Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:12, контрольная работа
Историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки. Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику, кибернетику, синергетику, но и развиваются и науки гуманитарного профиля – история, русский язык, культура речи и т.д.
Введение. 2
Аргументация как комплексное явление. 2
Виды аргументации. 3
Дедуктивный способ 3
Индуктивный способ 3
Аргументация в форме аналогии 3
Виды аргументов. 4
Аргументы как естественные и искусственные доказательства. 4
Доказательство и опровержение. 5
Существует виды доказательств: 6
Прямое доказательство 6
Непрямые (косвенные) 6
Доказательства от противного 6
Разделительное доказательство (методом исключения). 7
Правила доказательства. 7
Правила тезиса: 7
Правило аргумента: 8
Ошибки в форме доказательства. 8
Мнимое следование 8
От сказанного с условием к сказанному безусловно 9
Непозволенные способы защиты и опровержения. 9
Другие виды аргументов. 9
Удостоверенные единичные факты. 10
Определения как аргументы доказательства. 10
Аксиомы и постулаты. 10
Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. 11
Правила и ошибки по отношению к аргументам. 11
Решение стратегической задачи аргументации определяются выполнением следующих требований, или правил, в отношении доводов. 12
Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов 12
Ошибки. 13
Особо опасно «основное заблуждение» 13
Другая ошибка - «предвосхищение основания» 13
«Порочный круг». 14
Требования автономного обоснования аргументов 14
Требования непротиворечивости аргументов 14
Требования достаточности аргументов 14
Заключение. 16
Список используемой литературы. 18
Содержание.
Историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки. Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику, кибернетику, синергетику, но и развиваются и науки гуманитарного профиля – история, русский язык, культура речи и т.д.
В науке (как технической, так и гуманитарной) ученым приходится постоянно доказывать самые разные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованны и научно аргументировано доказаны.
«Виды
аргументов» - тема данной работы
Аргументация - это операция обоснованная на каких-либо суждениях, практических решениях или оценках, в которой наряду с логическими приемами применяются также и нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
Слово «аргументация» восходит к латинским словам «аrgumentum, arguo», означающим «пояснение», «проясняю».
Аргументацию можно определить как социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зрения, представленную системой утверждений, направленных на достижение одобрения у определенной аудитории. В ходе аргументации говорящий действительно стремится, как можно яснее представить свою точку зрения, игнорируя в некоторых случаях возможные последствия своих доказательств и реакцию адресата. По этой причине в основу многих других определений аргументации положен фактор разногласия.
Кроме этого аргументация определяется как «техника речи, направленная на убеждение собеседника, аудитории», «способ рассуждения, являющийся мыслительным процессом», «приведение одних доказательств для подкрепления или обоснования других», «способ доказательства».
Еще одно определение: аргументация - это совокупность доводов (аргументов), а также способ иx приведения для обоснования некоторого высказывания или положения дел с целью убедить адресата в их приемлемости или достаточности в конкретной ситуации. Речевым способом выражения аргументации является текст, преимущественно в диалогической форме, хотя и не исключена и монологическая (например, научная статья).
Аргументация идей, теорий, тезисов - это сложная логическая операция, имеющая целью убеждение оппонента. Аргументация как способ мыслительной и речевой деятельности, как логическое построение имеет свои неопровержимые законы.
Дедуктивный способ - предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований, таких как точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода; исходного теоретического или эмпирического положения, точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке; соблюдение структурных правил этой формы вывода.
Индуктивный способ - применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.
Аргументация в форме аналогии - применяется в случае употребления единичных событий и явлений.
Аргументы первоначально принято было делить на естественные доказательства (свидетельские показания, документы и прочее, названное эвиденцией) и искусственные доказательства, которые в свою очередь подразделялись на логические, этические и чувственные.
Логические доказательства включали в себя доказательства по индукции, куда входила как научная индукция, так и рассуждения по аналогии, и дедукции, которая подразделялась на силлогизмы, опирающиеся на научно доказанные посылки, и так называемые энтимемы, посылки которых отличались лишь известной вероятностью. Логические доводы были объединены с естественными доказательствами под общим названием ad rem (лат. "по существу"). Остальные искусственные доказательства, которые будут рассмотрены ниже, были объединены под общим названием ad hominem (лат. "к человеку"). Последние играют в риторике большую роль, так как связаны с психологией и установкой на непосредственное действие, тогда как первые связаны лишь с логикой и установкой на рассуждение.
