Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа
Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31
К вспомогательным формам обучения школьников относятся группы выравнивания и репетиторство. Целью этих форм обучения является подтягивание учащихся до уровня требований стандартной программы.
Факультативные занятия помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, дарований, наклонностей и интересов детей.
1.2.
Урок и общие
требования к нему
Усложнение задач
в современной школе выдвигает
потребность в уточнении и конкретизации
общих требований к уроку. Эти требования
мы условно делим на четыре группы: воспитательные,
дидактические, психологические, гигиенические.
Кратко остановимся на характеристике
каждой из этих групп требований [12].
Воспитательные
требования к уроку. Основными задачами
в выполнении воспитательных требований
являются следующие: воспитывать у учащихся
моральные качества, формировать эстетические
вкусы, постоянно соизмерять содержание,
цели, методы и средства урока с позицией
нашего общества, обеспечивать тесную
связь обучения с жизнью, ее запросами
и требованиями, формировать
активное отношение к
ней,
стремление к активной деятельности на благо общества.
О трудовом воспитании человека можно судить по его отношению к труду. Тот, кто получил правильное трудовое воспитание, никогда не позволит себе повысить производительность труда в ущерб качеству продукции, неэкономно расходовать материалы, небрежно обращаться с инструментами и т.д. Исходя из этого, учитель имеет возможность непрерывно следить за результатами воспитательной работы и вносить в нее соответствующие коррективы. На каждом уроке учебный процесс должен строиться так, чтобы прививать учащимся любовь к труду. Для этого, подбирая объект работы, учитель обязан думать не только о соответствии его требованиям программы, но и об эмоциональном воздействии на учащихся: заинтересует ли их, вызовет ли дух соревнования и т.д. Очень важно прививать учащимся определенные правила культуры труда: не приступать к работе, не подготовив рабочее место, не работать неисправным инструментом и др. Эти правила становятся привычками, если учитель от урока к уроку, не ослабляя требований, следит за их выполнением.
В воспитательной работе очень важно обеспечить индивидуальный подход к учащимся, так как по своему отношению к труду учащиеся весьма различаются. Дети, которые получают трудовое воспитание в семье, как правило, охотно трудятся в школе. К сожалению, бывают такие случаи, когда дети относятся к физическому труду с пренебрежением. Такие учащиеся требуют особенного внимания. Планируя урок, учитель труда специально продумывает воспитательную работу с ними.
Дидактические требования к уроку. Организационная четкость проведения урока обеспечивается рациональным использованием каждой минуты, правильной постановкой перед учащимися темы, образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последнее требование выполняется на основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования. В поурочном плане предусматривается тема и краткий план
содержания,
образовательная и
Основные требования к педагогическому руководству учебно-воспитательной деятельностью школьников заключается в следующем: обеспечивать познавательную активность детей на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные, практические методы с проблемными, рассказ - с проблемным изложением или эвристической беседой (где это возможно и целесообразно), работу с учебником - с анализом учебных моделей, решением познавательных задач и проблемных заданий и т. п.
Постоянно осуществлять связь данного урока с предыдущими на основе воспроизведения учащимися и коррекции учителем опорных знаний и практического опыта, обобщения и систематизации знаний — понятий, усвоенных на данном уроке, с изученными прежде. Вооружать учащихся новыми способами выполнения действий и формировать на их основе навыки и умения применять знания на практике, самостоятельно добывать, пополнять и расширять свои знания. Постоянно соблюдать и творчески реализовывать на уроке все дидактические принципы в их единстве и взаимосвязях.
Успешная
реализация принципов наглядности,
сознательности, активности, систематичности,
прочности, доступности обучения и
индивидуального подхода к
Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры и сочетания их с аудиовизуальными средствами. Современные технические средства обучения при умелом использовании
способствуют
совершенствованию процесса обучения,
повышению интенсивности
Психологические
требования к уроку. Учитель должен
всесторонне изучать и
На результаты урока оказывает значительное влияние отношение учащихся к знаниям, учению, которое зависит от мотивов учения, потребности в расширении знаний и других факторов. Поэтому воздействие на мотивационную сферу личности учащихся, умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, создающей у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе, являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.
Учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования. Воля и характер учителя
проявляются
на уроке во всей его деятельности.
Особенно ценится учащимися
Гигиенические требования к уроку. Соблюдение в классе гигиенических требований - соответствующего температурного режима, надлежащих норм освещения и т. п. - залог здоровья детей. Учитель должен постоянно следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно. Для предупреждения умственного переутомления следует избегать однообразия в учебной работе, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических, графических, вычислительных и других видов заданий, создающих условия для включения в действие различных органов чувств.
Виды занятий, требующие напряженной мыслительной деятельности, должны сменяться практическими заданиями, работой с наглядным раздаточным материалом, таблицами, учебником, выполнением несложных заданий и упражнений. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Таковы общие требования к современному уроку, направления поисков путей совершенствования типов, структуры и методики уроков.
1.3.
Типология и структура
современного урока
Урок является сложным
педагогическим объектом. Как и всякие
сложные объекты, уроки могут быть разделены
на типы по различным признакам. В педагогической
литературе наблюдаются различные подходы
к делению уроков.
Так, С. В. Иванов, за основу классификации уроков берет основные типы учебного процесса (стадии, или моменты хода обучения), которые, по его мнению, имеют следующую последовательность: а) подготовка или введение в изучение темы; б) первичное восприятие учебного материала; в) осмысление его путем логической переработки; г) закрепление усвоенного путем повторения и разного рода самостоятельных работ; д) овладение материалом посредством применения приобретенных знаний на практике; е) приобретение навыка путем упражнений и тренировки; ж) контроль, проверка и учет; з) подведение итогов, обобщение и приведение всего пройденного в систему [12].
В соответствии с этими основными моментами обучения С. В. Иванов выделил следующие типы уроков: 1) вводные уроки; 2) уроки первичного ознакомления с материалом; 3) уроки образования понятий, установления законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике; 5) уроки навыков (тренировочные уроки); 6) уроки повторения и обобщения; 7) контрольные уроки; 8) смешанные, или комбинированные, уроки [5].
Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. Выдвигается много вариантов классификации по этому признаку, отличающихся формулировками отдельных типов уроков. Мы предлагаем следующий вариант данной типологии: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок обобщения и систематизации знаний; 4) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений; 5) комбинированный урок [15].
Классификация уроков по основной образовательной цели наиболее удобна для их анализа и планирования.
Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным, что очень важно для подготовки учащихся к участию в производительном труде, выделяются уроки применения знаний, навыков и умений. После изучения
крупных
разделов и важных тем вводятся уроки
обобщения и систематизации знаний.
Иногда уроки данного типа называют
уроками обобщающего
Классификация
уроков по основной дидактической цели
рациональна и тем, что она
позволяет более четко
Особого внимания требует урок применения знаний, навыков и умений. Некоторые дидакты и методисты не выделяют этого типа урока, а задачи, решаемые им, возлагают на урок закрепления знаний или урок навыков. Следует думать, что такой подход недостаточно обоснован. Урок применения знаний, навыков и умений необходим: он способствует подготовке учащихся к жизни, к труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формированию у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.
Урок обобщения и систематизации введен вместо традиционного урока повторения учебного материала, основная дидактическая цель которого -приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
К комбинированным в предложенной нами типологии относятся такие уроки, на которых ставятся и решаются две или несколько равноценных дидактических целей; например, усвоение знаний и применение их учащимися, усвоение знаний и проверка ранее усвоенного материала, формирование навыков и умений и применение их в нестандартных
Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии