Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа
Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31
Самостоятельная работа учащихся может проходить непрерывно на протяжении всего урока либо части его, а может чередоваться с изложением нового материала (главным образом в 5 и 6 классах). В процессе самостоятельной работы учащиеся опираются на приобретенные ранее знания. Поэтому учитель обычно проверяет подготовленность школьников к работе. Однако опыт показывает, что проверка наиболее эффективна, если непосредственно предшествует практической деятельности, поэтому ее лучше рассредоточить. В таком случае проверка знаний как бы вкраивается в самостоятельную работу учащихся, и нет оснований говорить о ней как о самостоятельном элементе урока.
Заключительный инструктаж. Каждый урок труда завершается подведением итогов независимо от того, в каком состоянии находятся изделия учащихся. Подведение итогов обычно сопровождается оценкой знаний и умений учащихся. В тех же случаях, когда выполненная на уроке работа не может быть оценена в баллах (например, операция начата, но не закончена), учитель ограничивается общей характеристикой деятельности учащихся.
2.2 Разработка примерного план-конспект урока технологии для 5 класса по теме: «Вышивка. Инструменты, материалы и приспособления.
Организация рабочего места»
По программе «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе в разделе «Рукоделие. Художественные ремесла» в течение 8 часов изучаются две темы - «Вышивка» и «Узелковый батик». Ниже представлен примерный план-коспект урока технологии по теме: «Вышивка».
Тема урока: «Вышивка. Инструменты, материалы и приспособления. Организация рабочего места» (2ч).
Цели:
Обучающая: усвоение новых знаний: ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; формирование навыков и умений: научить правильным приемам работы; проверка изученного материала.
Развивающая: сформировать навыки по организации рабочего места.
3. Воспитывающая: прививать интерес к культуре и
искусству, любовь к труду, совершенствовать эстетический вкус.
Межпредметные связи: история, культура.
Оборудование: набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, сантиметровая лента, нитки для вышивания.
ТАСО: наглядные пособия: плакаты, учебник, демонстрационные образцы, инструкционные карты.
Тип урока: комбинированный (Приложение №1. Структура комбинированного урока).
Методы:
словесный (диалог, рассказ), наглядный
(использование
Структура комбинированного урока.
1. Организационная часть (5 мин.):
Проверка готовности учащихся к уроку;
Контроль посещаемости;
Сообщение темы и целей урока.
2. Изучение нового учебного материала (20 мин.):
Доклад по новой теме (подготовлен одной из учениц 5 класса при помощи педагога.
Текст доклада:
«Вышивание
- старинный и самый
Традиции вышивального искусства постоянно развивались в 14-17 вв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковное облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь.
Постепенно
искусство вышивания стало
В
течение нескольких столетий отрабатывались
и улучшались узоры и цветовые
решения, создавались новые образцы
вышивок с национальными
природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции. Сохранялись секреты ручной художественной вышивки и передавались в семье от матери к дочери. Даже в наше время в некоторых регионах России эти традиции существуют, что позволяет нам восхищаться произведениями народных умельцев».
Слово учителя:
Вышивание
может быть плоскостным, орнаментальным
и декоративным. (При объяснении
рассматриваем рисунки в
Вышивки декоративного и прикладного характера чаще всего выполняют по толстой, в четыре нити, и более тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нити. Для вышивки, украшающей одежду, подходит ткани хлопчатобумажные, шелковые и из синтетического волокна.
Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно вышивать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разноцветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тонких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтетикой и т.п.) выполняют более тонкими нитками — мулине.
Мулине имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится_узелок.
Для выполнения ручной вышивки нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, карандаш, а также копировальная, миллиметровая бумага и калька.
Иглу
по толщине и длине выбирают в
зависимости от материала, на котором
будут выполнять вышивку, от толщины нитки
для вышивания и,
наконец, от характера рисунка.
Чаще
всего используют короткие тупые
иглы с большим ушком. Иглы для
вышивания применяют с
Игла должна быть немного толще, чем нитка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки — ажурного шитья — требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.
Наперсток используют главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань, он предохраняет палец от уколов иглой.
Ножницы лучше иметь двух видов: маленькие с загнутыми концами -для обрезывания конца рабочей нитки и для подрезания нитей в ткани (при вышивании прорезной глади и мережек) и большие - для раскроя.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров.
Пяльцы
необходимы для удержания ткани
в натянутом состоянии и
Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани положим на указательный палец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая, большим и средним пальцами.
Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые, деревянные или
пластмассовые. Для работы удобнее круглые пяльцы, они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов. Калька используется для подготовки рисунка к переводу на ткань. Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.
Техника вышивания. В русской, как и во многих вышивках других славянских народов, можно выделить четыре способа работы:
—вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка);
—вышивание по переведенному рисунку;
—тамбур;
—аппликация.
Вышивание на основе отсчета ниток (счетная вышивка). Этим способом выполняют такие виды глухой вышивки, как прокладывание нити по прямой, счетная гладь и крест в комбинации с другими основными швами, а также строчная вышивка на продернутых нитках — простые и сложные мережки.
Вышивание по переведенному рисунку. Сюда относятся гладь, прорезная гладь и вышивка на тюле. Материалом для вышивки гладью бывает обычно тонкое полотно, шелк, батист, то есть такой материал, на котором невозможно считать нитки. Основой вышивки является точно переведенный рисунок (чаще всего это растительные мотивы цветов с листьями и орнаменты), который затем заполняется плотно лежащими стежками. Вышивка гладью получается рельефной, если сначала проложить настил тамбурным швом или швом «вперед иголку». Для прорезной глади намечаем контуры рисунка швом «вперед иголку», затем ткань крестообразно прорезаем, загибаем внутрь, а края отверстия обшиваем плотными стежками краевым или петельным швом в валик. Для вышивки на очень тонкой ткани рисунок переводим на кальку и подкладываем его под ткань. Закрепив рисунок на ткани, вышиваем.
Тамбур. Имеется в виду вышивка тамбурным швом обычной швейной иголкой или специальной, так называемой кривой иглой.
Аппликация. В этом случае узор не вышивают, а вырезают из одной
(отделочной) ткани и затем накладывают, нашивают на другую (основную) ткань. Основным материалом часто бывает тюль, на который нашиваются узоры, вырезанные из шелка, поплина или тонкого батиста.
Виды швов в ручной вышивке.
Шов «вперед иголку»; Шов «назад иголку». Швы «назад иголку» и «строчка» используют для вышивания узоров и настилов.
Стебельчатый шов.
Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации.
Шов козлик выполняют между двумя параллельными линиями слева направо, игла при этом повернута всегда острым концом налево.
Шов тамбур. Несложен. На его основе выполняются шов «петля в прикреп», шов «цепочка», шов «елочка», шов «витая цепочка
Шов
«крест» широко используют в цветной
вышивке для украшения
Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии