Состояние местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

Файлы: 1 файл

СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.docx

— 74.93 Кб (Скачать)

Правовой надзор деятельности районов и муниципальных  образований районного значения, муниципальных образований, особенности  организации местного самоуправления в которых устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации. 

Органами государственного специального надзора в конкретных областях возложенной сферы деятельности муниципальных образований, а также  их союзов и целевых объединений  являются исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, надзорные функции которых определяются соответствующими специальными положениями  в законодательном порядке. Вышестоящим  и высшим органом государственного специального надзора деятельности муниципальных образований, союзов и целевых объединений муниципальных  образований является высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. 

Органы государственного специального надзора осуществляют надзорную деятельность исключительно  в сфере возложенных задач  муниципальных образований. В рамках своей компетенции надзорные  органы вправе: 

— направлять органам  местного самоуправления, должностным  лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению  возложенных задач органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления; 

— при невыполнении возложенных задач муниципальных  образований или их обязательств орган государственного специального надзора обязан призвать органы местного самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления к принятию необходимых мер; 

— издавать и направлять органам местного самоуправления, должностным  лицам местного самоуправления уведомления  о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие); 

— вносить в случаях, если органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного специального надзора, представления  в органы государственного правового  надзора. 

Органы государственного специального надзора не имеют права  на вмешательство в дела местного сообщества за пределами их компетенции. Они также не вправе отдавать органам  местного самоуправления, должностным  лицам местного самоуправления распоряжения по решению местных задач. 

Орган государственного правового надзора по собственной  инициативе или по представлению  органов государственного специального надзора обязан опротестовать противоправные решения местных властей, решения  органов управления союзов и целевых  объединений муниципальных образований  и требовать их отмены или изменения. При невыполнении собственных обязательных задач и возложенных задач  муниципальных образований или  обязательств, при нарушении в  выполнении уставных задач союзов и  целевых объединений муниципальных  объединений орган государственного правового надзора обязан призвать органы местного самоуправления, должностных  лиц местного самоуправления, органы управления союзов и целевых объединений  муниципальных образований к  принятию необходимых мер. 

Местное самоуправление может подавать административно-судебной власти жалобы на решения исполнительных органов государственной власти, принятые хотя и на основании законов, но повлекшие за собой нарушение  права на самоуправление. В этом случае проводится проверка конституционности  законов. Если судебный орган при  рассмотрении дела в любой инстанции  пришел к выводу о несоответствии закона, примененного в рассматриваемом  деле, Конституции Российской Федерации, то он обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного  закона. 

Инициатива административного  контроля необязательно должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий местной власти физические или юридические  лица могут обратиться к административному  руководству соответствующего органа местной власти с жалобой на действия местных органов власти, просьбой принять меры к отмене или изменению  решения, наносящего ущерб. 

В отдельных случаях  в целях гласности и объективности  рассмотрения конфликтов между местными органами власти и населением может  передаваться административной комиссии — автономному коллегиальному органу местной власти. Такая форма предоставляет участникам конфликта более полную гарантию объективного рассмотрения их дела.

Судебный контроль 

Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению  к административному контролю. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или  арбитражный суд иски о признании  недействительными актов органов  государственной власти и государственных  должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также  общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Судебный контроль необходим для того, чтобы  обезопасить граждан и юридических  лиц от ошибок, от несправедливых решений  административных органов. Особенность  судебного контроля заключается  в том, что процедура судебного  контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий местных властей. Судебный контроль в сопоставлении с другими  видами контроля носит значительно  более узкий характер, так как  строится исключительно на правовых аргументах. Судебный контроль является более формализованным, чем другие виды контроля, подробность процессуальных норм гарантирует беспристрастность  и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и  существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван  обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность  судебного контроля. Судебная форма  контроля действий местных властей  является самой объективной, но в  то же время самой медленной и  дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в  качестве основного средства контроля.

