Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа
Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
К делегированным полномочиям
относятся государственные
ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЙ
При распределении
полномочий важно найти оптимальное
решение того, какую функцию следует
передавать на принципе исключительного
исполнения, а для какой устанавливать
совместную ответственность различных
уровней управления. С точки зрения
повышения эффективности
Закон об общих принципах
организации местного самоуправления
не содержит специальных норм о распределении
задач, отнесенных к компетенции
местного самоуправления, между районами
и находящимися на их территории населенными
пунктами. В соответствии с конституционным
правом России населенные пункты как
муниципальные образования
Однако если отдельные
муниципальные образования
Органы государственной
власти имеют право наделять своими
отдельными государственными полномочиями
органы местного самоуправления всех
муниципальных образований, муниципальных
образований определенной категории
или группы, а также отдельного
муниципального образования.
Делегирование государственных
полномочий органам местного самоуправления
представляет собой передачу органами
государственной власти Российской
Федерации или субъекта федерации
части принадлежащих им полномочий
органам местного самоуправления. Наделение
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями осуществляется
на основании федерального закона или
закона субъекта федерации. Законы о
передаче государственных полномочии
органам местного самоуправления должны
содержать обоснование
Делегирование полномочий
производится с учетом задач социально-экономического
развития муниципального образования
субъекта Российской Федерации. Передаваемые
полномочия не должны создавать препятствия
для решения муниципальными органами
власти вопросов местного значения или
ухудшать социально-экономическое
положение муниципального образования.
Полномочия могут передаваться только
при наличии реальных возможностей
для их осуществления органами местного
самоуправления.
При делегировании
государственных полномочий органам
местного самоуправления проект закона
должен заблаговременно направляться
представительным органам соответствующих
муниципальных образований для
согласования и мотивированного
заключения. Возражения органов местного
самоуправления относительно характера,
объема делегируемых полномочий и порядка
их финансирования подлежат рассмотрению
в комиссиях представительных органов
государственной власти.
Запрещается наделение
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями без
передачи необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств.
Не допускается Конституцией наделение
органов местного самоуправления полномочиями,
относящимися к исключительному
ведению государственных
Органы государственной
власти обязаны осуществлять контроль
за исполнением органами местного самоуправления
отдельных государственных
Органы государственной
власти в целях контроля за исполнением
делегированных полномочий вправе:
— запрашивать необходимую
информацию от органов и должностных
лиц местного самоуправления о выполнении
переданных полномочий и целевом
использовании средств;
— производить проверки
деятельности органов местного самоуправления;
— назначать уполномоченных
представителей для оперативного контроля
за выполнением делегированных полномочий
и за целевым использованием выделенных
ресурсов;
— осуществлять методическую
работу и координацию деятельности
органов местного самоуправления по
вопросам выполнения переданных государственных
полномочий.
В законе, наделяющем
органы местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями, важно
указывать:
— цель наделения;
— срок действия делегированных
полномочий;
— дату начала осуществления;
— нормативы обеспечения
материальными и финансовыми
средствами;
— порядок и сроки
передачи соответствующих средств;
— органы государственной
власти, уполномоченные осуществлять
материальное и финансовое обеспечение
исполнения данных полномочий;
— органы государственной
власти, уполномоченные осуществлять
контроль за исполнением делегированных
полномочий;
— сроки и перечень
проведения подготовительных мероприятий,
необходимых для организации
и осуществления делегированных
полномочий;
— порядок прекращения
исполнения делегированных полномочий
в случае их отзыва или истечения
срока действия;
— критерии качества
и эффективности осуществления
делегированных полномочий;
— порядок отчетности
органов местного самоуправления по
осуществлению ими данных полномочий.
Прекращение исполнения
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, которыми
они были наделены, осуществляется
в случае истечения срока их действия.
В случае невыполнения или невозможности
выполнения органами местного самоуправления
муниципального образования отдельных
государственных полномочий, которыми
они были наделены, указанные полномочия
могут быть отозваны. Основанием для
отзыва может являться взаимное соглашение
органов местного самоуправления и
органов государственной власти
о необходимости отзыва соответствующих
полномочий, а также заключение суда
о неисполнении органами местного самоуправления
полномочий, которыми они были наделены,
вынесенное по обращению органа государственной
власти, уполномоченного осуществлять
контроль за исполнением полномочий.
Органы местного самоуправления муниципального
образования не могут быть признаны
ответственными за неисполнение отдельных
государственных полномочий, которыми
они наделены в соответствии с
законом, если суд установил, что
исполнение указанных полномочий не
было обеспечено необходимыми материальными
и финансовыми средствами в соответствии
с законом либо их исполнение было
невозможно в результате решений
и действий органов государственной
власти.
Отзыв либо прекращение
действия отдельных государственных
полномочий устанавливается законом.
По прекращении исполнения органами
местного самоуправления муниципального
образования отдельных
Расходы федерального
бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации на обеспечение
осуществления государственных
полномочий, которыми наделены органы
местного самоуправления, учитываются
в соответствии с номенклатурой
статей бюджетной классификации
Российской Федерации.
При утверждении
бюджета уполномоченные органы местного
самоуправления представляют органам
государственной власти обоснование
потребностей и расчет финансовых средств,
необходимых для осуществления
соответствующих
В случае, если расходы
на реализацию отдельных государственных
полномочий превысили размер переданных
в местный бюджет финансовых средств,
исчисленных исходя из действующих
нормативов, органы местного самоуправления
имеют право на получение компенсации
дополнительных затрат. Для получения
компенсации представительный орган
местного самоуправления представляет
уполномоченному органу государственной
власти обоснование перерасхода
финансовых средств и требование
о возмещении дополнительных затрат
на реализацию отдельных государственных
полномочий. В случае неудовлетворения
указанного требования спорный вопрос
может быть решен в судебном порядке.
Органы местного
самоуправления не вправе использовать
материальные и финансовые средства,
переданные им для осуществления
государственных полномочий, не по
целевому назначению.
Органы местного
самоуправления и вышестоящие органы
управления не обязательно Должны строить
взаимодействие только на основе четкого
разделения полномочий. По целому ряду
текущих вопросов целесообразно
использовать иные, более оперативные
формы. Взаимодействие органов государственной
власти и органов местного самоуправления
без взаимной передачи полномочии друг
другу должно строиться на принципах
добровольности, законности, а также
принципе повышения эффективности
управления. Основными формами такого
взаимодействия являются договоры, соглашения,
а также участие в совместных
комиссиях, комитетах, организациях, выполняющих
общие задачи.
Если характер взаимодействия
в определенной сфере требует
детального определения прав, обязанностей
и ответственности, а также связан
с выделением материально-финансовых
средств, предпочтительной формой взаимодействия
является договор.
Если вопросы взаимодействия
не требуют выделения
Совместные комиссии,
комитеты, рабочие группы создаются
как для организации
Информация о работе Состояние местного самоуправления в России