Этические доказательства, или доводы к этосу (буквально "обычаю" греч.) апеллируют к общности нравственных, морально-этических норм убеждающего и убеждаемого. Это могут быть доводы к сопереживанию (т.е. разделению позиции) или, напротив, к совместному отвержению.
Чувственные доказательства, или доводы к пафосу (буквально "страстям", греч.) апеллируют к чувствам человека и делятся на угрозы и обещания.
Доказательство – это логическая операция по обоснованию истинности суждений с помощью других истинных суждений.
Опровержение – это логическая операция по обоснованию ложности некоторых суждений.
Структура доказательства:
Ответы на эти вопросы раскрывают: Тезис, Аргументы, Демонстрация.
Тезис
– это выдвинутое пропонентом суждение,
которое он обосновывает в процессе аргументации.
Тезис является главным структурным элементом
аргументации и отвечает на вопрос: что
обосновывают.
Аргументы и доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется, обоснования тезиса?
Демонстрация – это логическая форма построения доказательства, которое, как правило, имеет форму дедуктивного умозаключения. Аргументация всегда должна быть истинной, в то время как заключение не всегда.
Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами.
В построении
прямого доказательства можно выделить
два связанных между собою
этапа: отыскание тех, признанных обоснованными
утверждений, которые способны быть убедительными
аргументами для доказываемого положения;
установление логической связи между
найденными аргументами и тезисом.
Схема
этого доказательства такова: из данных
аргументов (a,b,c...) необходимо следуют
истинные суждения (k,m,l...), а из последних
следует доказываемый тезис q. По этому
типу проводятся доказательства в судебной
практике, в науке, в полемике, в сочинениях
школьников, при изложении материала учителем.
Широко используется прямое доказательство
в статистических отчетах, в различного
рода документах, в постановлениях.
Непрямые
(косвенные) – это такие доказательства,
в которых истинность выдвигаемого тезиса
обосновывается путём доказательства
ложности антитезиса, они делятся на два
вида:
Доказательства от противного, осуществляется путём установления ложности суждения противоречащего тезису. Предполагается истинности антитезиса и из него выводится следствие, если хотя бы одно из полученных следствий противоречит либо посылке, или другому следствию, истинность которого уже установлена, то данное следствие, а за ним и антитезис предполагается ложным.
Антитезис является одним из членов разделительного суждения , в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы, например:
Преступление совершил либо А, либо Б, либо С.
Доказано, что не совершали преступление нм А, ни Б.
Следовательно преступление совершил С.
Истинность
тезиса устанавливается путем
Доказательства от противного обычны в наших рассуждениях, особенно в споре. При умелом применении они могут обладать особенной убедительностью.
Мнимое
следование. Если тезис не следует из
приводимых в его подтверждение аргументов,
то возникает ошибка, называемая “не следует”.
Иногда вместо правильного доказательства
аргументы соединяют с тезисом посредством
слов: “следовательно”, “итак”, “таким
образом”, “в итоге имеем” и т.п., — полагая,
что установлена логическая связь между
аргументами и тезисом. Эту логическую
ошибку часто неосознанно допускают люди,
не знакомые с правилами логики, полагающиеся
на свой здравый смысл и интуицию. В результате
возникает словесная видимость доказательства.
От сказанного с условием к сказанному безусловно. Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Так, если кофе полезен в небольших дозах (например, для поднятия артериального давления), то в больших дозах он вреден. Аналогично мышьяк ядовит, но в небольших дозах его добавляют в некоторые лекарства. Лекарства врачи должны подбирать для больных индивидуально. Педагогика требует индивидуального подхода к учащимся; этика определяет нормы поведения людей, и в различных условиях они могут несколько варьироваться (например, правдивость — положительная черта человека, разглашение военной тайны — преступление).
В
качестве аргументов могут выступать
различные по своему содержанию суждения:
Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, то есть статистические данные о населении, территории государства, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные данные научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика.