Основные виды корпоративных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение содержания понятия корпорация и рассмотрение основных видов корпоративных объединений.
Исходя из цели работы, определим задачи работы:
• изучение понятия корпорация;
• изучения происхождения российских корпораций;
• рассмотрение видов корпоративных объединений;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и особенности происхождения российских корпораций
Понятие корпорация…………………………………………….5
Особенности происхождения российских корпораций………7
Глава 2. Корпоративные объединения и корпоративная культура
2.1 Основные виды корпоративных объединений…………………11
2.2 Корпоративная культура…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая по то2.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

АО и объединения предприятий  имеют право выпускать акции  и распространять их путем открытой подписки, а также в порядке распределения между их учредителями. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли АО в виде дивидендов по итогам года. Акции АО дают право их держателям на участие в управлении этим обществом, что обычно осуществляется через Совет директоров.

     Картель - объединение предприятий или фирм одной отрасли для совместной коммерческой деятельности - регулирование сбыта. При этом предприятия сохраняют права собственности на принадлежащие им активы, имеют юридическую, финансовую и хозяйственную самостоятельность.

     Синдикат - объединение предприятий и фирм для осуществления сбыта их продукции через единичный сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО. Участники синдиката сохраняют юридическую и коммерческую самостоятельность.

     Пул - объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников, которая поступает в общий котел, а затем распределяется между ними в заранее установленной пропорции.

     Трест - объединение предприятий, которые сливаются в единый

производственный комплекс, теряя при этом юридическую и  хозяйственную

самостоятельность. В трест  объединяются в большинстве случаев  предприятия, осуществляющие последовательные ступени обработки сырья.

     Холдинг - промышленное объединение предприятий, имеющее право решения основных вопросов деятельности предприятий от своего имени. При этом компании и предприятия, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью по тем вопросам, которые не относятся к функциям холдинга. В современных условиях практически все крупнейшие корпорации США, ЕС, Канады, Японии организованы в виде холдингов. В этом случае во главе фирм, входящих в объединение, находится холдинг, который концентрирует контрольные пакеты акций всех объединений, что обеспечивает их организационное единство и управляемость.

Существует два типа холдинговых  компаний5:

1. чистый холдинг, выполняющий  только контрольно - управленческие и

финансовые функции;

2. смешанный холдинг, выполняющий  указанных функций также определенную предпринимательскую деятельность - производственно - торговую, кредитно - финансовую и др.

Для установления контроля над другими компаниями холдинги (материнские

компании) используют систему  долевого участия в акционерном  капитале других фирм. Материнская компания в состоянии обеспечить полный контроль за дочерними фирмами; владея 51% акций дочерней фирмы, она оказывает решающее воздействие на деятельность последней. Приобретая контрольный пакет акций других компаний, холдинг получает возможность назначать своих представителей в совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании.

Большинство крупных корпораций осуществляют зарубежные операции и  являются

Транснациональными  корпорациями, и здесь холдинговая организация бизнеса особенно необходима, т.к. прямой контроль за зарубежными филиалами затруднен.

Поэтому головной холдинг  ТНК выполняет следующий функции: разработка

экономической и маркетинговой  стратегии, координация финансовой политики всех филиалов, проведение крупномасштабных НИОКР и т.д.[4]

     Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных тесным производственным сотрудничеством, финансированием, патентно – лицензионными соглашениями. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний и предприятий.

Финансово – промышленная группа (ФПГ) – объединение одного или нескольких банков с промышленными, торговыми, кредитными и другими предприятиями, в котором банки распоряжаются денежным капиталом входящих в группу предприятий и координируют все сферы их деятельности. В России корпоративная форма организации бизнеса получила свое развитие в виде ФПГ, с помощью которых осуществляется:

- взаимодействие промышленного,  торгового и банковского капиталов;

- структурная перестройка  экономики с целью реализации  стратегии

экономического роста;

- использование финансового  капитала для реализации перспективных

инвестиционных и инновационных  программ;

- конкуренция с крупными  зарубежными фирмами на внутреннем  и внешнем рынках за счет более рационального управления ресурсами.

Очевидно, что на практике создание ФПГ возможно при условии:

- наличия лидера группы  или финансово – кредитной  организации, определяющих основные материальные и финансовые потоки;

- обеспечения управляемости  компании за счет налаживания  договорных

отношений, акционерного контроля и др.

- наличия ярко выраженной  вертикальной или горизонтальной  кооперации

предприятий, способных производить  конкурентоспособную продукцию  на

внутреннем и внешнем  рынках. Концерны  и финансовые группы являются наиболее мощными основными  формами корпоративных объединений в современных условиях.

Права и ответственность  различных типов корпоративных  объединений

определяются законодательством  каждой страны. В большинстве стран  мира в их законодательстве указываются определенные ограничения на состав

корпоративного объединения  и на формы его деятельности, а  также

предусматриваются меры, препятствующие превращению корпорации в монополию, регулирующую большую часть рынка. Нарушение ограничений подлежит определенным санкциям со стороны государственных и региональных органов управления, рассмотрению в судебном порядке, вплоть до запрета корпоративного объединения, его расформирования на более мелкие организации.

