Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы становление качественного информационного
обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного
управления предприятием. Использование для этого автоматизированных систем,
безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь.
Исходя из поставленной цели дипломной работы в исследуемой организации
необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющие построить
информационную систему, построенную на основе модели реально существующих и
взаимодействующих бизнес-процессов всех структурных подразделений, а не
отдельных групп пользователей.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения 8
1.2 Технология информационной деятельности 17
1.3 Пути совершенствования информационной системы 24
1.4 Формирование комплексной информационной системы 34
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
2.1 Общая характеристика объекта исследования 42
2.2 Технико-экономические показатели 54
2.3 Анализ системы документооборота 58
2.4 Анализ материально-технического обеспечения 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 77
3.1 Пути сокращения управленческих затрат 77
3.2 Улучшение сетевой организации предприятия 85
3.3 Внедрение автоматизированной информационной системы 92
3.4 Использование Интернет технологий 96
4 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
4.1 Значение и задачи безопасности труда 100
4.2 Характеристика условий и безопасности труда 101
4.3 Пожарная профилактика 105
4.4 Режимы труда и отдыха при работе с персональными компьютерами 106
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 120
Приложение А 122
Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к
руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности управления.
Анализ информации не ограничивается только экономическими данными, а широко
использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники
данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на
предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания,
технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники,
проектные задания и др.
Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат
документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все
виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении
анализа принадлежит
учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления,
процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые
имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности,
обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения
планов, достижение лучших результатов хозяйствования.
Данные статистического учета, в которых содержится количественная
характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного
изучения и осмысления взаимосвязей,
выявления экономических
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со
статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными
(например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии
производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения
эффективности аналитических исследований.
С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники
информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти
компьютера, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных
машинограмм. К внеучетным источникам информации относятся документы, которые
регулируют хозяйственную
перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:
1) Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект
хозяйствования в своей
постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих
органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения
руководителей предприятия.
2) Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения
арбитража и судебных органов, рекламации.
3) Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива
предприятия в целом или отдельных ее подотделов.
4) Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников
информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.).
5) Техническая и технологическая документация.
6) Материалы специальных
обследований состояния
рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).
7) Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего
коллектива или
По отношению к объекту
Система внутренней информации - это
данные статистического
оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные,
разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные
статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций,
деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и
вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой
предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на
регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся
плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере
необходимости, например сведения о новом конкуренте.
Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную,
сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов
бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в
течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и
переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о
состоянии анализируемого объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной
(данные первичного учета,
прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность,
конъюнктурные обзоры и т.д.).
В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и
первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое
значение приобретает обеспечен
многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации
технологического процесса и носит производственный характер. Это касается,
прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией,
поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам.
Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия
управленческих решений и
издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет
прогнозирование рыночных процессов.
Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства
отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация,
содержащая новые научные
новинках своей фирмы и фирм-
фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное
использование которого обеспечивает фирме высокий уровень
конкурентоспособности.
Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов,
предложений для выработки и принятия управленческих решений.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями
управленческих звеньев и
предъявляются определенные требования:
- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
- точность
и достоверность, правильный
оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации,
обработки, накопления и передачи; систематизированное хранение и выдача
информации в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной
информации. Другими словами необходимо рассмотреть технологию информационной
деятельности.
1.2 Технология информационной деятельности
Информатизация менеджмента в современных условиях базируется в основном на
использовании вычислительной техники. Это — многоаспектный процесс,
включающий в себя:
- формирование
соответствующей технико-
применением новейших информационных технологий и современных электронно-
вычислительных и
- организацию
производства и сферы
вычислительных услуг;
- отработку механизма информационного обслуживания и создание
действенной системы управления данными процессами;
- внедрение и эксплуатацию прогрессивных форм, методов и средств
проведения информационной деятельности в процессах управления, а также
создание для этого необходимых материально-технических, организационно-
экономических и социальных условий.
Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере
управления открывает
организации информационных процессов, повышения их гибкости и динамичности,
расширения диапазона
их обоснований. В конечном итоге
вся масса преимуществ
электронно-вычислительной техники позволяет повысить многократно уровень
управления.
Эффективное применение ЭВМ зависит от следующих условий:
- создания самих вычислительных машин;
- создания
для них программного
- подготовленности среды применения.
Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и
накладные расходы:
- значительно
повышает эффективность
- обеспечивает
эффективное внутрифирменное
- заменяет
в конторском деле секретарей-
- в бухгалтерском
деле облегчает составление
документов, осуществление бескассовых связей с банками и финансовыми
учреждениями.
Во внутрифирменной системе информации используются следующие виды
вычислительной техники:
- ЭВМ крупногабаритные и персональные;
- микропроцессоры;
- средства телекоммуникаций;
- электронные
пишущие машинки, композеры,
встроенной микроЭВМ;
- средства автоматизированной обработки текстовой информации.
ЭВМ используются, прежде всего, для обработки данных и решения расчетных
задач. В современных условиях ЭВМ стали все чаще применять для обработки
нечисловой информации (текстовой, графической) и термин "вычислительная
техника" перестал соответствовать характеру задач, решаемых с помощью
компьютера.
Современные ЭВМ способны одновременно обрабатывать текстовую, цифровую и
графическую информацию. В начале
80-х годов в крупных
объем обрабатываемой цифровой информации составлял около 10% всей
обрабатываемой
текстовую информацию. Обработка текстовой информации осуществлялась с
применением технических средств, основанных на использовании встроенной
микроЭВМ. В системе оперативного управления мини-ЭВМ чаще всего используются
для:
- разработки
оперативных планов
выполнением;
- контроля движения запасов материалов, необходимых для процесса
производства;
- расчета заработной платы;
- контроля за поступлением заказов;
- анализа данных о сбыте продукции;
- регистрации поступления платежей;
- ведения учета и отчетности.
Важную роль играет использование ЭВМ в системе производственного контроля.
Установленные на контрольных участках ЭВМ проверяют качество поступающих на
сборку частей и деталей (сверка веса, размеров допусков применительно к
существующим стандартам).
В современных условиях получило развитие использование ЭВМ для
автоматического печатания текста с голоса без использования машинистки.
Такие ЭВМ позволяют на 60 - 70% сократить затраты на ввод информации.
Развитие систем телекоммуникаций позволило объединить все технические
средства обработки цифровой и текстовой информации в единую внутрифирменную
систему информации.
Наиболее эффективной
одновременном использовании вычислительной техники и средств
автоматизированной обработки текстовой информации.
Автоматизированные системы быстрого поиска и выдачи информации создаются для
хранения большого числа различных документов и облегчения пользования ими.
Организация за долгие годы работы накапливает много информации, а быстрый
поиск становится возможным при эффективном размещении и хранении этой
информации. Информационные базы данных включают весь комплекс статистических
показателей, характеризующих хозяйственную деятельность фирмы в целом и ее
производственно-сбытовых подразделений, а также фактический материал
относительно всех факторов, влияющих на состояние и тенденции развития
фирмы. Набор статистических показателей для базы данных тщательно
разрабатывается и уточняется и охватывает те показатели, которые необходимы
для глубокого всестороннего
функционирования фирмы. Обычно при формировании базы данных решается вопрос и
Информация о работе Информационное обеспечение управления предприятием