Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы становление качественного информационного
обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного
управления предприятием. Использование для этого автоматизированных систем,
безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь.
Исходя из поставленной цели дипломной работы в исследуемой организации
необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющие построить
информационную систему, построенную на основе модели реально существующих и
взаимодействующих бизнес-процессов всех структурных подразделений, а не
отдельных групп пользователей.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения 8
1.2 Технология информационной деятельности 17
1.3 Пути совершенствования информационной системы 24
1.4 Формирование комплексной информационной системы 34
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
2.1 Общая характеристика объекта исследования 42
2.2 Технико-экономические показатели 54
2.3 Анализ системы документооборота 58
2.4 Анализ материально-технического обеспечения 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 77
3.1 Пути сокращения управленческих затрат 77
3.2 Улучшение сетевой организации предприятия 85
3.3 Внедрение автоматизированной информационной системы 92
3.4 Использование Интернет технологий 96
4 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
4.1 Значение и задачи безопасности труда 100
4.2 Характеристика условий и безопасности труда 101
4.3 Пожарная профилактика 105
4.4 Режимы труда и отдыха при работе с персональными компьютерами 106
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 120
Приложение А 122
написанные средствами офисных программ (характерный пример - макросы для
Excel). Однако при усложнении бизнеса,
удовлетворять, поскольку не предполагают управление данными, имеющими сложную
структуру. Создание же полноценной системы требует не только расхода больших
средств и времени. Необходимо еще централизованное грамотное стратегическое
управление развитием проекта. А это по плечу крупным организациям.
Развивающимся фирмам своими силами разработать систему, которая могла бы
продолжительное время ее обслуживать, нелегко.
Второй путь — приобретение универсальной системы или пакета прикладных
программ. Выбор систем такого рода ограничивается, в основном, бухгалтерскими
программами. Причина заключается в том, что бухгалтерский учет имеет строгую
и консервативную методологию. Несмотря на частые изменения законодательства,
форм отчетных документов, принципы и структура данных остаются практически
неизменными. Коммерческая же деятельность отличается большим разнообразием в
разных фирмах. Сильно варьируется сама логика работы, причем это бывает
связано не только с разными отраслями или родами деятельности. Бизнес, как и
всякое творчество, отражает индивидуальность мастера (исполнителя, игрока).
Поэтому, универсальных пакетов для комплексной автоматизации коммерческой
деятельности, а не только бухгалтерии, немного. Как и бухгалтерские
программы, они требуют настройки. Большая их часть «выросла» из бухгалтерских
программ и является их развитием. Решение о приобретении универсальной
системы позволяет относительно небольшими средствами решить многие проблемы,
связанные с информационным обслуживанием бизнеса.
Третий путь заключается в делегировании функций и полномочий по внедрению
информационных технологий внешним организациям (аутсорсинг). Этот современный
подход пока редко применяется в российских условиях. При правильном выборе
фирмы-исполнителя достигаются ощутимые преимущества:
- экономия средств за счет применения решений, ядро которых прошло
успешное внедрение в других фирмах. Цена таких систем ниже, чем у систем,
разрабатываемых «с нуля»;
- профессионализм исполнения;
- сервисная поддержка;
- возможность
развития системы в
Имеются и потенциальные опасности:
- потеря возможности развития системы;
- опасность
потери информации из-за
данных;
- зависимость сопровождения от благополучия фирмы-исполнителя.
Вопрос о том, следует ли идти по пути разработки информационной системы
собственными силами, непростой. Он связан не только с возможностями выделения
для этого необходимых средств. Мы считаем, что решение применить покупную
систему — проявление высокого уровня зрелости организации. Это можно
расценить как проявление цивилизованного разделения труда. «Не лечите зубы
сами!» - призывают рекламные агентства. И с этим можно согласиться.
Профессионально сделанный продукт, предназначенный для продажи, имеет одно
важное качество, которое отличает его от текущей версии программы,
разрабатываемой внутри коллектива-пользователя. Это — функциональная
работоспособность. Что-то может не устраивать, но то, что в нем заложено и
гарантировано разработчиком - работает.
