Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая РИТА!.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ 

Допущен к защите:

зав. кафедрой, к.п.н,

доцент

Горшенин  С. В.

________________

дата____________ 
 
 
 

КИМ Маргарита  Александровна 

УРОК  КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. СТРУКТУРА И ТИПЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ 

Курсовая  работа 

по дисциплине:

«Теория и методика обучения технологии и  предпринимательству» 

Специальность: 030300 (050502)-технология и предпринимательство 
 

Научный руководитель:

                    к.п.н, доцент

                    Соколова  О. В.

                    _____________ 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Южно-Сахалинск-2010 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ 3

Глава   1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ  В ШКОЛЕ 6

  1. Урок - основная форма организации учебного процесса 6
  2. Урок и общие требования к нему 8
  3. Типология и структура современного урока 12

Глава  2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ.... 19

2.1. Анализ  типовых и структурных схем  уроков технологии 19

2.2 Разработка  примерного план-конспект урока  технологии для 5 класса по    теме: «Вышивка.    Инструменты,    материалы    и    приспособления.

Организация рабочего места» 31

2.3. Анализ   урока   по   теме: «Вышивка.  Инструменты,  материалы   и

приспособления. Организация рабочего места» 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Каждому периоду развития социально-экономической  и культурной жизни общества соответствует  свой уровень развития теории обучения, в которой доминирует определенная идея организации учебного процесса, как правило, учитывающая изменившиеся цели школы.

      Проблема  исследования состоит в том, что  в наши дни общество все в большей  степени требует соединения обучения с производительным трудом учащихся как основного фактора социализации личности и ее всестороннего развития, воспитания нравственных качеств молодежи, развития творческих способностей молодого поколения и умения систематически и постоянно учиться и совершенствоваться. На решение этой проблемы направлен весь учебно-воспитательный процесс, особая роль принадлежит урокам технологии.

      Усиление  внимания к проблеме активизации  процесса обучения отразилось и в  литературе об уроке как основной форме организации учебно-воспитательного  процесса. Наиболее известными можно считать М. И. Махмутова [10,11,12], Г. Д. Кириллова [6], В. А. Онищука [15] и др.

      Исследованиями  установлено, что развитие методического  мастерства учителя идет не за счет увеличения количества методических пособий  и бойкого применения учителем готовых поурочных разработок, а за счет развития теории обучения, и повышения уровня дидактической подготовки учителя. Ни один методист не может учесть всех вариантов учебных ситуаций, возникающих на уроке, и не может дать учителю готовых рецептов на все случаи жизни. Только знание преподавателем общих закономерностей, принципов и правил дидактики, содержания и сущности урока как формы организации учебно-воспитательного процесса может быть гарантией повышения качества и эффективности обучения и воспитания учащихся.

      Мы  считаем, что «урок» как самостоятельное  понятие дидактики необходимо разрабатывать  в связи с развитием проблемно-развивающего 

типа  обучения и его широкого распространения  в практике преподавания технологии. Разработка нового взгляда на содержание и объем понятия «урок» как целостной системы, совершенствование теории и практики организации урока на основе выводов современной дидактики — сущность нашей позиции.

      Актуальность  исследования идет от запросов практики и заключается в том, что недостаточная дидактическая подготовка многих преподавателей и сложившаяся перегрузка занятиями толкает их на применение упрощенной, часто шаблонной схемы организации урока.

      Объектом  изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.

      Исходя  из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:

  1. Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
  2. Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
  3. Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
  4. Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».

Предлагаемый  нами материал имеет теоретическое  и практическое значение. Он прошел практическую проверку в МОУ СОШ  № 1. В настоящей работе делается попытка теоретического анализа  урока как самостоятельной дидактической категории, с учетом достижений передовой педагогической практики и на основе обобщения опубликованных в последние годы дидактических работ. Технология и конечные результаты проведенной нами работы по разработке урока технологии, позволяет говорить нам о ее практической значимости, о возможности применения ее в школе.

Вся наша работа проходила по заранее намеченному  плану.

     На  первом этапе определялась тема исследования, подбиралась и изучалась соответствующая  научная литература, определялся объект, уточнялся предмет исследования, а также выбирались соответствующие методы научного исследования.

      Для ведения педагогического исследования мы использовали разнообразные методы: обобщение и пропаганда передового опыта, а также наблюдение, беседу, ознакомление с продуктами деятельности учащихся, учебной документацией.

      На  преобразующем этапе исследования в соответствии с задачами поставленными  в нашей работе проводилась вся  научно-педагогическая работа, решалась вторая - практическая задача.

      На заключительном этапе нашего исследования проводилась обработка информации и ее анализ, были даны необходимые методические рекомендации.

    Окончательно  исследование оформлялось в виде курсовой работы.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В

ШКОЛЕ

1.1. Урок - основная форма  организации учебного  процесса

      Основной  и ведущей формой организации  учебного процесса является урок. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения - воспитательного индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога [15]. Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны вспомогательные формы обучения.

      Среди ведущих - школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Возрастные особенности детей позволяют широко использовать лекцию в старшем звене школы.

      Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков  а так же усвоение доступного материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.

      В ряду ведущих форм - школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив  класса в активную самостоятельную  проработку материала под руководством учителя. Учащиеся излагают свои точки  зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары

 

посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или  нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, т.к. требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы.

Ведущей формой обучения является также экзамен, который предполагает систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен - форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.

      К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия. Экскурсия объединяет учебный процесс  в школе с живой жизнью. Экскурсия не только дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы.

      Бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной  работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (3-4) группы, которые получают задание для самостоятельного выполнения. Основные элементы бригадно-лабораторного занятия:

  1. Обсуждение учителем задания с группой.
  2. Самостоятельное распределение частных заданий между участниками.
  3. Консультации учителя в процессе работы.
  4. Обсуждение и оценка полученных результатов членами группы.
  5. Письменный или устный отчет лидера перед учителем и коллективом класса.
  6. Контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп по выбору.

      Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках новой информации.

    К   сопутствующим   формам   обучения  так  же   относится школьная

 

 

учебная конференция. Докладчики получают консультации у учителя по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течении 1-2 учебных часов. Обсуждаются 3-7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5-7 мин. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения.

      К сопутствующим формам обучения относится  консультация, которая помогает одним  учащимся преодолеть трудности и  препятствия в освоении отдельных  тем, разделов программы, а другим - оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии