Виды основных пропорций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды.
Отношением называется результат сравнения двух однородных величин. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Файлы: 1 файл

15. виды согласованности. Виды основных пропорций.docx

— 270.39 Кб (Скачать)
 
Министерство  образования Республики Беларусь
  УО  “Витебский государственный  технологический  университет”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет15

Виды  основных пропорций

Форма одежды может  иметь различные членения, это  объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых  к данному виду одежды.

 Отношением называется  результат сравнения двух однородных  величин. Положительное восприятие  отношения двух сравниваемых  величин свидетельствует об их  согласованности, соразмерности. 

 Простейшим  видом согласованности является тождество, то есть полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, так как многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление.

 Небольшие различия  в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете свидетельствует о нюансных  отношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует  на восприятие человека это  отношение. 

 Ярко выраженное  различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете называется контрастным   отношением. Пределом использования  контрастных отношений будет  восприятие целой формы как  целостности, ещё не разрушенной  различиями.

Пропорции – это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.

 В костюме пропорции  играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях  находятся отдельные его части  между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность  костюма и внешний облик самого  человека.

 При этом надо  принимать во внимание форму  и величину головного убора  или причёски, форму и высоту  каблука, количество и характер  украшений, а также цветовое  решение костюма. Все эти компоненты  оказывают влияние на характер  пропорций. 

 Пропорции бывают  следующих видов (рис. 4.1):

• пропорции равенства - это когда части костюма равны  между собой (принцип одинаковости); такое членение вызывают ощущение покоя, статики;

• пропорции неравенства  – это когда части костюма  не равны между собой (принцип  разнообразия); такое членение вызывает ощущение движения, динамики. Неравенство  может быть незначительным или построенным  по принципу контраста;

• пропорции «золотого  сечения» (разновидность пропорций  неравенства) выражается следующими соотношениями: 3:5 (5:3), 5:8 (8:5), 8:13 (18:8) и т.д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел  образует целое, которое относится  к большему числу так, как большее  к меньшему.

 Длина одежды  и положение линии талии очень  подвержены влиянию моды, но какие  бы пропорции не были модны,  наиболее гармоничными считаются  пропорции, построенные по правилам  “золотого сечения”.

 В основе строения  человеческой фигуры также лежит  принцип “золотого сечения”, так  как это соотношение выражает  естественное членение фигуры  линией талии на две неравные  части (3:5).

Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию  и асимметрию, ритм и пластику.

В зависимости оттого, что входит в понятие красоты  в ту или иную эпоху, возникают  конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.

 Стиль готики  характеризуется вытянутыми удлинёнными  пропорциями, отношение длины  лифа к длине юбки было 1:6, 1:7. Эпоха Возрождения напротив тяготела  к некоторой «приземлённости», монументальности; характерны пропорции «золотого  сече-ния», но при этом отношение ширины одежды в плечевом поясе к ширине юбки почти равно единице.

 В эпоху классицизма  – снова вытянутые пропорции,  соотношение длины лифа и юбки: спереди 1:6, со спины 1:7 (шлейф).

 Стиль Ампир  делает пропорции более умеренными, так как юбки в нижней части  расширяются и появляются внизу  оборки.

 Очень сильно  усложняется пропорциональное решение  костюма в XX в., когда юбки укоротились и стала видна значительная часть ног. На изменении соотношений открытой части ног и платья основывается в значительной мере формирование и изменение моды.

 В 1925 году в  моду входят пропорции равенства,  талия опускается на бёдра,  величины юбки и лифа становятся  равными. В дальнейшем юбки  укорачиваются, линия членения  опускается ещё ниже, пропорции  становятся 2 к 1. Такие пропорции  придали некоторую неустойчивость  фигуре.

 Какие бы пропорции  не были в моде, при работе  над композицией одежды надо  считаться с пропорциями фигуры  человека. 

В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось  много систем пропорций. Так, для  античности были характерны числовые, зрительно- воспринимаемые пропорции; для средневековой готики — геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о з о л о т о м    с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.

 Учение о пропорциях  включает в себя основные законы  композиции костюма: статику и  динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику.

 Рассмотрим основные  виды пропорций.

 В математике  равенство двух отношений называется  пропорцией. Для образования пропорции  необходимо иметь не менее  трех величин. Например, надо разделить  отрезок АВ (рис. 75) на две части  АС и ВС так, чтобы все три эти величины были связаны пропорциональной зависимостью, т. е. удовлетворяли условию АВ = АС + ВС. Получим лишь две пропорции:

 Последняя пропорция  называется золотым сечением  и выражается следующими соотношениями: 3: 5 или 5: 3; 5: 8 или 8: 5; 8: 13 или 13: 8 и т. д. В каждом из этих  отношений сумма двух чисел  образует целое, которое относится  к большему числу так, как  большее к меньшему.