Если же система разрабатывается своими программистами, возникает соблазн
перестройки системы на ходу, не разобравшись в глубинных причинах возникшей
потребности. Конечно, при наличии высокопрофессиональной группы программистов
внутри фирмы и при хорошо организованной постановке задач, принципиально
возможно разрешить проблему разделения ответственности заказчика и
исполнителя. И такие примеры есть. Эта проблема, как и многие другие,
возникающие при управлении информационными системами, связана с менеджментом,
а не с технологией.
Привлечение сторонней организации для внедрения информационной системы дает
определенные удобства. Одно из них заключается в необходимости сформулировать
бизнес - правила, без которых невозможно заключить договор. В некоторых
случаях, фирма, проводящая установку системы, предполагает, что требования
должны уже быть сформулированы. Существуют поставщики, предлагающие
комплексное решение. Они либо проводят реорганизацию бизнес - процессов
самостоятельно, либо — привлекают третью организацию, которая выступает в
качестве консультанта или постановщика задачи. Стоит отметить, что
самостоятельное решение задачи аппаратного обеспечения информационной системы
тоже часто приводит к неприятностям, связанным с функционированием системы.
Многих проблем можно избежать,
заказывая систему у поставщика
принципу «все из одних рук».
Итак, допустим, руководитель осознал,
что для внедрения
системы необходимо приобретение программного обеспечения. Какую программу
выбрать? По каким критериям?
Рассмотрим рынок существующих программ с точки зрения удовлетворения ими
потребностей клиентов, как мы его себе представляем. Система должна обладать
следующими свойствами:
1) Сохранение инвестиций.
Внедрение и эксплуатация
предусматривает расходы, выходящие за рамки стоимости «коробки» и договора.
Это, во-первых, средства, необходимые
на адаптацию системы в
изменяющимися условиями бизнеса. Во-вторых, это расходы, связанные с
развитием новых технологий, которые могут возникать, например, в процессе
интеграции системы с новыми программными продуктами и. т.д. Мы считаем, что
можно говорить о возможности сохранения инвестиций в связи с внедрением
информационной системы, если эти расходы будут минимальными. На это влияет,
во-первых, выбор системы управления базами данных. Здесь речь идет не только
о технических аспектах. Необходимо учитывать позиции разработчика на рынке,
его техническую политику в отношении инноваций. Имеет значение и стоимость
самой базы данных. Второй аспект — техническая реализация в разработке
преимуществ, предоставляемых системой управления базами данных: объектно-
ориентированный подход, модульная структура и т.д.
2) Надежность - во-первых, гарантированная сохранность и доступность
данных при любых технических неполадках, во-вторых, обеспечение эффективной
защиты данных от несанкционированного доступа.
3) Возможность роста - масштабируемость, расширяемость, модульность,
разработка модулей на заказ.
4) Степень автоматизации различных видов деятельности - полнота
автоматизации всех видов деятельности, а не только бухгалтерии.
5) Интуитивность интерфейса
- возможность пользователя
интерфейсе без описания.
6) Возможности интеграции
с электронным
функции документооборота в системе или возможность интеграции с внешней
системой документооборота
7) Адаптированность к бизнесу клиента - степень согласования свойств
системы с нуждами клиента при завершении расчетов с поставщиком.
8) Доступность по цене.
Ряд программ, предлагаемых на рынке, имеет свою специфику. Особенностью
комплекса программ, разработанных фирмой МонолитИнфо, например, является
возможность многовалютного учета, многоязычность и ориентация на
международные стандарты учета (GAAP и др.), что определяет ее популярность
среди совместных и иностранных предприятий. Заметно выделяется среди прочих
предложений система «ЛокОффис» тем, что позволяет обеспечивать работу
удаленных филиалов. Однако эта система реализована на системе управления
базами данных Raima Data Manager, не являющейся реляционной, не
поддерживающей распределение данных и тиражирование транзакций. Эти и другие
свойства база данных Raima не позволяют реализовать на ее основе надежную
систему управления динамично развивающейся средней или крупной фирмой. Однако
для предприятий, не предусматривающих
значительного роста и
бизнеса, она представляет определенный интерес.
