Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:53, шпаргалка
Объект, предмет, методы теории организации.
Теория организации – область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционировании и развития организации, как сложных динамических систем, имеющих цель. Объект теории организации – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы человеческой деятельности; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также фермерские хозяйства.
Малое предприятие может функционировать в любой отрасли, выполнять несколько видов деятельности, обладает самостоятельностью в выборе выпускаемой продукции и распоряжении прибыли.
В зависимости от стратегии поведения на рынке, различают три вида малых предприятий:
Коммутанты. Взаимодействуют с крупными предприятиями, связаны с ними производственными связями, осуществляют для них производство отдельных деталей или промежуточные виды работ, находящиеся в определенной зависимости от крупного производства и не имеют большой степени свободы в выборе вида деятельности.
Паттеленты. Это самостоятельные предприятия, которые выпускают одежду, обувь, продукты питания, осуществляют ремонтные и строительные работы, благодаря своей мобильности и специализации могут конкурировать с крупными фирмами.
Эксплеренты. Инновационные предприятия, ведущие исследовательские работы в области высоких технологий. Занимаются разработками, конструкциями, предлагают свои продукты интеллектуальной деятельности крупным предприятиям.
Малые предприятия имеют налоговые льготы, упрощенный порядок расчета налогов, а также получают льготные кредиты.
Предприятия, производящие товары народного потребления или заминающиеся ремонтно-строительными работами, или производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, имеют право в течение первых 2 лет деятельности не выплачивать налог на прибыль (при условии, если выпуски от реализации не превышают 70 %); на третий год такие предприятия уплачивают 25 % от основной ставки, и в четвертый год – 50 % от основной ставки (если выручка от основных видов деятельности составляет 90 % от общей выручки реализованной продукции).
Преимущества малых предприятий:
Недостатки малых предприятий:
Для экономики страны значение функционирования малого предпринимательства заключается в следующем:
55. Факторы, способствующие
развитию малых
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Можно выделить несколько определяющих факторов, которые формируют предпринимательскую среду:
Значительная часть сегодняшних трудностей и препятствий на пути развития российского малого предпринимательства лежит вне самой этой сферы и обусловлена недальновидной и непоследовательной политикой государства.
56. Ограничения, тормозящие
развитие малых
На начало 1998 года, по данным Госкомстата России, более чем в 800 тысячах малых предприятий было занято на постоянной основе более 9 млн. собственников, менеджеров, работников, а с учетом вторичной занятости (совместительства, временной работы) - 14,5 млн. человек. Каждый третий россиянин работал в частном секторе. Однако, такое количество малых предприятий недостаточно для реформирования российской экономики. Для сравнения в Великобритании насчитывается 2630 тыс. малых и средних предприятий, в Японии - 6450 тыс., в США - 19300 тысяч.
Более 40% общего количества малых предприятий в России функционирует в торговле, посреднической деятельности, 16% их приходится на промышленность и строительство, более 2% - на транспорт и связь, 6% действует в науке и научном обслуживании. Например, в Индии доля малых и средних предприятий в промышленном производстве составляет 40% , в Японии - 51%.
Вклад малых предприятий в валовой национальный продукт (ВВП) в России оценивается примерно в 11-12%. В расчете на одного работающего на малых предприятиях производится объем продукции, почти в четыре раза превышающий таковой на крупных предприятиях. На долю малых предприятий приходится свыше 10% объема промышленной продукции. На малые строительные предприятия проходится свыше 17% общего объема строительных работ, что становится важным фактором формирования в отдельных регионах страны рынка жилья.
В настоящих условиях реформирования российской экономики необходимо создание критической массы малых предприятий, которая привела бы к глубоким качественным переменам и, в первую очередь, к снятию социальной напряженности в обществе. Требуются разносторонние и взаимосвязанные усилия со стороны практически всех слоев населения, законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и общественных объединений предпринимателей.
Сфера развития малого предпринимательства в России пока невелика. За последние 2 года оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с незначительными для огромной страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства. Малое предпринимательство не допускается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования.
Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.
Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.
Кроме федеральной поддержки центра требуется активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства на местах, на региональном уровне, в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффективным может оказаться сотрудничество региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями предпринимателей.
Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.
57. Креативные корпорации
как фактор экономического
Важнейшей чертой нынешнего этапа глобального развития бизнеса стало повсеместное проникновение новейших информационных и инновационных технологий управления в бизнес-процессы компаний. Очевидно, что такие изменения отразились и на организационной структуре предприятий, которая кардинально отличается от классической. Все чаще применительно к корпорациям - фундаменту современной экономики - можно услышать слово «креативная». По каким же законам живут эти чудо-предприятия?
Основной принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, - максимальная эффективность производства (снижение затрат, увеличение объемов выпуска продукции и повышение прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагала четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании.
В последние годы завершившегося века классическая корпорация трансформировалась за счет все возрастающей роли работников интеллектуальной сферы, что, безусловно, позволило существенно повысить эффективность бизнеса. В результате традиционный фактор собственности на средства производства утратил основополагающее значение. Корпорации становятся по своей природе антииерархическими структурами.
Сейчас налицо процесс резкого удешевления технологических достижений. Развитие «новой экономики» привело к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую.
Подобные объединения формируют новый организационный тип - креативные корпорации. Они являются уже не столько элементами общества, сколько общностями, и организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.
Креативная корпорация отличается от классической по целому ряду параметров: