Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:39, контрольная работа
Комментируемая статья устанавливает требования, предъявляемые к авиационному персоналу. Для более эффективного осуществления деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения персонал должен иметь высококлассную специальную подготовку и сертификат.
В п.3 ст.8 Закона говорится, что функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, являются Федеральные министерства (п.п. «а» п.3 Указа №314).
Однако…
Любой закон о регистрации должен ответить на вопросы: зачем необходима регистрация, кто будет регистрировать самолеты, в какие сроки, в отношении каких объектов закон действует. Он призван довести до рынка информацию о том, есть ли какие-то особенности регистрации этих объектов, а также рассмотреть моменты применения иностранного законодательства, либо участия в процессе иностранцев. Однако вопросы, за исключением: «Зачем необходима регистрация?», в большинстве случаев остаются без ответа. Эксперты отмечают, что закон недостаточно четко определяет, в отношении каких ВС требуется регистрация прав и сделок с ними.
Законодатель оказался не
совсем последовательным при определении
объекта государственной
органов государственной власти. При передаче ВС эксплуатанту государственной авиации, вне зависимости от возможности его использования в дальнейшем в коммерческих целях, вещное право экплуатанта государственной авиации должно быть законно (п.3 ст.61 ВК РФ). Следовательно, государственная регистрация права на государственное ВС, используемое в коммерческих целях по смыслу рассматриваемого Закона является избыточным действием.
Кроме того, в законе не прописано, будет ли необходимо регистрировать право собственности на самолеты (вертолеты), которые уже зарегистрированы в реестрах других государств. С одной стороны закон говорит, что те права, которые возникли до вступления закона в силу, признаются действительными. То есть, любые права и обременения, возникшие до вступления в силу нового закона, вне зависимости от того в каком поле они возникли, не должны быть перерегистрированы в новом реестре (за исключением, если лицо, владеющее этим самолетом, хочет заключить новую сделку с ним). С другой стороны, например, при необходимости получения кредита в российском банке под залог ВС, не ясно, каким образом будет доказываться наличие права собственности, и будут ли кредиторы требовать внесения этого залога в российский реестр согласно новому закону.
Новый закон недостаточно четко определяет, в отношении каких ВС требуется регистрация прав и сделок. Закон, в частности, применятся к гражданским воздушным судам, подлежащим государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Он, в свою очередь,
предусматривает
Хорошо известно,
что большая часть флота
Если, все-таки, права на самолеты, зарегистрированные в реестрах других стран, должны будут быть зарегистрированы и в российском реестре прав, то непонятно, как российский чиновник будет анализировать законность возникновения прав или обременений на воздушное судно или законность сделки по приобретению ВС, совершённой по законам другого государства. Нет в законе и положения, которое регулирует регистрацию прав на воздушные суда, приобретаемые российскими лицами у иностранных производителей или продавцов. А ведь значительная доля сделок с воздушными судами совершается российскими авиакомпаниями с иностранными контрагентами.
Также, в законе нечетко определен перечень прав, которые подлежат регистрации. Остается неясным, подлежит ли госрегистрации право аренды на основании договора аренды. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) прямо говорит о том, что регистрация этих сделок не требуется. Однако в новом законе аренда упоминается как одно из обременений, которое подлежит регистрации. Таким образом, возникает коллизия между ГК и новым законом.
Еще одна проблема – «ограничение применения».
В отношении гражданских ВС установлена привязка к правовому статусу недвижимой вещи (ВС, подлежащие государственной регистрации), что в принципе согласуется с логикой гражданского законодательства (абз.2 п.1 ст.130 ГК РФ).
В отношении же государственного ВС установлена привязка к временному статусу ВС (ВС, которые используются в коммерческих целях). Из буквального толкования данной нормы следует, что если эксплуатант государственной авиации использует или планирует использовать принадлежащее ему на законном основании государственное ВС в коммерческих целях, то его вещное право на ВС должно быть подтверждено путем совершения акта государственной регистрации права на ВС. Однако, здесь налицо дублирование функций .
Например, как быть, если один из иностранных кредиторов владельца ВС накладывает по решению суда арест на самолёт, находящийся в иностранном порту. Необходимо ли регистрировать такое удержание самолета или такое обременение в российском реестре в этом случае отражёно не будет?
Из положений нового закона совсем не понятно, какие права и ограничения должны регистрироваться в реестре прав. Для ответа на этот вопрос приходится обращаться к положениям ГК РФ, которые посвящены общим вопросам государственной регистрации прав и ограничений прав на недвижимость. Путем систематического толкования норм ГК РФ и нового Закона, можно сделать вывод о том, что применительно к воздушным судам, регистрации прав в реестре подлежат следующие права: наличие, возникновение, переход, прекращение и ограничение (новый Закон наравне с термином «ограничение» использует термин «обременение») права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, а также переход права собственности по договору купли-продажи и передача в доверительное управление.
