Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая РИТА!.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

      Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут ее по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов.

     Если  вышивают ряд крестиков, то сначала  делают ряд косых стежков с  наклоном в правую сторону, а на обратном ходе — ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

      Шов двойной крест. Для выполнения шва обычный крестик нужно перекрыть еще два раза, сделав вертикальный стежок, а затем горизонтальный.

      Демонстрация  образцов для выполнения работы и  техники выполнения простых швов.

    Выполнение  практической работы (35 мин.):

    Текущий   инструктаж   по   работе   с   инструментами   и   выполнению

 

 

гигиенических требований (Приложение № 2. Типовые  инструкции по технике безопасности при работе с тканью).

    Выполнение  практической работы по инструкционной карте.

    Закрепление изученного материала (15 мин.).

    Вопросы:

      Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания? Что относится в вышивании к материалам? Какие ткани подходят для вышивания? Каким может быть вышивание? Какие существуют узоры? Какие виды швов вы знаете?

      При проведении данного этапа урока  можно использовать тест, викторину, головоломку (Приложение № 3. Занимательные задания).

      4. Подведение итогов: выставление оценок, анализ характерных ошибок 
демонстрация лучших образцов (10 мин.).

      5. Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к 
следующему занятию (5 мин.).

      2.3.   Анализ   урока    по   теме:   «Вышивка.   Инструменты,   материалы и приспособления. Организация рабочего  места»

      1. В плане-конспекте данного урока были поставлены следующие 
цели: обучающая, развивающая и воспитывающая. Цели были определены в 
соответствии с учетом возраста, имеющихся знаний и умений учащихся.

  1. При проведении урока были рассмотрены такие термины как вышивание, орнамент, раппорт, приведен небольшой исторический обзор о развитии вышивки.
  2. Знания, которые учащиеся приобрели в ходе урока, могут быть применены и в повседневной жизни, например: техника безопасности при работе с ручными инструментами в быту, так же полученные знания способствуют формированию эстетического вкуса, умению     правильно комбинировать       материалы       и       инструменты, правильно использовать

 

инструменты при ручных работах.

      4. Во время проведения урока были использованы такие методы 
как: словесный (объяснение новых понятий и терминов, рассказ о вышивке и её истории, инструктаж техники безопасности при вышивании), наглядный (демонстрация учащимся видов вышивок, инструментов и приспособлений для ручных работ), работа с книгой (чтение
 учащимися учебника, конспектирование определений).Использовались методы устного контроля (индивидуальный и фронтальный опрос). Выбор методов и средств обучения зависит от конкретных причин: общие цели обучения, воспитание и развитие человека, конкретных образовательно-воспитательных задач, содержанию материала, особенности методики преподавания этой дисциплины, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, количества и сложности учебного материала и др.

  1. Активизация мыслительной деятельности происходила при помощи: сравнения и анализа нового материала с ранее известными факторами, формулировании выводов, применения занимательных заданий. Организация самостоятельной работы предполагала изучение и рассмотрение текста, выполнения контрольного теста, практической работы.
  2. Дифференцированный подход к учащимся был реализован при помощи инструкционных карт, которые были предложены более слабым ученикам. Во время урока применялся и индивидуальный подход. Учитель имел возможность скорректировать правильность выполнения учеником своей работы.
  3. При проведении этого урока к общенаучным знаниям можно отнести историю и знание математики при изучении счетной глади и шва-крест.
  4. При изучении темы были применены следующие технические средства обучения: плакаты и наглядные пособия (альбом с видами вышивок, альбом с иллюстрациями), демонстрационные образцы.

 

 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      После проведения практической работы нами были сделаны следующие выводы: можно успешно создавать систему уроки различного типа если: а) правильно определены методы достижения эффективности урока; б) учтены возрастные особенности учащихся; в) работа проводится систематически и дидактически верно; г) учитель творчески подходит к планированию и разработке уроков различного типа;

      Результаты  исследования показали, что уровень  усвоения учебного материала и качества знаний при правильной структуре  уроков различных типов заметно  повышается. Следовательно, мы можем дать некоторые методические рекомендации: работая над этой проблемой необходимо, прежде всего, правильно выявить причины низкого уровня усвоения учебного материала в контексте построения урока. Они могут быть разными: нарушение методических и дидактических принципов обучения, злоупотребление одними и теми же типами уроков, нарушение целостности урока и т.д. Самым главным на наш взгляд является то, что каждый урок должен быть построен так, чтобы он мог достигуть своей цели, т.к. качество урока связано с его структурной и методическими сторонами.

    Для этого нужно проводить систематическую  и кропотливую работу.

      Важно творчески подойти к решению  педагогических проблем, используя  передовые педагогические технологии, накопленный методический и дидактический опыт.

      На  заключительном этапе нашей работы мы убедились, что урок разработанный  нами построен грамотно и соответствует  современным требованиям. Следовательно, работа проводилась не зря и достигла своей цели.

 

 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс/ И.П.Арефьев. - М.: Сфера, 2006. - 15 с.
  2. Выгонов, В.К. Практикум по трудовому обучению/ В.К.Выгонов. - М.: Педагогика, 1999. - 75 с.
  3. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие/ П.Я.Гальперин. - М.: Просвещение, 1985. - 87 с.
  4. Еремина, Т.И. Художественная обработка материала: техника ручной вышивки/ Т.И.Еремина, Е.С.Забалуева. - М.: Просвещение, 2000. - 77 с.
  5. Иванов, С. В. Типы и структура урока/ С.В.Иванов. - М.: Педагогика, 1987. - 88 с.
  6. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения/Г.Д.Кириллова - М.: Сфера, 1990. - 55 с.
  7. Лернер, И. Я. Проблемное обучение/ И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1974. - 89 с.
  8. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности/ И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1980. - 112 с.
  9. Лось, Ю.А. Творческие проекты учащихся педучилищ./ Ю.А.Лось.- М.: Просвещение, 1999. - 137 с.
  10. Лында, А.С. Методика трудового обучения/ А.С.Лында. - М.: Просвещение, 1977. - 145 с.
  11. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе/ М.И.Махмутов. - М.:Педагогика, 1977. - 204 с.
  12. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории/ М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 75 с.
  13. Махмутов, М. И. Современный урок и пути его организации/ М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 67 с.
  14. Мульги, А.Я. Рукоделие в школе/ А.Я.Мульги. - М.: Педагогика,

 

    1971.-33 с.

  1. Натаров, В.И. Активные формы обучения/ В.И.Натаров//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. - № 3. -С. 3-7.
  2. Онищук, В. А. Типы, структура и методика урока в школе/ В.А.Онищук. - Киев, 1976.-278 с.
  3. Скаткин, М. Н Совершенствование процесса обучения/ М.Н.Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 178 с.
  4. Фатеев, И.С. Учим детей творчеству. Игровой урок для учащихся 5 класса «Русская матрешка»/ И.С.Фатеев, Н.В.Горячкина/Школа и производство. - 2001. - № 3. - С.47-49.
  5. Чернякова, В.И. Методические принципы курса «Технология обработки ткани. 5-9 кл.»/ В.И.Чернякова. - М.: Педагогика, 2002. - 97 с.
  6. Чернякова, В.И. Технология обработки ткани. 5, 6, 7-9 кл./ В.И.Чернякова. - М.: Педагогика, 2000. - 156 с.
  7. Яковлев, Н.М. Методика и техника уроков в школе/ Н.М.Яковлев, А.М. Сохор - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1. Структура комбинированного урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка пройденного материала (вопросы).
  3. Изложение нового материала (краткий конспект).
  4. Вводный инструктаж.
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Текущий инструктаж.
  7. Самостоятельная работа учащихся.
  8. Заключительный инструктаж.
  9. Уборка рабочих мест.
  10.  

    Приложение  № 2. Типовые инструкции по технике безопасности при работе с

тканью

    При работе с иголками.

  1. Шейте наперстком.
  2. Храните иголки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.). Не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки в рот.

3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой. 
При работе с ножницами.

  1. Храните ножницы в определенном месте(коробке).
  2. Кладите их сомкнутыми концами остриями от себя.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 3. Занимательные задания

Тема  «Вышивка». ГОЛОВОЛОМКА.

    Задание «Нитки».

      Соедините кружочки с буквами так, чтобы получились названия ниток, используемых в вышивании. Догадайтесь, какие буквы скрываются в затемненных кружочках.

 

            ТЕСТ.

    К каждому  термину подберите верное описание.

      /.       Мулине. 2. Пасма. 3. Метка. 4. Ирис. 5. Гарус. 6. Пяльцы. 7. Копирование. 8. Запяливание. 9. Плоскостное. 10. Орнаментальное. 

      Условное обозначение
            ОПИСАНИЕ
    А
Обозначение принадлежности предмета или одежды определенному лицу.
    Б
Нитки, используемые для вышивания.
    В
Приспособление  для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора.
    Г
Пряжа, применяемая  при вышивании.
    д
Перевод изображения  на бумагу или ткань.
    Е
Изображение мотивов  вышивки на поверхности изделия.
    Ж
Шерстяная пряжа  для вышивания.
    3
Чередование элементов или группы элементов изображения.
    и
Нитки со стойкой  окраской и блеском.
    к
Заправка ткани  и приспособление для вышивания.

Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии