Совершенствование организационной структуры управления на предприятии в условиях нововведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 03:16, курсовая работа

Краткое описание

Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......5
1.Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием…………………………………………………….6
1.1 Сущность и понятие организационной структуры …………………….6
1.2 Методы проектирования организационной структуры управления предприятием………………………………………………………………….12
1.3 Классификация организационных структур……………………….…....15

2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Энерготекс»…………………………………………………………………..25

3. Совершенствование организационной структуры………………………..29
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления предприятием ЗАО «Энерготекс»……………………29
3.2 Снижение численности работников функциональных
подразделений и уровней управления………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории организации.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

3) натурные модели организационных  структур и процессов, заключающихся  в оценке их функционирования  в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные  и лабораторные эксперименты, управленческие  игры;

4) математико-статистические  модели зависимостей между исходными  факторами организационных систем  и характеристиками организационных  структур.

Процесс проектирования организационных  структур управления должен быть основан  на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

Создание подразделений  путем группирования аналогичных  производственных функций позволяет  добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства  предприятием в период расширения его  хозяйственной деятельности (3, с.70).

Формирование бизнес-групп (центров прибыли) в рамках закрепленного за ними процесса, представляющего определенные отношения организации с потребителями, усиливает группирование работ по рынкам. Возникают достаточно автономные группы. В результате такого подхода сближаются те, кто принимают решения, с теми, кто материализованные продукты решений покупает - потребители.

Методы распределения  обязанностей по подразделениям зависят  от положенных в основу признаков. Во-первых, по признаку деления на равные по размеру  группы. Этот метод применяется, когда  работники одних профессий, а  для достижения какой либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному  признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам. Их число зависит от потребностей смой организации.

В третьих, по территориальному признаку.

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ получает распространение  на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов  потребителя. В тех отраслях, где  покупатель является ключевым фактором, а его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

При формировании подразделений  во внимание принимаются следующие  факторы:

стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления;

формализация, то есть насколько  формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем  более формальной должна быть внутренняя структура;

централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все  ли вопросы должно решать высшее руководство;

сложность организационной  структуры, то есть насколько сложным  должно быть управление с организационной  точки зрения (3, с.70-72).

1.3 Классификация организационных  структур.

Любая организация представляет собой технико-экономическую и  социальную систему, описать которую  можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом, а также взаимодействие индивида с организацией. Немаловажное место в этом занимает структура  организации, посредством которой  или через которую это взаимодействие осуществляется.

Взаимодействие на уровне "организация - внешняя среда" может осуществляться с помощью  механистического или органического  подходов. Механистический тип организационных  структур характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой  иерархией власти в организации.

Органический тип организационных  структур определяется слабым или умеренным  использованием формальных правил и  процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и  небольшим количеством уровней  иерархии.

Типы организационных  структур по взаимодействию подразделений: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная) или традиционная, дивизиональная или отделенческая и матричная.

При линейной организации  управления распределение должностных  обязанностей осуществляется таким  образом, чтобы каждый служащий был  максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

Функциональная структура - тип организационной структуры, при котором подразделения создаются  в соответствии с видом выполняемых  ими работ и подчинены функциональным руководителям.

Основой линейно-функциональной схемы организационной структуры  являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу, и  обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые  на "ресурсной" основе: финансы, кадры, планирование, труд и заработная плата, снабжение.

Прохождение в развитии организации  этапа, соответствующего использованию  линейно-функциональных схем, является обязательным. Данный этап развития может  быть коротким по времени или длинным. Однако он необходим, так как "перепрыгивание" через него лишает организации возможности  отработки отношений "начальник-подчиненный" и выведения этих отношений на уровень, адекватный требованиям внешней  среды.

Сочетание централизованного  планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений  образует дивизиональный тип организационной структуры. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации (деления предприятия на крупные организационные подразделения), в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок.

Матричная схема построения организации предназначена для  объединения в группу специалистов компании с целью работы над проектом (3, с.74-76).

Организации, построенные  с включением элементов матричной  схемы: управление по проекту, временные  целевые группы, постоянные комплексные  группы.

Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная организация, индивидуалистская организация (3, с. 268-273).

Корпоративная организация, или корпорация, рассматривается  как особая система связи между  людьми в процессе осуществления  ими совместной деятельности. Такое  понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права - юридического лица.

Корпорации как социальный тип организации представляют собой  замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных  интересов.

Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организаций. Это объединение людей свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов.

Новые типы организаций, действующие  в "информационной" среде: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок, организации предпринимательского типа, двойной структуры управления, техноцентричные формы, безграничные организации, развивающиеся формы организаций, виртуальные организации.

Эдхократические организации - это организации будущего. Такое название они получили за применимость к нестандартным и сложным работам, трудно определяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.

Многомерная организация  характеризуется тремя измерениями. Матричная организация обычно является комбинацией линейно-функциональной и дивизиональной организацией, как бы складывается и имеет их измерения. Однако этот подход оставляет за границами матричной организации такие важные переменные, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которых также могут объединяться работы в организации. При добавлении этого третьего измерения появляются многомерные организации.

Основой многомерной организации  является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

1. обеспечение производственной  деятельности необходимыми ресурсами;

2. производство для конкретного  потребителя, рынка или территории  продукта или услуги;

3. обслуживание конкретного  потребителя, развитие или проникновение  на конкретный рынок, проведение  операций в пределах определенной  территории.

Проблема создания структуры, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала, их деятельность успешно решается, если членам организации предоставляется  право участвовать в принятии решений касающихся их работы. Последнее  уточнение является принципиальным и обличает в корне организации, построенные "на участии работников в управлении", или партисипативные организации, от организаций, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации.

Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает участие в:

- принятии решений;

- установлении целей;

- решении проблем.

Быстрые и динамичные изменения, за последнее время произошедшие во внешнем окружении деловых  организаций, способствовали развитию особого типа организационных структур, получивших название предпринимательских. Предпринимательские структуры  не следует отождествлять с малым  бизнесом, инвестиционными проектами  и просто способом быстрого обогащения. Предпринимательские организации  ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация возможностей и использование для этого  ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением.

Организация, ориентированная  на рынок или "движимая рынком" организация, может быть описана  следующим образом. По характеру  взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком), это органический тип  организации. По характеру взаимодействия частей внутри организации, это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией; это индивидуалистский тип.

От организации, ориентирующейся  на рынок, требуется соблюдение трех главных качеств: гибкости, адаптивности и инновационности. В движении в этом направлении деловых организаций проявляются следующие тенденции. В организации усиливается группирование работ по рынкам. Больше усилий прилагается для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение продукта. Ускоряются потоки информации. Структура организации начинает все больше носить сетевой характер. Система управления становится главным ресурсом предприятия. Все в организации направлено на сближение тех, кто принимает решения, с теми кто продукты решений покупает - потребителями. Это в свою очередь требует уменьшения числа уровней управления в организации и передачи ответственности на нижние этажи иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретает групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

Развитие указанных тенденций  меняет структуру рыночно ориентированной  организации в следующих направлениях. Связи в структуре организации  формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем (процессы), а не отношений между  функциями.

Организация проектируется  исходя из потребностей потребителя. в результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы. Этим группам обычно придается статус "центра прибыли" или бизнес-группы. Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного за ними бизнес-процесса.

Образуется таким образом сетевая схема структуры.

Необходимость усиления стратегической направленности научно-исследовательской, маркетинговой и других важнейших  видов деятельности привела к  возникновению двойной структуры  управления предприятием. Ее суть заключается  в том, что в рамках предприятия  формируются так называемые стратегические зоны хозяйствования, связанные с  разработкой и освоением новых  технологий, видов продукции, рынков, ресурсов, ответственность за развитие которых несут стратегические хозяйственные  центры. Эти центры не наделены административными  правами, а осуществляют рекомендательные и координационные функции. Набор  стратегических зон хозяйствования балансируется так, чтобы, с одной  стороны, все "технологические яйца" предприятия не оказались в одной  корзине, а, с другой стороны, не был  бы превзойден оптимальный уровень  диверсификации.

Сущность техноцентричных  форм организационных структур заключается  в следующем. В настоящее время  все большее внимание уделяется  электронным средствам. Устанавливаются  корпоративные информационные сети; сотрудники побуждаются к использованию  возможностей как этих сетей, так и общей базы данных. Изменился и порядок принятия решений. Вместо того, чтобы определить структуру, а затем - адекватные ей технологии, современные компании сначала выбирают способствующие выполнению задач электронные средства и на их основе формируют структуры. "Переменные электронного конструирования" включают в себя компьютерные сети и телекоммуникационные системы, искусственный интеллект, виртуальную реальность, факсимильную связь и могут использоваться вместо обычных переменных или расширить их, а также применяться в процессе разработки структур. Новые информационные технологии позволяют реструктурировать процесс труда, заменить "виртуальными" компонентами или "виртуальными" работниками некоторые внутренние виды деятельности, которые физически и юридически отделяются от организации, но участвуют в рабочем процессе посредством электронных систем (5, с. 612-613).

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления на предприятии в условиях нововведений