Большое распространение получили программы фирмы 1С, поэтому они заслуживают
отдельного внимания. Они сочетают в себе доступную цену и неплохие
характеристики. Внедрение программ этого семейства начинается, как правило, с
программы «1С: Бухгалтерия». Для автоматизации склада, торговли существуют
соответствующие программы. Однако они не являются готовыми продуктами,
которые могли бы успешно работать без настройки, которую весьма нелегко
выполнить собственными силами. Набор начальных базовых процедур, как правило,
не удовлетворяет потребностям конкретного бизнеса. Для настройки и
сопровождения системы «1С: Торговля» предполагается привлечение региональных
представителей разработчика. Внедрение «1С: Бухгалтерии» и «1С: Торговли»
зачастую уже обходится
сумму, чем разбираться в проблеме своими силами. Отдельные бухгалтеры
разбираются в программном обеспечении сами. Реально, где-то за неделю.
В работе менеджера в настоящее время все чаще и чаще можно встретить
предметы, которые составляют понятие новая информационная технология. Под
ней понимается совокупность внедряемых в системы организационного управления
принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих
собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное
создание, передачу, хранение и
отображение информационного
знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той
социальной среды, где развивается эта технология. Переход на новые
информационные технологии оправдан, если он является следствием
фундаментального
корпорации с целью резкого улучшения критических по отношению к затратам
показателей - качества, обслуживания и скорости производственных процессов.
Появление нового, информационного общества, многим видится только на базе
использования новых информационных технологий. С появлением и массовым
внедрением компьютерных сетей
и средств современной
образом изменилась концепция рабочего места. Если раньше последнее
ассоциировалось с местом у станка или столом в учреждении, то сегодня
“рабочее место” - это скорее не место работы, а средства, с помощью
которых она осуществляется. К ним можно отнести мобильный телефон,
портативный компьютер с модемом и мини-принтер. Таким образом, рабочим
местом становится любое помещение, где есть сетевая розетка.
Умение пользоваться персональным компьютером теперь уже вошло в современную
культуру управления. И это не зря - компьютер позволяет экономить огромные
средства, которые при традиционной системе организации труда были бы
израсходованы на содержание различных отделов, которые выполняли утилитарные
функции, не связанные с процессом производства.
1.4 Формирование
комплексной информационной
Развиваясь, компания сталкивается с серьезными проблемами:
- старые методы управления дают все больше сбоев;
- контроль требует
большего количества персонала,
расходов и усложнению управления;
- согласование решений занимает все больше времени, а данные для
принятия решений либо отсутствует, либо сильно запаздывает;
- количество финансовых
операций и принимаемых
предел, за которым уже не ясны причины, приведшие к тем или иным конечным
результатам.
При выборе и внедрении системы необходимо решить технические,
административные и
совместных усилий поставщика и персонала компании. Для успешной реализации
проекта:
- необходимо провести обследование и проектирование
будущей системы. Другими словами, необходим точный анализ текущей ситуации и
модель будущей системы;
- разработчик должен произвести настройку системы. При
внедрении требуется этап тестирования,
с целью выявления
- внедрение разбивается на две крупные части:
подготовка администраторов из
персонала предприятия и
подсистем в отделах и подразделениях.
Российские разработки при достаточно низких ценах и удовлетворительной
функциональности обладают ограниченными возможностями по консультированию
заказчика и ориентированы на бухгалтерские службы, а не на менеджмент. Слабая
проработка контрольных и
практически всех российских систем.
При выборе программно-аппаратных платформ и отдельных бизнес приложений
должны применяться
соблюдение единой технологии эксплуатации и обслуживания системы. Помимо этих
Информация о работе Информационное обеспечение управления предприятием