Состояние местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

Файлы: 1 файл

СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.docx

— 74.93 Кб (Скачать)

— быть поверенным или  представителем по делам третьих  лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной  службе либо который непосредственно  подчинен или подконтролен ему; 

— использовать в  неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое имущество и  служебную информацию; 

— получать гонорары за публикации и выступления в  качестве муниципального служащего; 

— получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением им должностных  обязанностей; 

— выезжать в командировки за счет средств физических и юридических  лиц, За исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных  образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных  государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; 

— принимать участие  в забастовках; 

— использовать свое служебное положение в интересах  политических партий, религиозных и  других общественных объединений; 

— образовывать в  органах местного самоуправления, структуры  политических партий, религиозных и  других общественных объединений, за исключением  профессиональных союзов. 

Данные ограничения  обусловлены статусом муниципального служащего и необходимы для того, чтобы избежать предпосылок для  создания личной заинтересованности муниципальных  служащих в принятии того или иного  решения. Муниципальные служащие должны руководствоваться прежде всего  должностными инструкциями и интересами местного сообщества. В качестве контрольной  меры законом предусмотрено, что  муниципальные служащие, а также  граждане, поступающие на муниципальную  службу, обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах  и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые  являются объектами налогообложения. 

Назначение на должность  муниципальной службы может состояться различными способами: 

— прямым набором; 

— должностным перемещением; 

— внутрислужебным  перемещением; 

— конкурсом. 

Прямой набор обычно применяется в отношении технических  должностей, назначение на которые  не приводит к их интеграции в состав муниципальных чиновников. При этом должен соблюдаться принцип равенства  в доступе любых лиц к занятию  муниципальных должностей, и назначение должно осуществляться на постоянный срок, так как набор внештатных сотрудников производится только в  случаях временной замены отсутствующих  работников или временного занятия  вакантных должностей на ограниченный срок, для сезонных или внезапных  нужд, а также при необходимости  исполнения специальных работ, требующих  высокой квалификации. В случае невыполнения этих требований назначение соответствующим  судебным решением теряет законную силу, вследствие чего лицо, назначенное  на соответствующую должность, более  таковым не считается. Данное требование распространяется на все муниципальные  должности. Любой муниципальный  служащий, обладающий категорией должностных  кадров, при соблюдении всех необходимых  условий может в определенный местным органом власти срок выдвинуть  свою кандидатуру на занятие должности. 

Местный орган власти оказывается перед выбором: либо отказать всем из кандидатов списка в  замещении должности, либо назначить  одного из них на вакантную должность. Выбор осуществляется свободно, в  порядке рассмотрения вопросов в  данном органе местного самоуправления. 

Местный орган власти может назначить и одного из служащих в порядке должностного перемещения  или внутрислужебного продвижения. Данные процедуры используется в  отношении муниципальных служащих, уже занимающих должности в данном органе местного самоуправления. 

В любом случае местный  орган власти должен в течение  определенного срока принять  решение и обнародовать это. Если в течение срока, установленного местным органом власти должность  не замещена, она замещается в конкурсном порядке. 

Конкурсная процедура  назначения обеспечивает соблюдение принципа равного доступа граждан к  публичной службе и является эффективным  способом отбора, т.к. ставит успешный результат в зависимость от получения  наилучших оценок. Однако конкурс  позволяет отобрать кандидатов, обладающих определенными знаниями, но не обязательно  наиболее пригодных к исполнению обязанностей в данном муниципальном  образовании. Поэтому конкурсный способ назначения на публичную должность  для муниципальных служащих является вспомогательным способом назначения. 

Победа на конкурсе означает не автоматическое включение  в штат, а лишь внесение в список служебной годности. Муниципальные  органы свободны в выборе из списка служебной годности любого кандидата, и вправе отказаться от выбора по списку служебной годности, если ни один из них не подходит. Лицо, назначенное  на должность, проходит испытательный  срок. По истечении этого срока  местный орган власти может ввести стажера в штат, продлить стажировку или уволить после заключения административной комиссии. 

Назначение муниципального служащего на должность означает его включение в систему должностных  кадров муниципальной службы. Процедура  введения в систему должностных  кадров муниципальной службы называется введением в штат. Введение в штат представляет собой акт, посредством  которого муниципальному служащему  присваивается категория должностных  кадров — квалификационный разряд. Чаще всего введение в штат затрагивает  стажеров, но может применяться и  к временно нанятым сотрудникам. 

Денежное содержание муниципального служащего состоит  из должностного оклада, надбавок к  должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу  лет, а также премий по результатам  работы и других видов надбавок и  выплат, предусмотренных законодательством, актами местного самоуправления. 