Публичный контроль 

Для осуществления  реального и эффективного контроля необходимо, чтобы соответствующие  органы и заинтересованные лица могли  легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия местных властей. Также важно, чтобы  каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Таким образом, эффективность любой  системы административного контроля основывается не только на наличии  определенных органов и методов  контроля, но и на максимально доступном  и ясном понимании гражданами и организациями действий администрации. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому к числу всех форм контроля административной деятельности необходимо отнести информацию о внутреннем процессе функционирования местной  власти, то есть гласность ее работы. 

Важным средством  обеспечения публичного контроля является опубликование актов местного самоуправления. Это позволяет заинтересованным физическим и юридическим лицам  получить необходимую им информацию, которой их часто пытаются лишить. Информированность общественности создает предпосылки к тому, что  если решение местных органов  власти противоречит интересам населения, носит незаконный характер, то такое  решение будет обжаловано с помощью средств судебного, административного или политического контроля. Для того, чтобы мотивы того или иного решения местных властей не вызывали двусмысленного толкования, все нормативные акты, кроме нерегламентирующих актов, а также актов, не содержащих неблагоприятные последствия для отдельных лиц, должны содержать письменное обоснование. Обоснование должно быть достаточно четко сформулировано, чтобы заинтересованные лица могли легко понять мотивы.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 

Под муниципальной  службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. На выборные муниципальные  должности действие закона об основах  муниципальной службы не распространяется. К выборным муниципальным должностям относятся должности, замещаемые в  результате муниципальных выборов, а также замещаемые на основании  решений представительного или  иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных  органов в результате муниципальных  выборов. 

Муниципальные должности  муниципальной службы, замещаемые путем  заключения трудового договора, устанавливаются  нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Муниципальные должности включаются в штатное расписание должностей муниципальной службы в соответствии со структурой управления, закрепляемой в уставе муниципального образования. Каждая должность в органах местного самоуправления имеет установленный  круг обязанностей, прав и ответственности  по исполнению и обеспечению полномочий соответствующего органа местного самоуправления. 

Финансирование муниципальной  службы осуществляется за счет средств  местного бюджета. Минимально необходимые  расходы муниципальных образований  на муниципальную службу учитываются  федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  при определении минимальных  местных бюджетов. 

Муниципальная служба выполняет связующую роль между  государством и местным сообществом. Основная задача муниципальной службы состоит в профессиональном выполнении функции государственного управления по отношению к населению и  хозяйствующим субъектам муниципального образования. 

Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций  государственной власти. 

Муниципальная служба призвана выполнять функции: 

— мониторинга общественных потребностей и интересов; 

— выявления и  анализа негативных и положительных  тенденций в социально-экономической  сфере; 

— обеспечения эффективного функционирования муниципальных организаций  и иных общественно-полезных служб; 

— долгосрочного  и текущего планирования, прогнозирования; 

— организации, координации, информирования общества и социальной коммуникации; 

— контроля выполнения нормативных актов органов местного самоуправления и управленческих решений. 

Муниципальными служащими  могут являться граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования  в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации  обязанности по муниципальной должности  муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные  должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, муниципальными служащими не являются. 

На муниципальных  служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде  с особенностями, предусмотренными Федеральным законом ФЗ “Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации” от 8 января 1998 г. 

Законами субъекта Российской Федерации устанавливается  соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных  должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим  должностям муниципальной и государственной  службы. Квалификационные разряды присваиваются  муниципальным служащим по результатам  квалификационного экзамена или  аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы. 

Квалификационные  разряды, порядок их присвоения и  сохранения при переводе или поступлении  муниципальных служащих на иные муниципальные  должности муниципальной службы либо государственные должности  государственной службы субъектов  Российской Федерации, а также при  увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются  законами субъекта Российской Федерации  в соответствии с федеральными законами. 

Права и обязанности  муниципального служащего устанавливаются  уставом муниципального образования  или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. 

Законодательством установлено, что муниципальный  служащий, также как государственный  служащий, не вправе: 

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой деятельности; 

— быть депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом  законодательного органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного  органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; 

— заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц; 

— состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом  или если в порядке, установленном  уставом муниципального образования  в соответствии, с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в  управлении этой организацией; 

Информация о работе Состояние местного самоуправления в России