Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа
Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Органы местного
самоуправления вправе осуществлять самостоятельное
управление местными финансами, муниципальной
собственностью, заниматься практически
всеми видами финансово-хозяйственной
деятельности с некоторыми ограничениями,
обусловленными необходимостью снижения
рисков нанесений ущерба или утраты
части муниципальной
Следует отметить, что,
несмотря на декларированную
Отдельно следует
отметить проблему повышения эффективности
управления муниципальным хозяйством.
В большинстве муниципальных
образований не применяется или
применяется формально система
муниципального заказа, которая при
грамотном подходе позволяет
экономить значительные средства. Практический
опыт внедрения системы
Основные проблемы
и пути их решения
Из приведенного
анализа становления местного самоуправления
в России можно сделать вывод,
что с формально-правовой точки
зрения в настоящее время серьезных
препятствий для реализации местной
властью своих функций нет. Более
того, уже сформированы все необходимые
структуры и институты. Однако на
практике местное самоуправление работает
малоэффективно и недостаточно востребовано
государством. Основными причинами
этого являются:
— отсутствие целостной
системы государственного территориального
управления;
— неточность в определении
компетенции уровней власти;
— недостаточное
понимание сущности местной власти
и ее возможностей;
— противодействие
усилению местной власти со стороны
региональных элит в связи с конкуренцией
при распределении ресурсов и
полномочий;
— слабость экономической
и финансовой базы муниципальных
образований;
— несогласованность
и недостаточная
— недостаточная
подготовленность кадров;
— недостаточный
уровень научно-методического
— недостаточно рациональная
территориальная организация;
— неоптимальные
структуры органов управления;
— непроработанность
и неэффективность механизмов контроля
за деятельностью местного самоуправления
как со стороны государства, так
и со стороны населения.
Объективные проблемы
местного самоуправления нередко усугубляются
субъективными факторами, в частности,
неумением или нежеланием соответствующих
должностных лиц вырабатывать согласованные
решения, направленные на взаимодействие
федеральных, региональных и муниципальных
органов власти в интересах населения.
Если некоторые
из вышеперечисленных причин могут
быть устранены в достаточно короткий
срок путем принятия и реализации
политических решений, облеченных в
форму закона, устранение других, в
силу объективных обстоятельств, потребует
длительного времени. Долгосрочные
причины могут быть устранены
только в результате целенаправленной
просветительской работы среди населения,
создания научной школы, подготовки
кадров.
Для устранения субъективных,
краткосрочных причин требуется
устранить неясности в
При определении
состава районов необходимо учитывать
территориальный, демографический, экономический,
исторический и административный факторы.
Среди возможных полномочий районов
можно отметить социальную поддержку
и занятость населения, управление
чрезвычайными ситуациями, охрану окружающей
среды, противопожарную безопасность,
регулирование земельных
Уровень местной власти
Рекомендуемый объем
полномочий
Города
Полная компетенция
согласно действующему законодательству,
отдельные делегированные государственные
полномочия.
Поселки, сельсоветы, а также приравненные к ним крупные сельские населенные пункты
Полномочия в пределах
реальных возможностей и существующей
инфраструктуры.
Районы
Получают полномочия
на исполнение функций поселков, сельсоветов
и иных муниципальных образований,
которые не могут быть исполнены
ими самостоятельно, а также отдельных
переданных государственных полномочий.
Административно-
Получают со стороны
государства полномочия на решение
вопросов долгосрочного социально-
Также необходимо:
— создать правовые
возможности для формирования малыми
муниципальными образованиями объединенных
администраций в целях экономии
расходов на управление;
— создать условия
для межмуниципальной кооперации в
решении общих задач;
— повысить эффективность
механизмов государственного контроля
и надзора за деятельностью органов
местного самоуправления на предмет
соблюдения ими законодательства и
исполнения государственных полномочий;
— усилить публичный
контроль за деятельностью местного
самоуправления, повысив роль представительных
органов и разработав конкретные
механизмы реализации ответственности
местной власти перед населением;
— создать возможность
формирования бюджетов более высоких
территориальных уровней
Указанные меры хорошо
зарекомендовали себя в зарубежной
практике. Отдельные элементы уже
используются в России, но, по мнению
специалистов, только их комплексное
и широкое распространение
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ И СТРУКТУРА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Наличие выборных органов
местного самоуправления муниципальных
образований является обязательным.
По действующему федеральному законодательству
образование органов местного самоуправления,
назначение должностных лиц местного
самоуправления органами государственной
власти и государственными должностными
лицами не допускаются. Органы государственной
власти и государственные должностные
лица не могут осуществлять местное
самоуправление.
Наименование органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, порядок
формирования органов местного самоуправления,
компетенция, сроки полномочий, подотчетность,
вопросы организации и
Также в уставах
прописываются основания и виды
ответственности органов
Выборные и иные
органы местного самоуправления являются
юридическими лицами в соответствии
с уставом муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления,
в соответствии с п. 1 статьи 131 Конституции
Российской Федерации, определяется населением
самостоятельно. По уставам муниципальных
образований органы местного самоуправления
наделяются полномочиями по решению
вопросов местного значения. Органы местного
самоуправления и должностные лица
местного самоуправления по вопросам
своего ведения могут издавать правовые
акты. При этом наименование и виды
правовых актов органов местного
самоуправления, выборных и других
должностных лиц местного самоуправления,
полномочия по изданию указанных
актов, порядок их принятия и вступления
в силу определяются уставом муниципального
образования в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации.
Процедура принятия
устава муниципального образования
может быть различной в зависимости
от действующей нормативной базы.
Устав может приниматься:
— на местном референдуме;
— представительным
органом местного самоуправления;
— основные вопросы,
которые должны быть отражены в уставе,
выносятся на референдум, а по его
итогам представительный орган местного
самоуправления разрабатывает и
принимает устав.
В общем виде по выполняемым
функциям (представление интересов
населения и их воплощение в жизнь)
органы муниципального управления могут
быть разделены на исполнительные и
представительные.
Представительный
орган играет особую роль в системе
местного самоуправления. В соответствии
с федеральным
1) принятие общеобязательных
правил по предметам ведения
муниципального образования,
2) утверждение местного
бюджета и отчета о его
3) принятие планов
и программ развития
4) установление местных
налогов и сборов;
5) установление порядка
управления и распоряжения
6) контроль за
деятельностью органов
Обычно представительный
орган местного самоуправления состоит
из депутатов, избираемых на основе всеобщих
равных и прямых выборов. Численный
состав представительного органа местного
самоуправления определяется уставом
муниципального образования. В отдельных
поселениях уставом муниципального
образования в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации
может быть предусмотрена возможность
осуществления полномочий представительных
органов местного самоуправления собраниями
граждан.
Решения представительного
органа местного самоуправления принимаются
в коллегиальном порядке, однако
разнообразие вопросов, решаемых данным
органом, обычно создает необходимость
выделения в его составе
Информация о работе Состояние местного самоуправления в России