Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа
Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Договоры и соглашения
в обязательном порядке должны определять
источники финансирования совместных
мероприятий и иных актов взаимодействия
государственных и
Заключение соглашений
и договоров может
Среди перспективных
сфер применения договоров и соглашений
можно выделить:
— разработку и реализацию
долгосрочных программ и планов социально-экономического
развития территорий;
— решение вопросов,
по которым четкое разделение или
передача полномочий невозможна или
не состоялась по различным причинам;
— урегулирование и
предотвращение региональных конфликтов;
— урегулирование взаимоотношений
внутри сложносоставных субъектов
(краев, областей и входящих в их
состав автономных округов);
— налаживание кооперации
и взаимодействия между территориями
и субъектами хозяйствования;
— изменение территориального
устройства государства, укрупнение субъектов
Российской Федерации;
— оптимизацию структуры
органов исполнительной власти и
совершенствование системы
СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Модель территориальной
организации
Действующее законодательство
позволяет выбирать любую модель
территориальной, организации местного
самоуправления с учетом местных
географических, политических, культурных,
национальных, исторических и других
особенностей. В России сформированы
территории муниципальных образовании
всех возможных типов: городские
и сельские поселения, сельские округа
(сельсоветы, волости и т.п.), районы,
двухуровневая организация (район
и внутрирайонные муниципальные
образования, город и внутригородские
муниципальные образования). Всего
в Российской Федерации 12 215 муниципальных
образований, в том числе 625 городов,
516 поселков, 153 городских района и
округа, 1404 районов, 9314 сельских округов,
203 сельских населенных пункта.
Выбор моделей территориальной
организации местного самоуправления
в большинстве случаев
К сожалению, территории
муниципальных образований
Органы местного
самоуправления
На территориях
большинства субъектов
В отношении определения
структуры органов местного самоуправления
граждане России обладают полной самостоятельностью
при условии обязательного
Несмотря на то, что
первичное формирование структур органов
местного самоуправления в основном
завершено, организационные проблемы
нельзя считать полностью решенными.
Дело в том, что после выбора той
или иной укрупненной организационной
модели местного самоуправления продолжается
внутреннее структурирование органов
местного самоуправления с целью
построения оптимальной модели, наиболее
полно соответствующей объекту
управления. Также следует учитывать,
что выбор организационной
Очевидно, что новая
роль местного самоуправления в системе
органов государственной власти
ставит перед ним и новые задачи,
которые должны решаться профессионально
подготовленными специалистами
на базе новых научных и методических
разработок с использованием современных
информационных технологий.
Постепенно начинает
формироваться система
На всех уровнях
управления предпринимаются усилия
по созданию системы информационного
обеспечения местного самоуправления.
Издаются журналы для специалистов
по муниципальному управлению, создан
федеральный редакционно-
Значительные сложности при формировании системы научно-методического обеспечения муниципального управления создал разрыв исторической эволюции местного самоуправления в России. Фактически была утрачена российская научная школа муниципального управления. Имеется ряд фундаментальных работ муниципальных деятелей XIX — начала XX веков, однако за прошедшее время произошли существенные изменения в государственном устройстве России, в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности. Новая муниципальная школа в России еще только формируется, она не успевает за потребностью реальной практики организации и деятельности местного самоуправления.
Кадровая обеспеченность.
Общая ситуация в
области кадровой обеспеченности местного
самоуправления может характеризоваться
следующим образом. Всего в органах
местного самоуправления работает около
390 тыс. чел., в том числе работников,
замещающих муниципальные должности
— 180 тыс. чел. Укомплектованность штатов
составляет 97%. К сожалению, из-за относительно
низкой заработной платы структура
кадров в настоящее время далека
от оптимальной. Работники возрастом
до 30 лет составляют лишь 12%, т.е. молодежь
— будущая основа органов местного
самоуправления составляет очень незначительную
долю. Работники возрастом от 30 до
50 лет составляют 68%, свыше 50 лет —
24%, в том числе 4% пенсионного возраста.
Многолетняя практическая работа многих
из этих служащих в органах советской
власти часто не восполняет отсутствия
специального образования, так как
за последние годы существенно изменились
содержание и характер их деятельности.
Более чем 3/4 муниципальных служащих
составляют женщины. Что касается уровня
образования, то ситуация также далека
от оптимальной: 46% служащих имеют только
среднее образование, 2% вообще не имеют
профессионального образования. Из
имеющих высшее образование только
1,5% — по направлению государственное
и муниципальное управление. Гуманитарное
образование имеют 30%, техническое
— 26,5%, экономика и управление —
17%, сельское хозяйство — 16%, юридическое
— 5%, естественные науки и математика
— 5,5%.
В качестве отдельной
проблемы следует выделить необходимость
обучения выборных лиц местного самоуправления.
В настоящее время у
Взаимодействие муниципальных
образований
Постепенно складываются
и новые формы взаимодействия
муниципальных органов: создание совместных
временных и постоянных рабочих
органов; совместная разработка и реализация
планов и программ. В целях координации
усилий по защите прав органов местного
самоуправления и повышения эффективности
взаимодействия с органами государственной
власти муниципальные образования
объединяются в союзы и ассоциации.
За последние годы в России созданы
общероссийские, межрегиональные и
региональные специализированные объединения
муниципальных образований. Многие
положительные результаты, достигнутые
в ходе муниципальной реформы, в
немалой степени явились
По инициативе союзов
и ассоциаций муниципальных образований
учрежден Конгресс муниципальных образований
Российской Федерации — единая общенациональная
организация, представляющая интересы
всех муниципальных образований
при взаимодействии с федеральными
органами государственной власти, а
также с зарубежными и
Экономическое обеспечение
Создание финансово-
В состав муниципальной
собственности, как правило, входят
предприятия жилищно-
Информация о работе Состояние местного самоуправления в России