Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы становление качественного информационного
обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного
управления предприятием. Использование для этого автоматизированных систем,
безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь.
Исходя из поставленной цели дипломной работы в исследуемой организации
необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющие построить
информационную систему, построенную на основе модели реально существующих и
взаимодействующих бизнес-процессов всех структурных подразделений, а не
отдельных групп пользователей.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения 8
1.2 Технология информационной деятельности 17
1.3 Пути совершенствования информационной системы 24
1.4 Формирование комплексной информационной системы 34
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
2.1 Общая характеристика объекта исследования 42
2.2 Технико-экономические показатели 54
2.3 Анализ системы документооборота 58
2.4 Анализ материально-технического обеспечения 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 77
3.1 Пути сокращения управленческих затрат 77
3.2 Улучшение сетевой организации предприятия 85
3.3 Внедрение автоматизированной информационной системы 92
3.4 Использование Интернет технологий 96
4 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
4.1 Значение и задачи безопасности труда 100
4.2 Характеристика условий и безопасности труда 101
4.3 Пожарная профилактика 105
4.4 Режимы труда и отдыха при работе с персональными компьютерами 106
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 120
Приложение А 122
ключевых требований, есть еще целый
ряд общих технических
любой информационной системы:
- быстродействие,
то есть достаточно малое
(единицы секунд) при вводе, поиске и обработке информации;
- надежная
защита от
регистрация действий персонала;
- удобный пользовательский интерфейс рабочих мест;
- возможность
масштабирования и развития
- интеграция с модулями, используемыми в системе передачи данных;
- возможность проведения конвертации данных из использовавшихся в
прошлом приложений в новую систему;
- высокая надежность работы.
Методика создания корпоративных информационных систем содержит ряд следующих
общих положений:
- Технология построения системы по моделям "как надо", без попыток
программирования действующих сейчас алгоритмов. Практика создания систем по
модели "как есть" показала, что автоматизация без проведения реинжиниринга
бизнес процессов и
желаемых результатов и
приложений - это не просто сокращение бумажных документов и рутинных
операций, но и переход на новые
формы ведения
отчетности.
- Технология построения систем с подходом "сверху вниз". Если решение
об автоматизации принято и одобрено высшим руководством, то внедрение
программных модулей осуществляется с головных предприятий и подразделений, а
процесс построения корпоративной системы проходит гораздо быстрее и
эффективнее, чем при внедрении системы первоначально в низовые подразделения.
Только при внедрении "сверху вниз" и активном содействии руководства можно
изначально правильно оценить и провести весь комплекс работ без
незапланированных издержек.
- Технология
поэтапного внедрения. Поскольк
автоматизация - это процесс, в который вовлекаются практически все
структурные подразделения предприятия, технология поэтапного внедрения
является наиболее предпочтительной.
Первыми объектами
становятся те участки, на которых в первую очередь необходимо наладить
процесс учета и формирования отчетных документов для вышестоящих органов и
смежных подразделений.
- Привлечение
к разработке будущих
работ по комплексной автоматизации фирмой-интегратором меняются функции
отделов информационных технологий фирмы-заказчика, и возрастает их роль в
общем процессе перехода предприятия на прогрессивные методы управления. Во
время реализации проекта сотрудники отделов вместе с разработчиками работают
с информацией и моделями, участвуют в принятии решения по выбору
технологических решений и, самое главное, организуют взаимодействие
поставщиков решения и сотрудников предприятия. При эксплуатации
информационной системы на плечи сотрудников автоматизированной системы
управления ложится
договор на сопровождение с фирмой-
являются инициаторами и исполнителями подготовки предложений по
совершенствованию и развитию существующей системы. Это позволяет им лучше
приспособить ее к своим требованиям, поэтому эти требования должны быть
основательно продуманы, чтобы информационные технологии не использовались
там, где легко можно справиться с задачами управления с помощью карандаша и
листа бумаги.
Система должна поддерживать такую схему взаимодействия между модулями и
автоматизированными рабочими местами, которая отвечала бы требованиям и
техническим возможностям пользователя. Важнейшими параметрами информационной
системы являются надежность, масштабируемость, безопасность, поэтому при
создании таких систем используется архитектура клиент-сервер. Эта архитектура
позволяет распределить работу между клиентской и серверной частями системы,
предусматривает развитие и совершенствование в соответствии с особенностями
решаемых задач. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения
спроса на клиент-серверные приложения, которые обладают в области учета и
управления большими возможностями,
чем файл-серверные системы
больших объемов данных, возможностью создания распределенных систем, а также
достаточной интеграцией с другими системами.
На современном этапе
предприятиям. Так, по мнению западных экономистов, будущее мирового
производства за мелкими фирмами. Например, 96% фирм Великобритании - мелкие.
Очевидно, что с мелкого
всякий бизнес, основанный на применении силы свободного человека. Ограничение
численности предприятия кажется некоторым экономистам серьезным барьером,
который не будет позволять предприятию расти и развиваться. Но это не так.
Производство можно наращивать за счет внедрения техники, передовой
технологии, одним из основных направлений которой в настоящее время считается
внедрение информационных технологий на базе интегрированной информационной
системы управления бизнесом.
Трудности и сложности применения информационной системы для малого бизнеса
заключаются в большом многообразии предприятий, в разных формах организации
производства, в широком ассортименте выпускаемой продукции. Хотя для
отдельного предприятия число видов изделий и услуг весьма ограничено. Все это
обуславливает создание информационной системы для малого бизнеса, по объему и
функциональным возможностям соизмеримых с информационной системой крупных
корпораций, поэтому, с одной стороны,
можно проектировать
систему для отдельных компаний, учитывая их специфику. Но разработка
индивидуальной информационной системы для каждого предприятия экономически
невыгодна. Особенно это касается малых предприятий, когда практически каждое
из них несет особенность организации процессов, позволяющих данному быть
конкурентоспособным. С другой стороны,
более радикальным можно
построение универсальной интегрированной системы, позволяющей уменьшить
масштаб данной системы для конкретного заказчика путем исключения и перевода
в пассивное состояние не задействованных модулей. При этом панели управления
этими модулями также переводятся в "скрытое" состояние.
