Мотивация как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников, в том числе и нематериальных.
В практической части (См. Приложение 2) будет исследована система мотивации сотрудников частного предприятия общественного питания кафе города Мурманска, которое будет являться объектом исследования. Как следствие, предметом исследования и анализа являются мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению эффективности труда на данном предприятии. А также разработаны предложения по совершенствованию системы мотивации на предприятии.

Оглавление

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и общая характеристика процесса мотивации ……………………. 5
1.1. Общая характеристика мотивации ……………………………...…………………... 5
1.2. Основные понятия мотивации…………………………………………………………6
1.3. Выводы к главе 1 ………………………………………………………………….…….8
Глава 2. Теории мотивации, их применение. Трудности в применении. …………......10
2.1. Содержательные теории мотивации, их применение и трудности в
применении ………………………………………………………………………………12
2.1.1. Теория иерархии потребностей Маслоу ……………………………………………….13
2.1.2. Теория ERG Клейтона Альдерфера…………………………………………………….16
2.1.3. Трёхфакторная теория приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда……..17
2.1.4. Теория двух факторов Герцберга ………………………………………………………19
2.2. Теории процесса мотивации …………………………………………………….….….21
2.2.1. Теория ожидания (В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер) …………………………..….……22
2.2.2. Теория постановки целей (Эдвин Лок) ………………………………………..……….23
2.2.3. Теория равенства (Адамс С.) …………………………………………………………...26
2.2.4. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера……………………………………………29
2.2.5. Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора………………………………………………30
2.3. Отечественные теории ……………………………………………………….….………31
2.4. Выводы к Главе 2 …………………………………………………………….………….32
Глава 3. Современные походы к построению систем мотивации ……………….…….35
3.1. Система мотивации (СМ) ………………………………………………………………35
3.2. Внедрение системы мотивации ………………………………………………………..37
3.3. Оценка эффективности СМ. …………………………………………………………...38
3.4. Выводы к Главе 3 ……………………………………………………………………….39
Заключение …………………………………………………………………………..………..40
Литература …………………………………………………………………………………...42
Приложение 1 ………………………………………………………………………………..44
Приложение 2 …………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Этап 4 – осуществление действий. Человек затрачивает усилия для достижения желаемого результата. На этом этапе может произойти корректировка целей, т.к. процесс работы оказывает влияние на мотивацию.

Этап 5 – получение вознаграждения. По завершению работы, человек получает вознаграждение. На этом же этапе определяется на сколько верно были выбраны пути достижения желаемого результата, что приводит к корректированию мотивации к действию (ослабляется, усиливается или остается неизменной).

Этап 6 – устранение потребности. В зависимости от удовлетворенности потребности, человек либо прекращает деятельность (до наступления новой потребности), либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

1.3. Выводы к Главе 1

       Мотивация –  это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью  внутриличностных и внешних факторов. Задача менеджера – формирование ответственных работников, нацеленных на результат, высоко организованных и стремящихся к трудовой самореализации личности.

      Существуют  различные способы мотивации: нормативная  мотивация, принудительная мотивация, стимулирование. Мотив – это, как правило, осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению и порождается определенной потребностью.

      Мотивы  существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Исходным звеном механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Притязания и ожидания – следующее звено механизма - соотносимые со средой формами проявления потребности. Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, стимул ориентирован на удовлетворение потребности, он влияет на поведение человека.

      Учет  в процессе руководства действий общего механизма мотивации способствует более компетентному выбору руководителем  форм стимулирования, правильному определению  степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Теории мотивации, их применение.

  Трудности в применении.

 

      За  тысячи лет до того, как слово  «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.

      Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX в. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», жизнь для простого человека была очень тяжелой. На эту концепцию «экономического человека», которая рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.

      Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно  не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.

      Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли  достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей, в конце концов, начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте. [10]

      Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.

      Уже давно идентифицированы потребности и влечения как основные элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарльза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.

      Уильям  Мак-Дугал считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида. Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение» как замену противоречивому термину «инстинкт». Влечение - это сила, снабжающая организм энергией для действия. Зигмунд Фрейд также видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Однако тезис Фрейда о том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным.

      Хотя  попытки применить в управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной.

      Элтон Мэйо, американский социолог один из основателей индустриальной социологии. Он был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 - 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти идеи позволили основать новое направление менеджмента - концепцию "человеческих отношений", которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов.

      Различные теории мотивации разделяют на две  категории: содержательные и процессуальные.[7] Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

     2.1. Содержательные теории мотивации, их применение и трудности в применении.

      В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные факторы уже не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к появлению теорий в основе которых лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая такая теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945). Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».

      Огромный  вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуальность» (1970).

     2.1.1. Теория иерархии потребностей Маслоу [10]:

      Маслоу  известен как создатель иерархической  теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей». Она широко известна применяется в психологии, теории менеджмента и прочих науках.

      Данная  концепция включает в себя следующие  идеи и предпосылки:

  • люди постоянно ощущают какие-либо потребности;
  • люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в группы;
  • группы потребностей находятся в иерархическом подчинении по отношению друг к другу;
  • потребности, если они не удовлетворены, побуждают к действиям, удовлетворенные потребности не мотивирую людей;
  • если одна потребность удовлетворена, ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;
  • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
  • потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первоочередного удовлетворения;
  • потребности более высокого уровня начинают активно действовать на мотивы деятельности человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, нежели потребности более низкого уровня.

      Согласно  теории Маслоу имеют место следующие  группы потребностей, в порядке убывания насущности (См. Приложение 1 рис. 3).

      Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в воде, пище, воздухе, жилье и подобные, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать свой организм в жизнедеятельном состоянии. Они являются врожденными, так как обеспечивают поддержание физиологических процессов в организме. Люди, мотивы трудовой деятельности которых порождены в основном потребностями этой группы, мало уделяют внимания содержанию работы; они концентрируются на оплате, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п.

      Потребности безопасности. Эти потребности связаны со стремлением людей находиться в стабильном и безопасном состоянии. Исходя из этих потребностей, человек: стремиться избегать риска, внутренне противится нововведениям, уважает четкие правила, порядок, оценивает свою работу сточки зрения обеспечения стабильности, требует социальных гарантий, страхования.

Информация о работе Мотивация как функция управления