В России корпорации могут  создаваться в форме акционерных  обществ, финансово

– промышленных групп, холдингов. Правовое положение этих корпораций, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации определены в ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95 г., ФЗ «О финансово – промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.11.95 г., Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Корпорации могут создаваться лишь в порядке, установленном законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых  последствий. Корпорации правомочны действовать лишь в тех пределах, которые

очерчены законом для  того вида организационно – правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо. Тот или иной вид организационно – правовой формы дает ответ на вопрос о происхождении имущества, на базе которого создано и действует юридическое лицо, и соответственно об основании владения им этим имуществом; раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц; определяет каким имуществом корпорация отвечает по своим обязательствам.

Предприятия, входящие в  корпорацию, в большинстве случаев  являются

экономически зависимыми от корпорации. При этом возможны случаи, когда у вошедшего в корпорацию предприятия имеются собственные акционеры, которые, естественно должны получать дивиденды на вложенный капитал. отношения между правлением акционеров предприятия и руководством корпорации должны согласовываться и координироваться в соответствии с законодательством страны.

Таким образом, экономические  отношения в корпоративных объединениях

отличаются большим разнообразием  и сложностью.

Наиболее распространенными  случаями отношений между предприятиями  и

корпорацией являются следующие6:

1. Поглощение – предприятия  теряют экономическую самостоятельность  и

полностью подчинены руководству  корпорации по всем вопросам управления и функционирования.

2. Финансовое управление  передается от предприятий к  корпорации, однако по другим вопросам предприятия имеют хозяйственную самостоятельность, но обязаны исполнять утвержденный бюджет корпорации в части, их касающейся.

3. Приобретение организаций  (или их части) – это покупка  предприятий, которые в силу ряда причин неэффективно функционировали и были выставлены на аукцион для продажи, а также в процессе приватизации.

4. Создание совместных  предприятий с другими корпорациями, статус которых определяется соглашением.

5. Реструктуризация предприятия,  осуществляемая по плану корпорации  и при ее продержке, - изменение структуры организации предприятия, вида ее основной деятельности для повышения экономической эффективности.

6. Продажа принадлежащих  корпорации предприятий или их  части.

7. Преобразование некоторых  предприятий в филиалы, основное  направление деятельности которых определяется корпорацией, ею контролируется, но область функционирования филиала четко определяется определенной территорией таким образом, что филиал является представительством корпорации на определенной территории.

8. Создание консорциума  – временного объединения предприятий,  фирм, концернов для решения важной производственной, научно – технической задачи.

2.2 Корпоративная  культура

      Корпоративная (организационная) культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология.7

      В современной литературе существует довольно много определений понятия корпоративной культуры. Концепция корпоративной (организационной) культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет.

      Приведём несколько примеров по некоторым не столь новым, но все же довольно актуальным источникам.

     Э. Браун: «Организационная культура – это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации».

     П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс: «Культура – это общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации».

      Д. Дреннан: «Культура организации – это всё то, что для последней типично: её характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения».

      Под корпоративной (организационной) культурой понимают совокупность господствующих в данном коллективе ценностей, убеждений, установок, а также общий моральный климат, помогающий работникам понять назначение организации в целом, смысл её деятельности, во имя чего они сами работают. Это механизм функционирования организации, и тем самым механизм, который создаёт нормы деятельности и поведения, правила следования им.

       Культура предопределяет место организации в более широкой системе, определяет способ осмысления окружающей действительности и внутренних отношений. Она регулирует межличностные отношения в коллективе работников и между руководством и подчинёнными, а также регулирует деятельность в технологической среде.

      Таким образом, культура находит отражение в стратегии и структуре корпорации, принципах управления, которые в свою очередь рассматриваются как её инструменты. Корпоративная культура – это своеобразное внутреннее сознание организации. Благодаря ей все параметры в организационной жизни действуют автоматически.

      Основу корпоративной культуры составляют ценности, имеющие долговременное значение. Эти ценности не сводятся к конечным показателям. Ценности - это общие убеждения, это вера в то, что хорошо, и осознание того, что плохо. Ценности внедряются в сознание людей через проведение эмоционально насыщенных массовых мероприятий. Всё это имеет психологический эффект воздействия. Творцами определённых ценностей чаще всего являются первые основатели организации. Далее происходит их реализация. Но ряд ценностей может изменяться. Долговременная дисциплина и повиновение утрачивают своё значение. Возраст ценности связан с самовыражением индивида, поэтому методы мотивации и стиль управления должны учитывать творческую деятельность людей, свободу действий, ответственность, расширение контактов с руководством и коллегами.

Показатели корпоративной  культуры8.

      Для оценки психологической приемлемости стратегических парадоксов можно применять специальный вопросник. Изначально данный вопросник разрабатывался для оценки национальной культуры в методологии Г.Хофштеде. По данным опроса было рассчитано пять основных показателей корпоративной культуры фирмы по методике Хофштеде.

     Первый показатель - избежание неопределенности - степень дискомфорта, тревоги, страха, который испытывают люди перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами. Это включает отношение человека к риску, склонность к конкуренции в коллективе, поведение в отношении установленных правил и т.п.

Информация о работе Основные виды корпоративных структур