Основные виды корпоративных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение содержания понятия корпорация и рассмотрение основных видов корпоративных объединений.
Исходя из цели работы, определим задачи работы:
• изучение понятия корпорация;
• изучения происхождения российских корпораций;
• рассмотрение видов корпоративных объединений;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и особенности происхождения российских корпораций
Понятие корпорация…………………………………………….5
Особенности происхождения российских корпораций………7
Глава 2. Корпоративные объединения и корпоративная культура
2.1 Основные виды корпоративных объединений…………………11
2.2 Корпоративная культура…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая по то2.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и особенности происхождения российских корпораций

    1. Понятие корпорация…………………………………………….5
    2. Особенности происхождения российских корпораций………7

Глава 2. Корпоративные объединения  и корпоративная культура

2.1 Основные виды корпоративных  объединений…………………11

2.2 Корпоративная культура…………………………………………16

Заключение…………………………………………………………….22

Библиографический список…………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Широко используемый ныне термин "корпорация" является относительно новым для российской правовой системы. Он не имеет легального закрепления  и не образует самостоятельного юридического понятия. Он происходит от латинского "corporatio" (объединение, сообщество) и понимается как "общество, союз, группа лиц, объединяемая общность профессиональных и сословных интересов"1.

Малый энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона определяет корпорацию как общее название для  многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза  в одно целое, являющихся субъектом  прав и обязанностей, юридическим  лицом. Большая советская энциклопедия отмечает, что термин "корпорация" наиболее характерен для англо-американского  права, где корпорации как форма  монополистических акционерных  объединений получила широкое распространение  в результате концентрации и централизации  капитала.

        Корпорации как коллективные объединения лиц и капиталов, признанные юридическими лицами и осуществляющие какую-либо социально полезную деятельность, бывают самыми разнообразными. Для классификации корпораций могут быть использованы самые различные критерии, отражающие их правовое положение.

       Среди множества организаций корпорации накопили, пожалуй, богатейший опыт управления персоналом. Люди стремятся работать в корпорациях, их привлекает престиж, стабильная заработная плата, хороший социальный пакет, возможность обучения, карьерного роста и многое другое, но помимо  этого туда не так то просто устроиться. За всем выше сказанным скрывается служба управления персоналом. В корпорации это не просто небольшой отдел, который ведет делопроизводство, это  функциональное департамент, решающее задачи связанные с определение текущей и перспективной потребности в персонале, с изучением и анализом рынка труда, с вопросами стимулирования и кадровой политики, выражающееся в процессе и форме найма, разработки индивидуальных планов карьеры. Кроме этого, в региональных подразделениях корпорации обычно существует свой отдел управления персоналом, который занимается делопроизводством подразделения и функционально взаимодействует с департаментом по работе с персоналом. Выходит, есть различия в управлении персоналом корпорации и управлении персоналом любой другой организации.

       На сегодняшний день, понятие корпорация, корпоративное управление используются достаточно часто, однако  вопросу управления персоналом в корпорациях  уделено мало внимания, в полной мере не выделены особенности управления персоналом в корпорациях, тем более в российских.

 

     Целью настоящей курсовой работы является изучение содержания понятия корпорация и рассмотрение основных видов корпоративных объединений.

         Исходя из цели, определим задачи работы:

         • изучение понятия корпорация;

         • изучения происхождения российских корпораций;

         • рассмотрение видов корпоративных объединений;

        Объектом работы является корпорация.

        Предметом работы является исследование основных видов корпоративных структур.

 

 

 

Глава 1. Понятие и особенности происхождения российских корпораций.

    1. Понятие корпорация.

      Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность2.

      Проанализируем корпорацию по признакам:

      Во-первых, корпорация не является простой суммой индивидов. Она есть ассоциация, союз лиц, т. е. соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и который организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени. Надо отметить, что соединство (свободное соединение различных людей) существует с момента начала мира и возникает там, где имеются общие дела, основанные на общих интересах. Но не всякое соединство представляет собой корпорацию. Например, таковым не является простое товарищество.

      Во-вторых, корпорация - это объединение не только людей, но и капиталов (в некоммерческих корпорациях - взносов). Круг лиц, предоставивших свои капиталы для организации деятельности корпорации, а также размер их капитала (вклада, пая, акций и т. п.) может быть строго определен в любой момент существования категории капиталов и составляют ее финансовую основу.

      Капитал, предоставленный учредителями либо участниками корпорации, может существовать в его производительной форме, т. е. в форме определенного хозяйственно-производственного комплекса или конкретного имущества. Последнее чаще имеет место при создании мелких фирм, выступающих обычно в форме товариществ. И все же как потребительная стоимость в форме конкретного имущества капитал принадлежит на праве собственности корпорации в целом. Участники корпорации остаются собственниками вложенного капитала как стоимости.

      В-третьих, корпорация - это объединение людей для выполнения какой-либо социально полезной деятельности. Какая деятельность является таковой, в законе прямо не определено. Как правило, указываются лишь виды деятельности, признаваемые вредными, опасными для общества и поэтому запрещаемые. Все остальные, согласно принципу: «Разрешено все, что не запрещено», имеют право на существование.

      Деятельность корпораций может осуществляться в различных сферах общественной жизни. Конечно, пристальное внимание привлекает к себе сфера производства, сфера, где создаются материальные блага. Именно производственные корпорации задают тон и определяют возможности предприятий, работающих в других сферах: торговли, обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, быта и т. п. Однако авангардом здесь все же являются финансовые корпорации, обеспечивающие «питанием» развитие всех остальных.

      Капитал, объединяемый в корпорации, должен функционировать, т. е. постоянно «двигаться», работать на достижение стоящих перед корпорацией целей. Эффективное использование капитала и налаживание какой-либо социально полезной деятельности - дело довольно сложное. Вот почему внутри корпорация выделяются специализированные звенья (отделы, цеха, участки), взаимодействие между которыми достигается с помощью создаваемого в ней аппарата управления.

      Наконец, четвертый момент, получивший отражение в определении корпорации, состоит в том, что коллективное образование, организация становится корпорацией, если она приобретает статус юридического лица. Об этом свидетельствует факт ее регистрации в государственном органе. Государственная регистрация юридического лица - необходимое правило не только для России, имеющей генетические корни в романо-германской системе права, но для большинства стран континентальной Европы.

 

1.2 Особенности  происхождения российских корпораций.

 

     При определении особенностей российских корпораций, в первую очередь необходимо обозначить различия, проистекающие из их происхождения.  На сегодняшний день можно достаточно четко различать  три вида российских корпораций3:

1. Корпорации, образованные  из приватизированных предприятий  (нефтяные  и иные энергетические  компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков);

2. Корпорации, возникшие из «новых» активов (как правило, в новых отраслях, таких как информационные технологии, финансовый сектор, телекамуникации, а также торговля, сфера услуг, отдельные производства в сфере потребительских товаров);

3. Региональные подразделения  мировых корпораций, возникшие частично  путем покупки отдельных российских  предприятий, частично путем инвестиций  «полного цикла» (потребительские  товары, торговля).

     Промежуточные варианты также случаются (например, ВР-ТНК, ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» как комбинация первого и третьего вариантов, АФК «Система» как комбинация первого и второго варианта), но они малочисленны и не определяют общей картины.

     Корпорации,  построенные на основе приватизации активов, независимо от их отраслевой принадлежности и размера, приходилось решать главную задачу структуризации - превращение из объединения « корпоративных подразделений» (существовавших заводов и иных производственных и сбытовых объектов) в объединение бизнес-единиц. В вертикально -интегрированных корпорациях сырьевой направленности данной структуризация сопровождалось превращением ранее самостоятельных производств - «центров прибыли или центров убытков» в «центр издержек», зачастую с полной потерей стратегической и операционной самостоятельности.

      В машиностроении же, напротив, создание бизнес - единиц означало дробление единых предприятий на группы всё более автономных подразделение, становившихся центрами прибыли. При этом часть бизнес - единиц перешла в разряд дочерних т.е. зависимых обществ. Так же происходило избавление крупных предприятий от вспомогательных производств и не профильных активов - они преобразовались в автономные подразделения.

      Преобразование первого типа началось с 1993-1995гг. и в отдельных отраслях (например, в электроэнергетики)  продолжается  по сей день. Можно утверждать, что процессы, происходящие  в настоящее время в российских корпорациях в большей степени аналогичны проблемам, которые решались в американских и западноевропейских корпорациях 1970-1980-е гг.

      Корпорации, возникшие на основе развития частного капитала, не испытывали проблем реструктуризации. Например, корпорация «Эконика» - малая многопрофильная корпорация. Основными этапами развития корпоративных структур данного типа стали4:

1. Переход от функциональной к дивизиональной структуре управления по мере роста направления бизнеса;

2. Развитие института  наемных управляющих, позволяющих  основателям отойти от операционного  руководства.

      Важнейшим содержанием первого этапа развития стало создание штабных подразделений, способных осуществлять:

· поиск новых направлений  деятельности;

· концентрацию и перераспределение  финансовых ресурсов внутри корпорации;

· реализацию новых проектов.

      Развитие российских корпораций первого и второго типов 1995-2005гг. было подвержено еще двум факторам:

      Во-первых, российские собственники быстро осознали преимущества разделения владения активами, и значительная часть владенческих активов была обособленна, в том числе и путем размещения в оффшорных зонах. В результате, часть корпораций в 2001-2002гг начала объединять владенческие структуры со структурами корпоративного центра в единые структуры владения и управления активами. Так поступила, например, АФК «Система», присоединив в 2002г. владенческие компании «МКНТ и Ко» и «Система-Инвест» к АФК «Система», с целью упорядочения организационной структуры и формирования вертикальной прозрачной структуры собственности.

      Во-вторых, в законодательстве об акционерных обществах была введена норма, запрещающая совмещение должностей генерального директора и председателя совета директоров. Как результат, стратегические вопросы управления стали подниматься на уровне председателя Совета директоров корпорации, а на долю генерального директора остались в значительной части текущие вопросы.

      Региональные подразделения мировых корпораций (например, McDonalds's,   CocaCola и т.д.). Они управляются согласно принятым в соответствующих корпорациях стандартах для региональных отделений с поправкой на большую численность российских отделений по сравнению со стандартной западноевропейской и американской практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Корпоративные объединения и корпоративная культура

2.1 Основные виды корпоративных объединений

 

Виды корпоративных объединений определяются законодательством каждого государства и несколько различаются в разных странах. Целесообразно дать сведения о видах корпоративных объединений, наиболее распространенных в большинстве стран мира.

     Общество с ограниченной ответственностью - организационно -правовая форма предприятия, при которой уставной капитал образуется за счет вкладов учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.

     Закрытое акционерное общество - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

     Акционерное общество открытого типа - общество, имеющее право проводить открытую подписку на выпускаемые акции, их свободную продажу.

Информация о работе Основные виды корпоративных структур