Повышение денежного  содержания муниципальных служащих выражается в повышении оклада в  зависимости от присвоения более  высокой категории и назначения на новую должность. Соответствующее  решение принимается органом  местного самоуправления в соответствии с процедурой повышения по службе в пределах средств, предусмотренных  бюджетом. 

Оплата лиц наемного труда регулируется в тарифных соглашениях. Она строится по принципиально иной схеме, чем в отношении чиновников. Базисная заработная плата служащих и рабочих ориентирована на ту деятельность, которая поручается им в рамках трудового договора работодателем, в зависимости от образования, профессиональной квалификации, возраста и стажа. Для низкоквалифицированного персонала основным критерием для ставки их тарифа является трудовой стаж. 

Как чиновники, так  и наемные служащие при выполнении особых функций или при работе, связанной с особыми трудностями  или опасностью, в дополнение к  своему денежному содержанию имеют  право на получение дополнительных местных надбавок. Например, такие  надбавки могут применяться в  отношении муниципальной милиции. 

Для отдельных служащих при особо высокой производительности и особой надежности, а также для  лиц, добившихся особых коммерческих результатов  в пользу муниципального образования, может применяться механизм оплаты, непосредственно ориентирующийся  на выполненную работу. 

Помимо стандартных  социальных льгот и гарантий муниципальному служащему гарантируются ряд  льгот, связанных с его статусом: 

— пенсионное обеспечение  за выслугу лет и пенсионное обеспечение  членов семьи муниципального служащего  в случае его смерти, наступившей  в связи с исполнением им должностных  обязанностей; 

— обязательное государственное  страхование на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением им должностных  обязанностей; 

— защита его и  членов его семьи в порядке, установленном  законами, от насилия, угроз, других неправомерных  действий в связи с исполнением  им должностных обязанностей. 

В стаж муниципальной  службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных  должностях и государственных должностях. При этом стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной  службы, а время работы на должностях муниципальной службы засчитывается  в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий законодательством  о государственной службе. 

Федеральное законодательство устанавливает лишь общие нормы  о муниципальной службе и муниципальных  должностях. Порядок прохождения  муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы, размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Каждое муниципальное образование принимает свой устав, в котором закрепляются условия и порядок организации муниципальной службы. Помимо норм, определяющих общее правовое положение муниципального служащего, нормативными актами органов местного самоуправления регулируются полномочия должностных лиц в системе местного самоуправления. 

Муниципальный служащий может привлекаться к ответственности  по отношению как к третьим  лицам, так и к административному  органу. По общему правилу чиновник не должен нести ответственность  за ущерб, нанесенный службой в целом. Если чиновник преследуется в судебном порядке лицом, требующим возмещения ущерба, нанесенного администрацией, то муниципальный служащий не может  быть осужден в том случае, если ущерб связан со служебной ошибкой. Чиновник может быть наказан только в том случае, если ошибка, повлекшая  ущерб, носит личный характер и не связана со службой, т.е. должна быть допущена во внеслужебное время, вне  служебного помещения и без применения служебных средств. 

Если ошибка, причинившая  ущерб, приписывается службе, то административный орган, в котором служит чиновник, должен защитить своего служащего от любого наказания. Если чиновник был  приговорен судом к возмещению ущерба, административный орган должен избавить его от выплаты, взяв на себя покрытие расходов в счет потерпевшего. 

Ответственность чиновника  по отношению к третьим лицам  может принимать форму уголовной. В этом случае применяются нормы  уголовного права, которые содержат специфические для чиновников составы  преступления: взяточничество, коррупция, подлог, превышение власти и т.д. 

По преступлениям  в отношении административного  органа чиновник привлекается к уголовной  ответственности на тех же основаниях, что и в отношении третьих  лиц. Материальная ответственность  чиновника по отношению к нанявшему  его административному органу наступает, если административный орган предлагает чиновнику частично или полностью  возместить средства, которые этот орган выплатил по судебному решению  жертве ущерба, нанесенного чиновником. Административный орган также может  требовать от чиновника возвратить незаконно полученные им средства. 

Как показывает практика, чиновник редко подвергается материальной ответственности, так как обычно существует серьезная диспропорция между размером ущерба и возможностями  чиновника возместить его, кроме  того администрация часто не желает парализовать инициативу своих служащих слишком суровыми мерами ответственности. 

Хотя депутаты, члены  выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими, их правовой статус имеет  свои особенности. 

Выборным должностным  лицам, членам представительного органа власти местного самоуправления федеральным  законодательством гарантируются  условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Сроки полномочий таких лиц не могут составлять меньше двух лет. При  этом установленный срок полномочий не может быть изменен в течение  текущего срока полномочий. 

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его  избрания и прекращаются с момента  начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в  день вступления в должность вновь  избранного должностного лица. Уставом  муниципального образования может  быть предусмотрена возможность  осуществления полномочий на постоянной основе. 

Информация о работе Состояние местного самоуправления в России