Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников, в том числе и нематериальных.
В практической части (См. Приложение 2) будет исследована система мотивации сотрудников частного предприятия общественного питания кафе города Мурманска, которое будет являться объектом исследования. Как следствие, предметом исследования и анализа являются мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению эффективности труда на данном предприятии. А также разработаны предложения по совершенствованию системы мотивации на предприятии.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и общая характеристика процесса мотивации ……………………. 5
1.1. Общая характеристика мотивации ……………………………...…………………... 5
1.2. Основные понятия мотивации…………………………………………………………6
1.3. Выводы к главе 1 ………………………………………………………………….…….8
Глава 2. Теории мотивации, их применение. Трудности в применении. …………......10
2.1. Содержательные теории мотивации, их применение и трудности в
применении ………………………………………………………………………………12
2.1.1. Теория иерархии потребностей Маслоу ……………………………………………….13
2.1.2. Теория ERG Клейтона Альдерфера…………………………………………………….16
2.1.3. Трёхфакторная теория приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда……..17
2.1.4. Теория двух факторов Герцберга ………………………………………………………19
2.2. Теории процесса мотивации …………………………………………………….….….21
2.2.1. Теория ожидания (В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер) …………………………..….……22
2.2.2. Теория постановки целей (Эдвин Лок) ………………………………………..……….23
2.2.3. Теория равенства (Адамс С.) …………………………………………………………...26
2.2.4. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера……………………………………………29
2.2.5. Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора………………………………………………30
2.3. Отечественные теории ……………………………………………………….….………31
2.4. Выводы к Главе 2 …………………………………………………………….………….32
Глава 3. Современные походы к построению систем мотивации ……………….…….35
3.1. Система мотивации (СМ) ………………………………………………………………35
3.2. Внедрение системы мотивации ………………………………………………………..37
3.3. Оценка эффективности СМ. …………………………………………………………...38
3.4. Выводы к Главе 3 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………..………..40
Литература …………………………………………………………………………………...42
Приложение 1 ………………………………………………………………………………..44
Приложение 2 …………………………………………………………………………………..
…приоритет деятельности менеджеров будет обращен на человека, и построение компании должно быть ориентировано на потребности людей. Для удовлетворения их потребностей в самореализации и обеспечения потребности компании в развитии, очевидно, нет другого варианта, кроме как построить ее на основе системы мотивации персонала. Следует отметить, что эта деятельность имеет вполне адресный характер, т.е. в каждой компании рано или поздно должен найтись дальновидный менеджер, который примет решение о принятии структурированного подхода к построению компании. Эта система должна подчиняться следующим правилам:
Рисунок 1 «Схема уровней мотивации по иерархическим уровням организации».
Уровень 5 – стимулирование по методу «кнута и пряника».
Уровень 4 – стимулирование по Маслоу, Мак-Грегору и пр.
Уровень 3 – мотивация по Герцбергу, теория справедливости и ожидания.
Уровень 2 – теория мотивации по целям.
Уровень 1 – внеэкономическая мотивация, мотивация уровнем мотивации.
Построение СМ по такому принципу требует ее взаимосвязи с организационной структурой самой организации.
Кроме учета иерархического уровня мотивируемого сотрудника, необходимо учитывать его различные физиологические и социальные характеристики, а также менталитет и сложившуюся субкультуру региона или национальности (мотивационная структура российских и зарубежных работников сильно различается).
Как правило предприятия для мотивации сотрудников и повышения их лояльности предоставляют ряд льгот. Однако, исходя из вышесказанного, и как показала практика, предоставления всем одинаковых льгот неэффективно. Для борьбы с этой проблемой, хорошо зарекомендовала себя система «Кафетерий».
«Кафетерий» - условия предоставления и выбора льгот сотрудниками. Система предоставляет каждому сотруднику определенные баллы для выбора из «меню» именно тех льгот (предоставление каждой льготы оценивается в какую-то балльную стоимость), которые ему интересны. Сумма предоставляемых баллов может зависеть от статуса работника и результатов его работы за предшествовавший период.
Как отмечалось выше, мотивирование бывает двух типов: первый – суть сделки «ты мне – я тебе», второй – направлен на воспитание мотивационной структуры личности; и наибольший эффект дает второй тип. В настоящее время подход к построению систем мотивации базируется на посылке о первоочередности развитии мотивационной структуры личности, при этом мотивирование первого типа применяется как составной элемент данного направления.