К решению о необходимости
большее число руководителей
внедрение системы обходится весьма дорого, сохранение существующего порядка,
(а, как правило, беспорядка) может обойтись еще дороже. Конкуренция не дает
возможности остановиться и расслабиться. В то же время, только информационные
системы как таковые и технические средства, применяемые для их внедрения, не
являются достаточными для достижения конкурентного преимущества.
Эффективность от их внедрения проявляется лишь при должном внимании к
вопросам менеджмента и
Потребность в информационных технологиях многолика и проявляется в конкретных
условиях. Существуют виды деятельности, где информация особенно важна. Это,
например, банковская, биржевая деятельность. В таких организациях применение
информационных технологий жизненно необходимо.
Организации различаются по эффекту, который ожидается от внедрения
компьютерных информационных систем. В некоторых случаях грамотное внедрение
специальных информационных систем может благоприятно повлиять на достижение
конкурентного преимущества, например, за счет улучшения согласованности в
работе с удаленными агентами или за счет увеличения скорости выполнения
заказов. В других ситуациях компьютерная
техника может облегчить
рутинных операций и способствовать систематизации информации. В небольших
организациях эффективной
По словам Билла Гейтса, главы компании Microsoft: “ нам потребуется еще
немало времени, чтобы превратить персональный компьютер в настоящее
электробытовое устройство”. Исполнительный менеджер корпорации Oracle как
бы вторит ему: “Миру нужны более дешевые и простые в обращении
компьютеры”. Действительно, менеджерам просто некогда осваивать сложные
системы. Именно поэтому стали появляться новые операционные системы типа
Windows 95, основной конек которых
- простота и интуитивная
выполняемых действий, да плюс еще и многозадачность, то есть возможность
выполнять несколько операций одновременно.
Насколько важную роль играет рынок информационных технологий достаточно ярко
характеризует представленная ниже таблица 1. В этой таблице представлена
сводная информация объёма производства крупнейших отраслей мировой
промышленности.
Таблица 1
Объем производства по
Отрасль Объем производства, млн. долларов
Туристическая 2900
Информационная 2850
Текстильная 1620
Химическая 1320
По объему производства рассматриваемый сектор занимает вторую позицию в
перечне после туристической. Это свидетельствует о высоком потенциале и
возможной привлекательности для потенциальных инвесторов. Но пока, несмотря
на такое лидерство, еще рано говорить о том, что информационные системы
прочно вошли жизнь современных управленцев.
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Общая
характеристика объекта исследо
ОАО «Технический университет КубГТУ» был создан 9 октября 1992 года. Новые
экономические условия требовали создания в Кубанском государственном
технологическом университете коммерческой организации, основными
задачами которой стали бы: привлечение инвесторов в образование и науку;
создание новых рабочих мест и повышение заработной платы сотрудников;
развитие современных форм коммерческой деятельности. Учредителями
Технического университета КубГТУ были определены следующие виды
деятельности: образовательная, научно-производственная, консалтинговая,
коммерческая, сервисная, а в 1998 году появился новый вид - издательская
деятельность.
Свою историю ОАО «Технический университет КубГТУ» начинает с небольшой
комнаты в 1989 году в качестве обычных компьютерных курсов. За 8 лет своего
существования ОАО «Технический университет КубГТУ» стал занимать уже все
четыре этажа здания на Красной 91, но, кроме того, в состав общества входит
множество филиалов по Краснодарскому краю.
Общество состоит из различных подразделений, функционирующих на хозрасчётной
основе. Большинство подразделений Технического университета занимаются
образовательной деятельностью. Ниже представлена структура Технического
университета КубГТУ, которая определяется видами его деятельности (рисунок
3). В состав общества входят следующие подразделения:
- Центр довузовской подготовки (Школа абитуриентов, Подготовительные
курсы, Центр технологий тестирования);
- Подразделения
среднего образования (
Лицей, Школа индивидуальной подготовки);
- Институт современных технологий и экономики
- Дополнительное
профессиональное образование (
языковой подготовки, Отдел мультимедийных технологий, Отдел международного
образования);
- Производственно-коммерческие подразделения (Управление
информатизации, Управление электронной техники, Управление сетевых
технологий, Рекламно-издательский центр;
- Сервисные подразделения (Унитех-Общепит-Сервис, Унитех-Отель-Сервис);
- Подразделения управления (Бухгалтерия, Управление эксплуатации,
Управление региональной политики, Управление юридического и кадрового
обеспечения).
Основной доход Технический университет получает за счёт своих как бы трёх
китов: Лицей, Школа абитуриента и Подготовительные курсы. Эти подразделения
обеспечивают основной доход ОАО «Технический университет КубГТУ», что
составляет примерно 70-80% от общего дохода. Поэтому ниже более подробнее эти
подразделения представлены. Кроме того, согласно теме дипломной работы
рассматривается более подробно подразделения управления.
Рисунок 3. Структурная схема ОАО «ТУ КубГТУ»
В лицее, созданном в 1992 году, учащиеся получают среднее общее образование.
Он стал одной из самых первых альтернативных структур на Кубани. Здесь
преподают ведущие профессора, доценты, опытные педагоги и лучшие учителя
города.
В марте 1998 года Лицей прошел государственную аттестацию с выдачей лицензии
Информация о работе Информационное обеспечение управления предприятием