Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа
Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Градоначальник —
совет (сильный мэр — слабый совет)
Данная модель характеризуется
тем, что и градоначальник, и совет
избираются всем населением. Так как
градоначальник избирается непосредственно
населением, его полномочия довольно
велики. Градоначальник получает право
вето на решения совета, которое
может быть преодолено только квалифицированным
большинством совета. Деятельность совета,
а также образованных в нем
комитетов и комиссий носит преимущественно
нормотворческих характер. Совет
не участвует в формировании администрации,
назначении и освобождении от должности
муниципальных служащих и в других
текущих вопросах управления. Градоначальник
отвечает за ведение дел в городе
и имеет достаточные полномочия
для этого, он осуществляет единоличное
руководство деятельностью
Применение подобной
модели предоставляет возможности
для сильного политического и
административного руководства
городом. Эта форма, как правило,
облегчает разработку и осуществление
политики. В то же время в такой
структуре возникает очень
Выбор типа организационной
структуры органов местного самоуправления
является первым этапом создания эффективной
системы управления муниципальным
образованием. Далее необходимо подробно
описать роль, порядок формирования,
функции, задачи для каждого органа
управления.
Порядок формирования
определяется типом выбранной
По закону представительный
орган власти формируется только
на основе выборов. На практике существует
несколько форм избирательной системы.
В уставе муниципального образования
может быть установлена любая
из них. Наиболее распространенной в
России является мажоритарная система
выборов в одномандатных
Разновидностью данной
модели являются выборы по единому
многомандатному муниципальному округу,
депутатами от которого становятся кандидаты
в количестве, соответствующем числу
мандатов, набравшие наибольшее число
голосов среди всех избирателей
муниципального образования. Такая
система решает задачу выражения
депутатами общих интересов населения.
Но ее эффективное применение на практике
возможно в основном в небольших
поселениях, так как в крупных
городах при ее использовании
возникнет оторванность депутатов
от избирателей и их интересов. В
больших городах целесообразно
разделить территорию на отдельные
многомандатные округа, в каждом из
которых избирается несколько депутатов.
В муниципальных
образованиях, население которых
политически структуризировано, отличается
высокой политической активностью,
формирует множество групп, объединений,
целесообразно использование пропорциональной
избирательной системы. Хотя данная система
значительно ослабляет личные связи и
персональную ответственность депутатов
перед своими избирателями, она хорошо
приспособлена для решения главной задачи
представительного органа — выражения
общего интереса избирателей всего муниципального
образования. В России данная система
широкого применения не получила из-за
отсутствия устойчивых избирательных
объединений на муниципальном уровне.
Существуют различные
модификации данных систем, позволяющие
сгладить отрицательные стороны
каждой из них, при которых часть
депутатов избирается по мажоритарной
системе, а другая часть — по пропорциональной.
В том случае, когда для эффективного
выполнения функций представительного
органа, управления необходим высокий
уровень квалификации, целесообразно
использовать систему, при которой
за одни выборы переизбирается не весь
состав депутатов, а только определенная
часть. Такой подход позволяет сохранять
преемственность власти.
При формировании эффективной
избирательной системы в
Для создания эффективной
системы местного самоуправления необходимо
составить подробный перечень всех
функций по обеспечению жизнедеятельности
населения данного
В составленном перечне
функций необходимо выделить те, которые
по закону относятся к компетенции
других уровней управления, с указанием
конкретных органов-исполнителей. Особо
следует выделить функции, делегированные
данному муниципальному образованию
другими уровнями управления, а также
функции, делегированные данным муниципальным
образованием на другие уровни управления.
Далее проводится анализ, каким образом
в данном муниципальном образовании
будет наиболее эффективно исполняться
каждая функция и какими характеристиками
должны обладать исполняющие эту
функцию органы. Важно, чтобы не осталось
функций, за которые не отвечает ни
одно из подразделений.
Регулярная деятельность
по осуществлению функций местного
самоуправления практически невозможна
вне системы постоянных органов
управления, сформированных из профессионально
подготовленных кадров и наделенных
компетенцией, необходимой для исполнения
возлагаемых на них функций. Поэтому
в зависимости от объема работ, их
сложности, специфики выбирается конкретное
подразделение местной
Для выполнения функций,
делегированных вышестоящими уровнями
управления, целесообразно использовать
отдельные, обособленные подразделения
(военно-учетные и т.п.). Это важно
потому, что, во-первых, в части исполнения
делегированных полномочий органы местного
самоуправления подконтрольны вышестоящим
органам государственной
По характеру выполняемых
функций можно выделить три группы
структурных подразделений. К первой
группе могут быть отнесены подразделения,
отвечающие за узкий сектор или отрасль
муниципального хозяйства, например, управление
коммунального хозяйства. Также
существует группа подразделений, деятельность
которых охватывает определенный комплекс
вопросов муниципального управления,
например, отдел финансового
При планировании структуры
органов управления важно определить,
к какому типу структурных подразделений
относится функция. К сожалению,
при построении структур управления
этот принцип часто нарушается, что
приводит к выполнению отдельными подразделениями
несвойственных им функций, и ухудшению
дееспособности всей структуры управления.
Так, очень часто функции
Для повышения эффективности
желательно, чтобы вопросы, отнесенные
к ведению одного из подразделений
администрации, носили максимально
завершенный характер. Если исполнение
функции разнесено по разным структурам
или в ходе исполнения данной функции
участвуют практически все подразделения,
как, например, при бюджетном процессе,
важно четко определить место и задачи
каждого из подразделений путем разделения
отдельных элементов и этапов бюджетного
процесса между органами местного самоуправления.
Для крупных муниципальных
образований, имеющих большой аппарат
управления, целесообразно использовать
как можно более детальное
разграничение функций с
ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Политический контроль
Политический контроль
за деятельностью органов местной
власти осуществляют вышестоящие органы
государственной власти. Депутаты представительного
органа муниципального образования
также могут осуществлять контроль
деятельности местной администрации
и влиять на эффективность, оперативность
и законность. При всенародном
волеизъявлении оценку результатов
деятельности местных властей выносит
непосредственно население
Административный
контроль
Особенностью
В системе территориальных
органов государственной власти
существует специальная система
надзора вышестоящих органов
власти за деятельностью нижестоящих.
Правовой надзор
законности деятельности внутрирайонных
муниципальных образований, их союзов
и целевых объединений от имени
государства может осуществлять
глава муниципального образования
района. В этом случае вышестоящим
органом государственного специального
надзора деятельности указанных
муниципальных образований, союзов
и целевых объединений
Информация о работе Состояние местного самоуправления в России