Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая РИТА!.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

      Звеньевая форма организации труда применяется  при закреплении ранее усвоенных умений, при моделировании, а также в тех случаях, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования. Индивидуальная форма организации работы заключается в том, что все учащиеся выполняют различные задания. Она применяется сравнительно редко. Объясняется это тем, что в таких условиях трудно осуществлять руководство учебным процессом, а также очень трудно обеспечить всех учащихся необходимыми материалами. Индивидуальная форма применяется главным образом для организации работы с сильными и  слабыми учащимися,

 

      

которые по темпам работы и ее результатам значительно отстают от своих товарищей. Сильные учащиеся получают наиболее сложные задания с тем, чтобы у них не пропадал интерес к работе, и они были полностью загружены. Слабые учащиеся, наоборот, получают более простые задания с учетом тех причин, которыми вызвано их отставание в учебе.

      6. Организационная четкость урока.  Любой урок должен быть рассмотрен  с точки зрения его организации  и проведения.

      В условиях производства более эффективной  считается та организация труда, которая при прочих равных условиях обеспечивает максимальное использование рабочего по его основному назначению, т. е. по созданию материальных ценностей. Простои рабочего по различным причинам (отсутствие заготовок и инструмента, поломка оборудования и др.) свидетельствуют прежде о недостатках в организации труда. С этих же позиций следует подходить к оценке организационной четкости урока технологии.

      Чтобы обеспечить бесперебойную производительную работу учащихся, учитель следит за исправным состоянием оборудования. Если в условиях промышленного предприятия выход оборудования из строя приводит к невыполнению производственной программы, то в условиях учебных — к невыполнению учебной программы. Организационная четкость обеспечивается также за счет бесперебойного снабжения всеми необходимыми материалами и инструментом.

      Для рационального использования учебного времени важно правильно организовать хранение и выдачу инструментов и  заготовок учащимся. Если в этом деле нет достаточной организационной четкости, то бесцельно расходуются драгоценные минуты.

      Большое значение для организационной четкости урока имеет также планирование учителем своей работы по руководству учебным процессом. Так, исходя из опыта прошлых лет, учитель знает, какого рода ошибки допускаются учащимися при выполнении той или иной операции. В связи с

 

 

этим  учитель планирует проведение текущих  инструктажей, не дожидаясь, пока ошибки будут допущены, и предупреждает о них учащихся.

      Техническая документация, которой учащиеся пользуются на уроках труда, также оказывает влияние на организационную четкость урока. Если чертежи, технологические карточки, инструкции составлены понятно, доступно, то учащиеся успешно работают по ним, проявляя в то же время самостоятельность. В противном случае они обращаются за помощью друг к другу, к учителю, что приводит к хождению во время работы и невольно отвлекает всех от выполнения своих заданий.

      7. Обеспечение безопасности в работе  учащихся. На уроках труда учащиеся работают с помощью различного режущего инструмента, выполняют обработку материалов на станках, монтируют электрические цепи. При этом не исключены случаи травматизма, если не соблюдаются правила безопасной работы. Поэтому обеспечение безопасности учащихся входит в число основных требований к уроку в мастерских. Опыт работы показывает, что там, где учитель уделяет должное внимание правилам безопасности, следит за выполнением их учащимися, не бывает несчастных случаев.

      Учитель, с одной стороны, требует от учащихся соблюдения правил безопасной работы, а с другой — устраняет такие факторы, которые могут привести к нарушению этих правил. Например, учащиеся знают, что нельзя пользоваться молотком, если он соскакивает с ручки, нельзя пользоваться зубилом, если на его бойке имеются трещины. Следовательно, нельзя и выдавать учащимся неисправный инструмент.

      Помещения, где проводится трудовое обучение, оснащаются наглядными пособиями, раскрывающими приемы безопасной работы. Правила по безопасности труда помещают на щитах и вывешивают в таком месте, чтобы к ним можно было легко подойти и прочитать. Оборудуются аптечка и уголок противопожарной безопасности.

      Перед началом урока учитель проверяет  исправность оборудования и инструментов, пригодность спецодежды и др.

 

 

      При изложении нового материала безопасности труда уделяется большое внимание. Учитель разъясняет правила, обеспечивающие безопасную работу, демонстрирует приемы, связанные с их выполнением, а затем проверяет, насколько они усвоены учащимися.

      В процессе урока учитель непрестанно  следит за выполнением учащимися  правил безопасности труда и, если обнаруживает, что правила нарушаются, проводит текущий (индивидуальный или групповой) инструктаж, в котором даёт анализ допущенных нарушений и строго предупреждает учащихся о необходимости их устранения. Подводя итоги работы, оценивая изделия учащихся, учитель не забывает сказать каждому из них, как выполнялись правила безопасности труда, какие допускались нарушения.

      Таким образом, забота о выполнении правил безопасности труда пронизывает  весь урок, включая подготовку к  нему; это вполне понятно, так как  любые успехи в формировании навыков, развитии технического творчества сводятся на нет, если на занятиях учащиеся получают травмы.

      Урок  труда может состоять из таких  этапов: организация учащихся, изложение  нового материала, инструктаж, самостоятельная  работа учащихся, заключительный инструктаж, уборка мастерских. Рассмотрим их более подробно.

      Организация учащихся. Качество урока зависит  во многом от того, насколько организованно он начнется. Если с первых минут учащиеся не почувствуют требовательности учителя, не осознают себя членами трудового коллектива, перед которыми стоят определенные учебно-производственные задачи, то это может привести к нарушениям дисциплины на уроке, к низкой активности учащихся и др. Вот почему опытные учителя уделяют первым минутам урока, связанным с организационным моментом, большое внимание.

      На  занятия в помещения, где проводится трудовое обучение, учащиеся приходят всей группой организованно с учителем. Не следует разрешать учащимся находиться в помещении одним во избежание нарушения правил поведения, которые могут привести к травмам.

 

      Войдя в помещение, учащиеся располагаются  у своих рабочих мест. Производится проверка отсутствующих (с помощью дежурных), проверка рабочей одежды учащихся. Учащиеся, одежда которых не отвечает правилам безопасности труда, к занятиям не допускаются.

      Важный  момент в организации урока —  раздача инструментов и заготовок. Наилучшим является такой вариант, когда каждое рабочее место оснащено полным комплектом необходимых инструментов. Естественно, что в таком случае раздача инструментов отпадает, каждый учащийся находит все необходимое на своем рабочем месте. К сожалению, условия для этого имеются не во всех школах, поэтому инструменты приходится каждый раз выдавать, а затем собирать. Чтобы на это уходило как можно меньше времени, чтобы не возникало лишней суеты и шума, учитель привлекает себе в помощь дежурных. Дежурные разносят пеналы с инструментами по рабочим местам. Они же раздают заготовки либо незаконченные изделия. Получив заготовки и инструменты, учащиеся приготавливаются к восприятию нового учебного материала.

      Изложение нового материала. Этот элемент имеет  место только на отдельных уроках, когда учащимся сообщаются сведения, которые не будут использованы в процессе практической деятельности на данном уроке. (В этом принципиальное отличие от инструктажа, в котором даются сведения, необходимые для выполнения практического задания на данном уроке.) Чаще изложение нового материала входит во вводный инструктаж. Изложению нового материала предшествует проверка подготовленности учащихся к его восприятию, т. е. проверяется состояние знаний и умений учащихся, полученных на предшествующих занятиях и необходимых для выполнения предстоящего задания.

      Изложение нового материала может строиться  по-разному в зависимости от его содержания, от возраста учащихся и их подготовленности. Однако в любом случае необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя  проблемность  в  обучении,  ставя   перед  учащимися

 

 

конкретные  технические задачи и др. Объем нового материала определяется с таким расчетом, чтобы учащиеся могли его усвоить. Содержание проверки знаний и умений продумывается учителем при подготовке к уроку. При этом намечаются основные узловые вопросы, подлежащие рассмотрению. Намечаются также учащиеся, которые должны быть опрошены в первую очередь. Изложение нового материала завершается проверкой усвоения полученных знаний.

      Вводный инструктаж. Длительность инструктажа  и объем содержащейся в нем информации зависят от возраста учащихся. В 5 и 6 классах рекомендуется излагать материал не сразу, в несколько приемов, так как учащиеся не могут сразу воспринять все сведения, необходимые для выполнения трудового задания, рассчитанного на сдвоенный урок. В 8 и 9 классах за это время может излагаться большой объем материала, трудовое задание дается не по частям, а сразу.

      Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся является основным этапом урока труда. На нее отводится до 80% учебного времени.

      Об  эффективности самостоятельной  работы учащихся можно судить по тому, как они справляются со своими заданиями, как используют в труде свои знания и т. д. Такие данные можно получить только в процессе систематического планомерного наблюдения, и контроля за ходом учебного процесса. Поэтому самостоятельная работа учащихся вовсе не подразумевает, что учитель не принимает в ней участия. Наоборот, роль учителя становится особенно ответственной. Однако в задачу учителя входит не только фиксация того, что происходит, не только констатация фактов, свидетельствующих о том, что одни учащиеся справляются с самостоятельной работой, а другие нет. Данные, полученные в результате наблюдений, служат для учителя исходным материалом, на базе которого строится индивидуальный подход к учащимся, руководство их самостоятельной работой.

    Во  время  самостоятельной  работы  учащихся  учитель, переходя от

 

одного  рабочего места к другому, осуществляет по мере необходимости индивидуальный инструктаж. Если возникает необходимость сообщить всем учащимся какие-либо сведения или продемонстрировать определенный трудовой прием, то проводится групповой инструктаж. Во время инструктажа учитель не только указывает на допущенную ошибку, но и, что особенно важно, раскрывает причины, которыми она вызвана, потому что нужно не только исправить ошибку, но и не допускать ее впредь.

      Руководство самостоятельной работой учащихся требует от учителя высокого педагогического  мастерства. Помогая учащемуся, нужно  не выполнять работу за него, а только направлять его деятельность по правильному  пути. Причем направлять вовремя, так как известно, что в трудовых процессах ошибки приводят зачастую к неисправимому браку. Поэтому учитель должен заранее предвидеть, где возможны такого рода ошибки и как предостеречь от них учащихся. Направляя самостоятельную работу учащихся, не следует их излишне опекать, так как это сковывает инициативу детей, тормозит развитие технического творчества.

      Самостоятельная работа учащихся может охватывать различные  области деятельности - конструирование, составление технологии, моделирование, обработка материалов, сборка электрических цепей и др. В любом случае непременным условием успеха самостоятельной деятельности является подготовленность к ней учащихся. Задание может лишь в том случае заинтересовать учащихся, если они его понимают и представляют себе пути его выполнения, т. е. если оно посильно. Если задание рассчитано на использование таких знаний и применение таких трудовых приемов, которыми учащиеся не владеют, то это приводит детей к разочарованию, к неверию в свои силы. Поэтому, определяя характер трудового задания для самостоятельной работы учащихся, учитель проверяет, посильно ли оно с точки зрения требуемых знаний, умений и навыков. При планировании объектов для самостоятельной работы учащихся иногда целесообразно, если позволяет время, проводить повторное изготовление изделия. В таком случае учащиеся упражняются в

 

выполнении  тех же приемов, а учитель проверяет, не будут ли они повторять допущенные ранее ошибки.

      Основными стимулами к самостоятельной  деятельности учащихся в процессе трудового обучения служат общественно полезный характер труда и нормирование труда.

      Важным  средством повышения эффективности  самостоятельной работы учащихся служит соревнование. Соревнование должно быть правильно организовано, сплачивать учащихся в единый коллектив и не приводить к обидам и ссорам. Долг каждого учащегося — поделиться своим опытом, помочь товарищу, а не скрывать свои достижения, стремясь лишь к личным успехам и забывая об интересах всего коллектива. Условия соревнования разрабатываются учителем совместно с активом класса, а результаты систематически освещаются в стенной газете, передаются по школьному радио и т. д.

Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии