Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая РИТА!.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

      К вспомогательным формам обучения школьников относятся группы выравнивания и  репетиторство. Целью этих форм обучения является подтягивание учащихся до уровня требований стандартной программы.

      Факультативные  занятия помогают восполнить, расширить  возможности учебного процесса в  целях развития индивидуальности, дарований, наклонностей и интересов детей.

 
1.2.    Урок и общие  требования к нему

 
      Усложнение задач  в современной школе выдвигает потребность в уточнении и конкретизации общих требований к уроку. Эти требования мы условно делим на четыре группы: воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические. Кратко остановимся на характеристике каждой из этих групп требований [12].

      Воспитательные требования к уроку. Основными задачами в выполнении воспитательных требований являются следующие: воспитывать у учащихся моральные качества, формировать эстетические вкусы, постоянно соизмерять содержание, цели, методы и средства урока с позицией нашего общества, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами   и   требованиями,   формировать   активное   отношение   к   ней, 

стремление  к активной деятельности на благо  общества.

      О трудовом воспитании человека можно  судить по его отношению к труду. Тот, кто получил правильное трудовое воспитание, никогда не позволит себе повысить производительность труда в ущерб качеству продукции, неэкономно расходовать материалы, небрежно обращаться с инструментами и т.д. Исходя из этого, учитель имеет возможность непрерывно следить за результатами воспитательной работы и вносить в нее соответствующие коррективы. На каждом уроке учебный процесс должен строиться так, чтобы прививать учащимся любовь к труду. Для этого, подбирая объект работы, учитель обязан думать не только о соответствии его требованиям программы, но и об эмоциональном воздействии на учащихся: заинтересует ли их, вызовет ли дух соревнования и т.д. Очень важно прививать учащимся определенные правила культуры труда: не приступать к работе, не подготовив рабочее место, не работать неисправным инструментом и др. Эти правила становятся привычками, если учитель от урока к уроку, не ослабляя требований, следит за их выполнением.

      В воспитательной работе очень важно  обеспечить индивидуальный подход к учащимся, так как по своему отношению к труду учащиеся весьма различаются. Дети, которые получают трудовое воспитание в семье, как правило, охотно трудятся в школе. К сожалению, бывают такие случаи, когда дети относятся к физическому труду с пренебрежением. Такие учащиеся требуют особенного внимания. Планируя урок, учитель труда специально продумывает воспитательную работу с ними.

      Дидактические требования к уроку. Организационная  четкость проведения урока обеспечивается рациональным использованием каждой минуты, правильной постановкой перед учащимися темы, образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последнее требование выполняется на основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования. В поурочном плане предусматривается тема и краткий план

 

содержания, образовательная и воспитательная цели и задачи, оборудование, структурные  элементы (этапы) урока, содержание и  последовательность различных дидактических  методов и приемов учебной  деятельности школьников и педагогического руководства ею со стороны учителя, средства обучения и способа их применения.

      Основные  требования к педагогическому руководству  учебно-воспитательной деятельностью школьников заключается в следующем: обеспечивать познавательную активность детей на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные, практические методы с проблемными, рассказ - с проблемным изложением или эвристической беседой (где это возможно и целесообразно), работу с учебником - с анализом учебных моделей, решением познавательных задач и проблемных заданий и т. п.

     Постоянно осуществлять связь данного урока  с предыдущими на основе воспроизведения  учащимися и коррекции учителем опорных знаний и практического  опыта, обобщения и систематизации знаний — понятий, усвоенных на данном уроке, с изученными прежде. Вооружать учащихся новыми способами выполнения действий и формировать на их основе навыки и умения применять знания на практике, самостоятельно добывать, пополнять и расширять свои знания. Постоянно соблюдать и творчески реализовывать на уроке все дидактические принципы в их единстве и взаимосвязях.

      Успешная  реализация принципов наглядности, сознательности, активности, систематичности, прочности, доступности обучения и  индивидуального подхода к учащимся в процессе коллективного учебного труда с ними предполагает постоянное педагогическое мастерство, изучение индивидуальных особенностей учащихся, знание педагогических и психологических закономерностей и принципов процесса обучения и умелого осуществления их на уроке.

      Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры и сочетания их с аудиовизуальными средствами. Современные технические средства обучения при умелом использовании

 

способствуют  совершенствованию процесса обучения, повышению интенсивности учебного труда, внедрению в школу современной технической культуры.

