепция, предполагающая, что структура организации определяется внешней средой (5, с.601).
Специализированное разделение труда представляет закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени - возможности ее успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников, т.е. когда сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре. Поэтому большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.
Регулярное воспроизведение
таких видов деятельности, как
распределение заданий, руководство
и координация действий сотрудников,
формирует структуру
Структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. Когда речь идет об организационных структурах, имеются в виду распределение и координация процессов труда. Структура организации - это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения (5, с.526).
Понятие организационной
структуры включает в себя не только
выполняемые внутри нее задания,
но и координируемую сотрудниками деятельность
за пределами организации. Многие традиционно
выполнявшиеся самой
После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия определяет структуру. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать ее взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование. Структура основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации.
Считается, что организация
существует во внешней среде, которая
формирует ее стратегию, технологию,
масштаб и уровень
Сторонники ситуационного
подхода исходят из того, что структура
преуспевающих организаций
Сторонники ситуационного подхода считают, что менеджеры имеют право выбора, но ограниченное необходимостью адаптации структуры к внешним условиям, определяющей приемлемые результаты деятельности организации (5, с. 600-602).
Решение о выборе структуры
организации в целом почти
всегда принимается руководством высшего
звена. Руководители низового и среднего
управления лишь помогают ему, предоставляя
необходимую информацию, а в более
крупных организациях - и предлагая
структуру подчиненных им подразделений,
соответствующую общей
В широком смысле задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая больше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. "Наилучшая" структура это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью (2, с. 331).