Что же касается типов обременений, которые подлежат регистрации в реестре прав, то этот вопрос остается открытым. Один из подходов к толкованию ГК РФ и нового Закона приводит к выводу о том, что регистрации в реестре прав подлежит только ипотека. Это соответствовало бы практике ведения подобных реестров в некоторых других странах, таких как Англия, Голландия, Бермудские о-ва и Германия. В указанных странах действительно имеются отдельные реестры ипотек на воздушные суда.
Регистрация других типов обременений на воздушные суда не имеет ни юридического, ни практического смысла. В отношении некоторых типов обременений она просто вредна. В большинстве развитых стран реестры прав (или обременений) на воздушные суда вообще отсутствуют. Это компенсируется полнотой, стабильностью и понятностью их правовых систем и эффективной работой судов.
Однако вывод
о том, что государственной
Однако здесь можно выдвинуть и аргумент в пользу такой тщательной регистрации всех ограничений. Не секрет, что сегодня некоторые авиакомпании, пользуясь банковской тайной, берут ссуды сразу в нескольких кредитных учреждениях под залог одного и того же самолёта/вертолёта. Это происходит именно из-за отсутствия единого реестра прав и обременений.
Что еще расстроит
финансистов - это отсутствие в Законе
процедуры регистрации и
В российском гражданском и процессуальном законодательстве практически нет норм, которые бы учитывали специфику воздушных судов как объектов гражданских прав. До сих пор гражданские и процессуальные правоотношения между участниками авиационного рынка в России регулируются общими нормами, которые относятся к недвижимости. Это касается и определения местонахождения воздушного судна, и процедуры обращения взыскания на заложенное воздушное судно, и ареста воздушного судна и многих других важных вопросов. Такое положение существенно увеличивает юридические риски сделок с воздушными судами и серьезно затрудняет их гражданско-правовой оборот. Также, это напрямую отражается на стоимости кредитов, привлекаемых российскими заемщиками для приобретения воздушных судов.
В Законе отсутствуют четкие положения, которые бы устанавливали требование о регистрации прав и обременений, возникших в силу закона. Закон не содержит положений, которые бы давали право кредитору в определенных ситуациях аннулировать зарегистрированные права и обременения без участия должника. Например, в случае реализации заложенного самолета после обращения на него взыскания. Закон совсем не учитывает десятилетний опыт и практику регистрации прав на морские суда в России.
Закон требует, чтобы в заявке на регистрацию был указан серийный номер самолета, номер производителя, двигателя, а так же ВСУ. Неясно для чего это делается, какие правовые последствия возникнут, если в ходе эксплуатации будет заменен двигатель или была произведена смена ВСУ. А крупные авиакомпании ежегодно меняют десятки двигателей. Значит, придётся держать штат регистраторов?
Кроме этого, закон хоть и вступил в силу, но еще не работает. Для того, чтобы он начал применяться на практике, необходимо принятие еще четырех дополнительных постановлений правительства к нему. Вероятно благодаря им, вопросов у игроков поубавится. Постановления будут четко прописывать алгоритм внесения записей о правах на владение ВС и изменений этих прав в новый реестр.
Для реализации Закона, необходимо принятие пакета нормативных правовых актов уровня постановления Правительства РФ. Сам Закон содержит на этот счет как минимум четыре бланкетные нормы, отсылающие к актам Правительства РФ, а именно:
– в соответствии c п.1 и п.3 ст.8 Закона необходимо принятие постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного регулирования в области регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»;
– в соответствии с п.2 ст.8 Закона необходимо принятие постановления Правительства РФ «О квалификационных требованиях к регистраторам прав на воздушные суда и порядке назначения регистраторов прав на воздушные суда»;
– в соответствии с п.2 ст.7 Закона необходимо приятие постановления Правительства РФ «Об утверждении правил определения размера платы и порядка ее взимания при предоставлении сведений, необходимых для регистрации прав на воздушные суда, а также случаев безвозмездного предоставления уполномоченными органами сведений правообладателям и органу государственной регистрации прав на воздушные суда»;
– в соответствии с п.11 ст.9 Закона необходимо принятие постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними».
До принятия вышеперечисленных постановлений Правительства РФ, реализация Закона не представляется возможной. Причем, речь следует вести не о полумерах, а о принятии всего пакета актов Правительства РФ, предусмотренных Законом.
В заключение всё же хочется отметить главное: несмотря на то, что закон «сыроват», эксперты единодушны во мнении - это значительный прорыв. Уже само принятие данного правового акта – факт, безусловно, положительный и это серьезная позитивная подвижка. Что же касается практики применения, то судить о ней можно будет лишь после того, как закон действительно заработает.
Литература
Нормативно-правовые акты:
Информация о работе Государственное регулирование деятельности авиационного персонала