Как отмечалось выше, произошел переход к пониманию, что одинаковые способы стимулирования не могут применяться по отношению к различным группам (по социальным или властным признакам). Т.е. современная система мотивации направлена на воспитание сотрудников на восприятие тех и только тех способов мотивации, которые организация может ему предложить, причем процесс воспитания проводится с учетом текущей мотивационной системы каждой мотивационной группы в отдельности и наиболее эффективными (для каждой группы) способами.
Кроме
того, на СМ возлагается еще одна
немаловажная роль – демотивация
нежелательных элементов
3.2. Внедрение системы мотивации.
Внедрение системы мотивации, в первую очередь подразумевает разработку такой системы. Причем разработанная система будет отражать только желательное или целевое состояния СМ в фирме. Как отмечалось выше, качественная СМ подразумевает тесную взаимосвязь с организационной структурой организации, что приводит к необходимости ее реорганизации или реструктуризации.
Т.о. прежде чем СМ займет отведенное ей место в системе управления персоналом, необходимо предпринять определенные действия связанные с процессом перехода от сложившейся СМ к новой. Такой переход должен быть спланирован, т.к. смена СМ сопровождается определенными рисками (неэффективность, неполноту или несогласованность внедряемой СМ; противление персонала, в том числе руководителей среднего звена).
Проблемы эффективности, полноты и согласованности внедряемой СМ относятся в первую очередь к квалификации HR-менеджеров и качеству стратегического и долгосрочного планирования.
Важнейшим риском является противление персонала. Причины могут быть совершенно разными:
Наилучший
способ избежать сопротивления персонала
при внедрении мотивационных
схем – избирательное применение
методов мотивации в
3.3. Оценка эффективности СМ.
Оценка эффективности СМ – отдельная немаловажная задача, стоящая перед руководителем при внедрении новой системы мотивации.
Оценка эффективности любого объекта рассматривается как результативность относительно достижения поставленных задач.
Эффект = Результат – Затраты. (1)
Эффективность = Результат / Затраты (2).
Т.о. при определении эффективности СМ, следует определить результат и затраты.
Затраты делятся на следующие виды:
Результаты совпадают с результатами финансово-хозяйственной деятельности организации.
Очевидно, что значение эффективности само по себе малоинтересно; важное значение имеет изменение эффективности в результате проведенных изменений.
Однако проведение изменений требует времени, да и вступление СМ в наиболее эффективную фазу (когда мотивационные системы работников стали соответствовать заложенным в СМ) также не моментально. Как следствие, изменение результата уже не является следствием одного изменения СМ (причиной может стать внешняя среда или последствия других параллельно протекающих в организации процессов).
Безусловно
наличие на любом предприятии
разработанной системы
В
практической части (См. Приложение
2) исследована система мотивации персонала
частного предприятия кафе города. Проведена
оценка эффективности существующей системы
мотивации на данном предприятии, разработаны
и обоснованы предложения по её совершенствованию.
Было бы полезным провести повторное исследование
после внедрения разработанных предложений
и определить насколько улучшились условия
и эффективность труда работников, а так
же заинтересованность людей в работе.
Надеюсь продолжить исследование и представить
результаты в дипломной работе.
Заключение
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Сейчас вряд ли надо кого-либо убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.
Материальное поощрение - это всего лишь внешний стимул по отношению к работе, т. е. внешняя цель. Поэтому многие руководители, не знающие такой закономерности действия стимулов, видят только в материальном вознаграждении мотивирующую силу труда. Материальное вознаграждение будет действовать только тогда как стимул, когда оно будет постоянно увеличиваться.
У одного и того же человека не может быть всегда одна и та же мотивация. Жизнь постоянно меняется, а под влиянием ее меняется личность и связанная с ней мотивация как система побудительных сил. Исходя из знания мотивации, можно определить, почему руководитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и, стремясь достичь поставленной цели. Учеными доказано, что самым мощным мотивирующим средством трудового поведения человека является интерес к работе. Чем больше знаний имеет человек, чем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд. В интересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свой психологический потенциал.
Не
существует единых методов мотивации
персонала, эффективных в все
времена и при любых
Исследовав небольшую часть менеджмента - мотивации персонала на примере одного из кафе города, мы установили, что мотивация существенно повышает производительность труда, что влечёт увеличение прибыли.