Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:56, реферат
Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды.
Отношением называется результат сравнения двух однородных величин. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.
Министерство образования Республики Беларусь |
УО “Витебский государственный технологический университет” |
Билет15
Виды основных пропорций
Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды.
Отношением называется
результат сравнения двух
Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, так как многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление.
Небольшие различия
в линиях, площадях, массах, фактурах,
цвете свидетельствует о
Ярко выраженное
различие в линиях, площадях, массах,
фактурах, цвете называется контрастным
отношением. Пределом использования
контрастных отношений будет
восприятие целой формы как
целостности, ещё не
Пропорции – это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.
В костюме пропорции
играют особенно важную роль:
от того, в каких соотношениях
находятся отдельные его части
между собой и фигурой
При этом надо
принимать во внимание форму
и величину головного убора
или причёски, форму и высоту
каблука, количество и
Пропорции бывают следующих видов (рис. 4.1):
• пропорции равенства - это когда части костюма равны между собой (принцип одинаковости); такое членение вызывают ощущение покоя, статики;
• пропорции неравенства – это когда части костюма не равны между собой (принцип разнообразия); такое членение вызывает ощущение движения, динамики. Неравенство может быть незначительным или построенным по принципу контраста;
• пропорции «золотого сечения» (разновидность пропорций неравенства) выражается следующими соотношениями: 3:5 (5:3), 5:8 (8:5), 8:13 (18:8) и т.д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.
Длина одежды
и положение линии талии очень
подвержены влиянию моды, но какие
бы пропорции не были модны,
наиболее гармоничными
В основе строения
человеческой фигуры также
Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику.
В зависимости оттого,
что входит в понятие красоты
в ту или иную эпоху, возникают
конкретные формы костюма с
Стиль готики
характеризуется вытянутыми
В эпоху классицизма – снова вытянутые пропорции, соотношение длины лифа и юбки: спереди 1:6, со спины 1:7 (шлейф).
Стиль Ампир
делает пропорции более
Очень сильно
усложняется пропорциональное
В 1925 году в
моду входят пропорции
Какие бы пропорции
не были в моде, при работе
над композицией одежды надо
считаться с пропорциями
В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось много систем пропорций. Так, для античности были характерны числовые, зрительно- воспринимаемые пропорции; для средневековой готики — геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о з о л о т о м с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.
Учение о пропорциях
включает в себя основные
Рассмотрим основные виды пропорций.
В математике
равенство двух отношений
Последняя пропорция
называется золотым сечением
и выражается следующими
В практике
для нахождения соотношений
Действительно,
по теореме Пифагора
Рис. 77
а это и есть принцип золотого сечения.
В изобразительном искусстве
соразмерность линейных
Обе эти пропорции не являются
отвлеченными математическими
Членение линии, плоскости или объема на равные части, т. е. по принципу одинаковости, вызывает ощущение покоя, статики (см. рис. 75, а). Членение же на неравные части — по принципу разнообразия — вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 75, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй — с законом асимметрии.
Рассматриваемые пропорции и
принципы членения являются
звучание. Следовательно, отталкиваясь от основных схем пропорций, изменяя в большей или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.
Область создания костюма — это прежде всего искусство пропорций. В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций. Кроме того, в связи с тем, что человек движется и фигура его объемна, соотношения, пропорции между отдельными элементами, составляющими костюм (платье, шляпа, обувь), и отдельными деталями одежды (лиф, рукава, юбка, воротник) могут быть различными при рассмотрении фигуры с разных сторон: в фас, профиль или со спины.
В зависимости от того, что
входит в понятие красоты в
то или иное время, в ту
или иную эпоху, возникают
Рис. 78
Рис. 79
Остановимся на некоторых примерах из истории. Рисунки, иллюстрирующие эти примеры, обобщенно и схематично передают самые типичные построения костюмов соответствующих отрезков времени.
Представление о женской красоте в ХIII—ХIV вв. вырабатывалось под влиянием стиля готики и выражалось в искусственной вытянутости форм (см. рис. 2). Высокий головной убор, узкий и короткий лиф, расширяющаяся книзу юбка с длинным шлейфом и вытянутая обувь — все это создавало впечатление высокой фигуры. Фронтальный силуэт фигуры в костюме вписывается в вытянутый равнобедренный треугольник (рис. 78, а). Линия соединения лифа с юбкой, расположенная под грудью, членит платье и фигуру на две очень разные по величине части и создает резко контрастные соотношения между ними (1: 6).
В профиль фигура
от верха головного убора до
низа платья и конца шлейфа
имеет совсем иные пропорции
и форму (рис. 78, 6). Сзади благодаря
длинному шлейфу фигура
Эпоха Возрождения
создала новые формы и
Рис. 80
Рис. 82
Ярким примером искусственных форм и пропорций является женский костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги—очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 80), но с большим основанием, чем изображенный на рис. 78. Форму треугольников повторяли очертания к отделка лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.