Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 03:16, курсовая работа
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
Введение……………………………………………………………………......5
1.Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием…………………………………………………….6
1.1 Сущность и понятие организационной структуры …………………….6
1.2 Методы проектирования организационной структуры управления предприятием………………………………………………………………….12
1.3 Классификация организационных структур……………………….…....15
2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Энерготекс»…………………………………………………………………..25
3. Совершенствование организационной структуры………………………..29
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления предприятием ЗАО «Энерготекс»……………………29
3.2 Снижение численности работников функциональных
подразделений и уровней управления………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
Нет точного ответа на вопрос,
какой способ лучше всего подходит
для построения структуры организации.
Наилучшей организационной
Одна из основных ошибок, совершаемых слишком многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Так не должно быть. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана (2, с.303).
Объективные факторы и
условия определения
- размер деятельности
предприятия (малое, среднее,
- специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей;
- характер выпускаемой продукции (тип производства);
- сфера деятельности
- масштабы заграничной
деятельности и формы ее
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Помимо перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей и сотрудников.
Динамизм внешней среды
является очень сильным факторам,
определяющим, какую организационную
структуру должна выбирать организация.
Если внешняя среда стабильна, то
организация может с успехом
применять механистические
В случае динамичности внешней среды, организационная структура должна быть органической.
Влияние технологии на организационную
структуру проявляется в
1) структура привязана
к той технологии, которая используется
в организации. Число
2) организационная структура
должна быть построена таким
образом, чтобы она позволяла
проводить технологические
Организационная структура
в значительной мере зависит от того,
как к ее выбору относятся менеджеры,
какой тип структуры они
Признаки оптимальной структуры:
- небольшое число уровней руководства;
- небольшие подразделения
или автономные группы с
- целенаправленная работа на потребителей;
- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
- высокая производительность и низкие затраты - высокая эффективность.
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегия и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении (2, с. 272-295).
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры.
Разработка организационной структуры управления предприятием включает:
- определение состава
органов управления и их
- установление уровня
компетенции, прав, обязательств
и ответственности каждого
- установление количественного состава работников;
- формирование применяемых методов руководства;
- определение состава
информации и техники ее
Основные элементы организационной структуры управления предприятием:
- состав и структура
функций управления или
- численность работников
управления по функциям или
процессам и их
- состав самостоятельных структурных подразделений;
- количество уровней управления
или автономных групп (бизнес-
- централизация или
- информационные взаимосвязи.
Согласно классической теории
организации структура
Последовательность действий следующая:
1. Осуществляется деление
организации по горизонтали на
широкие блоки,
2. Устанавливаются соотношения
полномочий различных
3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручается их выполнение конкретным лицам (2, с. 331-332).
Существуют три главных
этапа в проектировании любой
организационной структуры
1) определение характера выполняемой работы;
2) распределение работы
между отдельными позициями
3) классификация элементов
менеджмента, разработка на
1. Определение характера
выполняемой работы. Для выполнения
этой задачи данную стадию
создания организационной
Выделяются следующие направления исследований, которые необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организационной структуры. Они включают анализ:
1) деятельности: определение
той работы, которая должна осуществляться,
и способов координации
2)решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
3)отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;
4)лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
5) влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
2. Распределение работ
между элементами менеджмента.
Этот этап включает в себя:
установление норм, стандартов (например,
расчет допустимого объема
3. Классификация элементов
менеджмента, построение
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогическую работу, как правило, под единым руководством начальника подразделения (3, с.69-70).
Современные подходы к организации проектирования структуры управления:
- синтез формирования структуры из некоторых ее первичных элементов на основе анализа функций;
- матрично-органический подход
- структура организации
- рационализации технологии
организационных процессов - решение
проблемы организаций
- организационных изменений
- этот подход предполагает
- ситуационный выбор
1.2 Методы проектирования
организационных структур
предприятием.
Под методом проектирования
организационной структуры
Специфика проблемы проектирования
организационной структуры
Проектирование
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
г) организационного моделирования
Метод аналогий состоит
в применении организационных
форм и механизмов управления,
которые оправдали себя в
Экспертно-аналитический
метод состоит в обследовании
и аналитическом изучении организации
силами квалифицированных специалистов
с привлечением ее руководителей
и других работников для того, чтобы
выявить специфические
Метод структуризации целей
предусматривает выработку
Метод организационного моделирования
представляет собой разработку формализованных
математических, графических, машинных
и других отображений распределения
полномочий и ответственности в
организации, являющихся базой для
построения, анализа и оценки различных
вариантов организационных
Некоторые основные типы организационных моделей:
1) математико-кибернетические
модели иерархических
2) графоаналитические модели
организационных систем, представляющие
собой сетевые, матричные и
другие табличные и