 В практике  для нахождения соотношений золотого  сечения удобно пользоваться  графическим способом. Из точки А отрезка АВ (рис. 76), подлежащего делению, проводят перпендикуляр к этому отрезку, на котором откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют точки В и С. На гипотенузе образованного треугольника из точки С откладывают отрезок СВ, равный отрезку АС. Далее на отрезке АВ из точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВВ. Точка Е делит отрезок АВ на две части по принципу золотого сечения.

 Действительно,  по теореме Пифагора 

  

                                  Рис.75                                         Рис. 76

      Рис. 77

а это и есть принцип  золотого сечения.

         В изобразительном искусстве  соразмерность линейных величин  может решаться с помощью дву 1) делением на равные части—принцип одинаковости и 2) делением на неравные части — принцип разнообразия.

        Обе эти пропорции не являются  отвлеченными математическими понятиями.  Их проявление наблюдается в  природе и, в частности, в  строении фигуры человека. Например, в области пупка тело новорожденного  ребенка делится по длине на  две равные части. Естественное  членение линией талии на две  части пропорционально сложенной  фигуры взрослого человека выражается  соотношением золотого сечения;  середина тела приходится на  лонное сращение.

         Членение линии, плоскости или  объема на равные части, т.  е. по принципу одинаковости, вызывает  ощущение покоя, статики (см. рис. 75, а). Членение же на неравные части — по принципу разнообразия — вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 75, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй — с законом асимметрии.

         Рассматриваемые пропорции и  принципы членения являются для  художника исходным моментом, используемым  им при решении модели. Следуя  своему замыслу, стремясь к  его образному воплощению, художник  должен в первую очередь искать  наиболее выразительные соотношения  частей и целого, т. е. отдельных  предметов одежды и всего костюма  в целом. Например, применяя трехкратное  членение одной и той же  формы, сочетая принципы разнообразия  и одинаковости пропорций можно  достичь большого многообразия  в решении композиции, что видно  из рис. 77. В первом случае пропорции получены делением на равные части (рис. 77, а); в другом случае — делением на неравные части по принципу подобного разнообразия (рис. 77, 6); в третьем — по принципу контрастного разнообразия (рис. 77, в). От второго к третьему примеру возрастает ощущение движения, динамики. Соответственно яснее выступают симметрия и асимметрия. Усложняется ритмический строй композиции. Всему этому способствовало резкое различие в величинах площадей, образованных линиями членения; их контрастное соотношения одна к другой и к целому усилили, обострили общее эмоциональное

 звучание. Следовательно,  отталкиваясь от основных схем  пропорций, изменяя в большей  или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.

            Область создания костюма —  это прежде всего искусство пропорций. В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций. Кроме того, в связи с тем, что человек движется и фигура его объемна, соотношения, пропорции между отдельными элементами, составляющими костюм (платье, шляпа, обувь), и отдельными деталями одежды (лиф, рукава, юбка, воротник) могут быть различными при рассмотрении фигуры с разных сторон: в фас, профиль или со спины.

        В зависимости от того, что  входит в понятие красоты в  то или иное время, в ту  или иную эпоху, возникают конкретные  формы костюма с соответствующими  пропорциями.х основных пропорций: 

Рис. 78

Рис. 79

Остановимся на некоторых  примерах из истории. Рисунки, иллюстрирующие эти примеры, обобщенно и схематично передают самые типичные построения костюмов соответствующих отрезков времени.

 Представление  о женской красоте в ХIII—ХIV вв. вырабатывалось под влиянием стиля готики и выражалось в искусственной вытянутости форм (см. рис. 2). Высокий головной убор, узкий и короткий лиф, расширяющаяся книзу юбка с длинным шлейфом и вытянутая обувь — все это создавало впечатление высокой фигуры. Фронтальный силуэт фигуры в костюме вписывается в вытянутый равнобедренный треугольник (рис. 78, а). Линия соединения лифа с юбкой, расположенная под грудью, членит платье и фигуру на две очень разные по величине части и создает резко контрастные соотношения между ними (1: 6).

 В профиль фигура  от верха головного убора до  низа платья и конца шлейфа  имеет совсем иные пропорции  и форму (рис. 78, 6). Сзади благодаря  длинному шлейфу фигура кажется  неестеcтвенно вытянутой; в результате создается еще больший контраст в пропорциях лифа и юбки.

 Эпоха Возрождения  создала новые формы и пропорции  в женском костюме. В соответствии  с этим получают распространение  очень открытый узкий лиф, широкие  плечи (пышные в верхней части  или по всей длине рукава), объемная  юбка. Фигура вписывается в прямоугольник  (рис. 79). Отношение ширины плеч  к ширине юбки почти равно  единице. Линия талии на естественном  месте и создает контрастное  соотношение по вертикали между  лифом и юбкой (1: 3).

 

Рис. 80                                                                                       Рис. 81

 

Рис. 82

Ярким примером искусственных  форм и пропорций является женский  костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги—очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 80), но с большим основанием, чем изображенный на рис. 78. Форму треугольников повторяли очертания к отделка лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.

Информация о работе Виды основных пропорций