      Психологические требования к уроку. Учитель должен всесторонне изучать и учитывать  на уроке психологические особенности  каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого), памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения), воображения (особенно творческого), воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия), эмоций и т. п. Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. Настроение учителя, его собранность, внимательность или раздражительность непосредственно передаются учащимся и в определенной мере влияют на результативность их учебного труда. Поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке — неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

      На  результаты урока оказывает значительное влияние отношение учащихся к  знаниям, учению, которое зависит  от мотивов учения, потребности в  расширении знаний и других факторов. Поэтому воздействие на мотивационную сферу личности учащихся, умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, создающей у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе, являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.

      Учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение   учащимися   каждого   требования.   Воля   и   характер   учителя

проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается с  доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом. Соблюдение педагогического такта, создание атмосферы доброжелательности у опытных учителей сочетается с серьезным отношением к обязанностям, а напряженный труд - с шуткой, остроумным словом.

      Гигиенические требования к уроку. Соблюдение в  классе гигиенических требований - соответствующего температурного режима, надлежащих норм освещения и т. п. - залог здоровья детей. Учитель должен постоянно следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно. Для предупреждения умственного переутомления следует избегать однообразия в учебной работе, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических, графических, вычислительных и других видов заданий, создающих условия для включения в действие различных органов чувств.

      Виды  занятий, требующие напряженной мыслительной деятельности, должны сменяться практическими заданиями, работой с наглядным раздаточным материалом, таблицами, учебником, выполнением несложных заданий и упражнений. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

      Таковы  общие требования к современному уроку, направления поисков путей  совершенствования типов, структуры  и методики уроков.

 
1.3. Типология и структура  современного урока

 
      Урок является сложным  педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. В педагогической литературе наблюдаются различные подходы к делению уроков.

      Так, С. В. Иванов, за основу классификации уроков берет основные типы учебного процесса (стадии, или моменты хода обучения), которые, по его мнению, имеют следующую последовательность: а) подготовка или введение в изучение темы; б) первичное восприятие учебного материала; в) осмысление его путем логической переработки; г) закрепление усвоенного путем повторения и разного рода самостоятельных работ; д) овладение материалом посредством применения приобретенных знаний на практике; е) приобретение навыка путем упражнений и тренировки; ж) контроль, проверка и учет; з) подведение итогов, обобщение и приведение всего пройденного в систему [12].

      В соответствии с этими основными  моментами обучения С. В. Иванов выделил следующие типы уроков: 1) вводные уроки; 2) уроки первичного ознакомления с материалом; 3) уроки образования понятий, установления законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике; 5) уроки навыков (тренировочные уроки); 6) уроки повторения и обобщения; 7) контрольные уроки; 8) смешанные, или комбинированные, уроки [5].

      Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. Выдвигается много вариантов классификации по этому признаку, отличающихся формулировками отдельных типов уроков. Мы предлагаем следующий вариант данной типологии: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок обобщения и систематизации знаний; 4) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений; 5) комбинированный урок [15].

      Классификация уроков по основной образовательной  цели наиболее удобна для их анализа и планирования.

      Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным, что очень важно для подготовки учащихся к участию в производительном труде, выделяются уроки применения знаний, навыков и умений. После изучения

крупных разделов и важных тем вводятся уроки  обобщения и систематизации знаний. Иногда уроки данного типа называют уроками обобщающего повторения. Однако этот термин неполно отражает их внутреннюю сущность: уроки обобщения и систематизации предполагают не только обобщающее повторение. Основная их дидактическая цель заключается в систематизации знаний, т. е. в приведении разрозненных понятий, закономерностей, законов в стройную целостную систему, в которой все компоненты тесно между собой взаимосвязаны.

      Классификация уроков по основной дидактической цели рациональна и тем, что она  позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого  урока и мобилизовать школьников на успешное их решение.

      Особого внимания требует урок применения знаний, навыков и умений. Некоторые дидакты и методисты не выделяют этого типа урока, а задачи, решаемые им, возлагают на урок закрепления знаний или урок навыков. Следует думать, что такой подход недостаточно обоснован. Урок применения знаний, навыков и умений необходим: он способствует подготовке учащихся к жизни, к труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формированию у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.

      Урок  обобщения и систематизации введен вместо традиционного урока повторения учебного материала, основная дидактическая  цель которого -приведение усвоенных  учащимися понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

      К комбинированным в предложенной нами типологии относятся такие  уроки, на которых ставятся и решаются две или несколько равноценных дидактических целей; например, усвоение знаний и применение их учащимися, усвоение знаний и проверка ранее усвоенного материала, формирование   навыков   и   умений   и   применение   их   в   нестандартных

 

 

Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии