Реорганизация: этапы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в следующих вопросах:
Рассмотреть теоретические подходы к реорганизации, её этапы и методы;
Выявить основную проблему реорганизации в современных условиях;
Показать пути решения выявленных проблем;
Привести пример Реорганизации на действующей организации

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Общие положения ……………………………………………………………….. 6
Реорганизация: этапы и методы …………………………………………………… 8

Этап первый: подготовка …………………………………………………….. 8

Этап второй: сбор информации и определение проблем ……………………… 11

Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем… 12

Этап четвертый: организационно-техническое проектирование ……………. 14

Этап пятый: социальное проектирование ……………………………….……. 15

Этап шестой: преобразования …………………………………………………. 18

Стратегии и методы реорганизации ………………………………………....... 19

Практическая часть. Реорганизация РАО "ЕЭС России"…………………..…… 23
Выводы ………………………………………………………………………… 34
Заключение …………………………………………………………………..…….. 36
Cписок использованной литературы……………………………………………….. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТО.doc

— 278.50 Кб (Скачать)
ify">     Для предотвращения паники в ситуации, когда кризис неизбежен,   руководители,   осознающие   это   ранее  других,   могут предпринять следующие действия:

     • постараться убедить в неизбежности кризиса и принять пpeдупредительные меры;

     •   не «зацикливаться» на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;

     •  до настоящего кризиса создать искусственный, придумав «внешнего врага», угрожающего существованию администрации: поведение инициатора искусственного кризиса рискованно и может иметь серьезные этические последствия, ведь созданный искусственно кризис может и не превратиться в реальный. Этот метод существенно снижает сопротивление, формируется поддержка решениям, что увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации.

     4. Управление сопротивлением (метод «аккордеона»). Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то этот метод промежуточный и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности — к адаптивному методу осуществления изменений.

     Свойство  адаптивности процесса изменений приобретается  благодаря использованию поэтапного подхода: процесс планирования подразделяется на этапы, завершающиеся реализацией  определенной программы внедрения.

     При использовании этого подхода сопротивление минимально контролируется с помощью разработанной «стартовой площадки» — первого подразделения, включившегося в изменения. Затем последовательно применяются все новые и новые виды мотивации, включающие и подкрепляющие реально продемонстрированные сотрудниками изменения. Далее в ходе планирования разрабатывается сам процесс внедрения с учетом возможных вариантов развития ситуации.

     Метод эффективен, если спонтанные явления  во внешней среде не одиночные, а  повторяющиеся, и администрации необходимо создать постоянный управленческий потенциал стратегического характера для реагирования на изменения.

     Недостатки  метода: значительная сложность, постоянное внимание со стороны высшего руководства, необходимость уметь планировать действия в трудно прогнозируемых ситуациях.

     Неуместное  и несвоевременное использование  методов реорганизации может  стать причиной срыва стратегически  важных организационных нововведений. Поэтому руководству организации  необходимо иметь инструмент для  адекватной оценки ситуации и выбора оптимальных вариантов в реализации организационных нововведений в систему управления. При этом следует учитывать два основных параметра:

     1) временной горизонт (степень неотложности  организационных нововведений, имеющийся  временной ресурс для их успешной реализации);

     2) профессиональная, психологическая,  техническая готовность персонала  к стратегически важным изменениям  в этой организации.

     Для оценки временного горизонта необходимы квалифицированные прогнозы развития ситуации в организации и вокруг нее.

     При оценке уровня готовности организации  к освоению новых управленческих технологий необходимо провести диагностику  характеристик организационной  культуры, социально-психологического статуса персонала, его технической  оснащенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Практическая  часть.
     РАО "ЕЭС России". Профиль компании. История преобразований
 

     Российское  открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" было создано в 1992 году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. В уставной капитал Компании было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций.

     Таким образом, холдинг РАО "ЕЭС России" владел до 2008 г. 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. В течение 15 лет энергокомпании холдинга РАО "ЕЭС России" обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране. В 2007 году энергокомпании Холдинга произвели 706,0 млрд кВт.ч. электроэнергии.

     С момента создания Компании основные активы холдинга РАО "ЕЭС России" были объединены в региональные вертикально интегрированные энергокомпании.               72 АО-энерго и АО-электростанции осуществляли производство, передачу по сетям и сбыт электроэнергии и тепла практически во всех субъектах Российской Федерации.

     К 2000 году Компании удалось достичь 100%-ного уровня оплаты электроэнергии и тепла  со стороны потребителей, урегулировать  свою задолженность перед бюджетами  и бизнес-партнерами. В кратчайшие сроки была устранена угроза банкротств ряда региональных энергокомпаний Холдинга, погашены долги по заработной плате, остановлен отток квалифицированных кадров.

     Наметившийся  с 2000 года экономический рост в России повлек за собой и рост энергопотребления. Спрос на электроэнергию в России ежегодно увеличивался на 2-4%. В период с 2000 по 2007 год он вырос на 15,7% - с 851,2 до 985,2 млрд кВтч. Впрямую встал вопрос – готова ли энергетическая отрасль ответить на вызов времени, обеспечить потребности экономики? Стало очевидно, что отрасль нуждается в масштабных инвестициях, в том числе, частных. Для притока частных инвестиций необходимо было провести реформу всего электроэнергетического сектора.

     В 2000 году РАО "ЕЭС России" начало консультации с ведущими российскими  и зарубежными экспертами, государственными органами, представителями бизнес-сообщества и акционерами о необходимости и технологии структурной реформы. Как государственная программа, реформа стартовала в 2003 году с принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в электроэнергетике России.

     В ходе реформы региональные АО-энерго были в основном разделены на энергокомпании по видам деятельности на генерирующие, распределительные, сбытовые и сервисные. Со временем они были объединены в  рамках межрегиональных компаний – ОГК, ТГК, МРСК, а энергосбытовые компании стали самостоятельно работать в каждом регионе. Созданы две главные инфраструктурные организации - Федеральная сетевая компания, объединяющая магистральные электросети, ЕНЭС и Системный оператор, осуществляющий диспетчерское управление ЕЭС России.

     Ключевым  этапом в развитии конкурентных отношений  в отрасли стал запуск в сентябре функционирования оптового и розничных  рынков электроэнергии по новым правилам. Они обеспечили переход к системе регулируемых двусторонних договоров между покупателем и продавцом. Непокрытые квотами регулируемых договоров объемы электроэнергии начали торговаться по нерегулируемым ценам. При этом доля либерализации оптового рынка стала полностью транслироваться на розничный рынок электроэнергии. Процесс либерализации цен на электроэнергию развивается – к концу 2007 года по свободным ценам уже покупался каждый пятый киловатт. К 2012 вся электроэнергия, исключая поставки населению, будет продаваться по рыночным ценам.

     Основная  идея реформы – вхождение частных  собственников в конкурентные секторы  электроэнергетики и государственный  контроль над естественно-монопольной  инфраструктурой. Она стала реализовываться  на практике в 2006-2007 гг., когда начался  процесс продажи акций генерирующих компаний РАО "ЕЭС России". Ряд ОГК и ТГК уже провели размещение эмиссий дополнительных акций в пользу частных интесторов. Одновременно с этим правительство дало "добро" на продажу принадлежащих РАО "ЕЭС России" акций этих компаний, которые приходятся на долю государства. В отрасль впервые пришли частные инвестиции – к концу 2007 года их объем превысил 600 млрд руб.

     Таким образом, структурная реформа в  электроэнергетике и запуск конкурентного  рынка создали предпосылки для  выхода на завершающий этап реформирования – инвестиционный. Одним из главных результатов преобразований стало формирование и реализация пятилетней инвестиционной программы   энергокомпаний Холдинга РАО "ЕЭС России" на 2006-2010 гг., которая предусматривает строительство новых генерирующих мощностей -  29 тыс МВт и  около 70 тыс км высоковольтных линий электропередачи.

     Завершение  структурной реформы, становление  компаний новой структуры отрасли, а также необходимость развития реальной конкуренции в секторе  генерации и сбыта электроэнергии делает ненужным существование головной компании – Общества РАО "ЕЭС России". Финальный этап преобразований предполагает реорганизацию ОАО РАО "ЕЭС России" путем выделения из него 23 энергокомпаний целевой структуры отрасли и прекращение существования компании в качестве юридического лица до 1 июля 2008 года.

     К 2008 году были приняты все необходимые  законодательные и корпоративные  решения для осуществления этого  шага. К 1 июля 2008 года компания РАО "ЕЭС  России" исчезла с экономической  карты страны. На ней остались правоприемники ОАО "РАО ЕЭС России" – ОАО "Системный оператор", ОАО "Федеральная сетевая компания", ОАО "ГидроОГК, шесть генерирующих компаний оптового рынка, 14 территориальных генерирующих компаний, 12 межрегиональных распределительных сетевых компаний, региональные энергосбытовые компании, ОАО "РАО Энергетические системы Востока" и ОАО "Интер РАО ЕЭС".

     Коренные  перемены, произошедшие в отрасли  за последние 10 лет, были позитивно  восприняты инвестиционным сообществом  и фондовым рынком. К концу 2007 года капитализация ОАО РАО "ЕЭС России" составляла почти 50 млрд долларов, в то время, как к концу 1998 года она не превышала 12 млрд долларов. При этом совокупная стоимость энергокомпаний, выделяемых из РАО "ЕЭС России", по оценкам экспертов, как минимум, на 40% выше стоимости головной компании холдинга. Это – фактическая премия акционерам РАО "ЕЭС России", которые поверили и поддержали реформу электроэнергетики и после реорганизации РАО "ЕЭС России" стали владельцами акций компаний целевой структуры.  

     Первый  этап реорганизации  РАО "ЕЭС России"

     Первый  этап реорганизации РАО "ЕЭС России" завершился 3 сентября 2007 года выделением двух генерирующих компаний – ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5".

     Таким образом, ОГК-5 и ТГК-5 стали первыми  в России частными генерирующими компаниями, созданными в процессе реформирования электроэнергетической отрасли. Обе компании до выделения успешно разместили эмиссии дополнительных акций и привлекли 12,28 млрд. рублей и 11,63 млрд. рублей инвестиций соответственно. Список акционеров, которые получили в дополнение к уже имеющимся у них акциям ОАО РАО "ЕЭС России" акции ОАО "ТГК-5" и ОАО "ОГК-5" составлен по состоянию на 3 сентября 2007 года. Число акций ОАО РАО "ЕЭС России", принадлежавшее им на тот момент, в связи с выделением ОГК-5 и ТГК-5 не меняется.

     Так, на одну обыкновенную акцию ОАО РАО "ЕЭС России" с учетом округления акционеры получили 0,41 обыкновенных акций ОАО "ОГК-5" и 13,59 обыкновенных акций ОАО "ТГК-5". На одну привилегированную  акцию ОАО РАО "ЕЭС России" акционеры получили 0,37 обыкновенных акций ОАО "ОГК-5" и 12,45 обыкновенных акций ОАО "ТГК-5".

      
Второй (завершающий) этап реорганизации

     Схема завершающего этапа реорганизации  ОАО РАО "ЕЭС России" была одобрена внеочередным общим собранием акционеров ОАО РАО "ЕЭС России", 26 октября 2007 года. В повестку ВОСА были включены вопросы:

  • о реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России", в рамках которого принимаются решения о реорганизации в форме выделения, о параметрах выделяемых обществ, об уставах выделяемых компаний;
  • об избрании советов директоров каждой из этих компании (28 вопросов по числу компаний);
  • о присоединении выделяемых промежуточных холдингов к соответствующим компаниям целевой структуры (23 вопроса);
  • вопрос о реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" путем присоединения к ОАО "ФСК ЕЭС".

     В собрании приняли участие акционеры, владеющие 33 396 122 096 акциями (77,46% от уставного  капитала ОАО РАО "ЕЭС России"). Решение по вопросу о завершающей  реорганизации компании получило поддержку  более 95,43% акционеров, принявших участие в голосовании.

     9 января 2008 года была завершена  процедура выкупа предъявленных  акционерами, проголосовавшими на  ВОСА 26 октября 2007 года против  решения о реорганизации, акций  ОАО РАО "ЕЭС России" Согласно  отчету о предъявлении акций  к выкупу, утвержденному Советом директоров 14 декабря 2007 г., выкупу подлежали 2 797 296 335 обыкновенных и 404 885 193 привилегированные акции компании. Цена выкупа была утверждена Советом директоров РАО "ЕЭС России" 27 июля 2007 г. на основании заключения независимого оценщика – компании "Deloitte&Touche" – в размере 32,15 рубля за одну обыкновенную и 29,44 рубля за одну привилегированную акцию.

Информация о работе Реорганизация: этапы и методы