Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в нашей работе был учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования - урок технологии. Цель исследования -обеспечить надлежащую методическую подготовку будущих учителей для проведения занятий по трудовому обучению в 5 классах общеобразовательных школ.
Исходя из вышеперечисленных параметров задачи нашего педагогического исследования следующие:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Осветить психолого-педагогический аспект данной темы.
Раскрыть основные виды и направления работы по созданию уроков технологии.
Дать анализ урока по теме; «Вышивка. Инструменты материалы и приспособления. Организация рабочего места».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…….……………………………………...5
1.1. Анализ примерной программы обучения по технологии
(направление «Обслуживающий труд») в средней школе………………5
1.2. Анализ форм и методов обучения кулинарии в школе……………..7
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К УРОКУ «СЕРВИРОВКА СТОЛА»…………………………………………………………………………..15
2.1. Разработка плана - конспекта урока………………………………...15
2.2. Разработка электронной презентации……………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….30
…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая РИТА!.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

условиях. Подобных комбинаций может быть много. Комбинированный урок - наиболее распространенный тип урока, используемый в практике школы.

      Анализ  работы школ и передовых учителей показывает, что в школьной практике нет уроков, которые нельзя было бы отнести к одному из типов, предусмотренных  данной классификацией.

      Стоит отметить, что все предметы подчиняются  общей типологии и структуре уроков. Несколько иной подход наблюдается при формировании типов и структуры уроков физической культуры, музыки, технологии, хотя в принципе они также соответствуют общей типологии и структуре уроков.

     Учебно-воспитательный процесс в школе имеет целостный характер [16]. Чтобы обеспечить подобную целостность, необходимо применение всех предусмотренных вышеизложенной схемой типов уроков. Учитель постоянно контролирует учебно-познавательную деятельность школьников, корригирует их знания, навыки и умения, направляет их работу и вносит уточнения в их подготовку или усвоение знаний в соответствии с выявленными пробелами. Если какой-либо тип урока не планируется и соответствующее ему звено учебного процесса выпадает, обучение нельзя считать завершенным.

      Как показывают наблюдения, многие учителя  еще нечетко определяют цели и задачи занятий и поэтому неправильно устанавливают тип урока. А ведь от типа урока зависит его структура и методика. Особенно важным для четкой организации учебно-воспитательного процесса является правильное определение структуры и методики уроков различных типов. В понятие «структура урока» как целостного объекта вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие) и связь (как они взаимосвязаны). Мы исходим из того положения, что урок не представляет собой статичную дидактическую форму, раз и навсегда заданную. Это сложная диалектическая система. На уроке осуществляется непрерывное движение от незнания к знанию, от знания неполного к более полному. Это

движение  является непрерывным и одновременно дискретным (прерывистым). В нем постоянно  возникают противоречия, требующие  разрешения. Эти диалектические противоречия влияют на определение структуры урока, в которой можно обнаружить более или менее постоянные и гибкие, изменяющиеся компоненты характер элементов структуры определяется основной образовательной целью и задачами, которые следует решить на уроках определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь этой цели. Характер и последовательность этих задач зависят от логики и закономерностей того учебного процесса, который осуществляется на уроке определенного типа. Вполне понятно, что логика процесса усвоения знаний, с одной стороны, одинакова для всех предметов. Поэтому предполагается, что на всех уроках данного типа основные структурные элементы будут одинаковы. С другой — она отличается от логики процесса усвоения навыков и умений, где основную роль играет определенная последовательность упражнений, практических и творческих заданий. Поэтому структурные элементы уроков соответствующих типов будут различными.

      Каждый  тип уроков имеет свою, только ему  свойственную структуру с четко  определенными элементами [15]. Например, урок усвоения новых знаний состоит из следующих элементов: восприятия и осознания учебного материала, осмысления в нем связей и отношений, обобщения и систематизации знаний. Если исключить хотя бы один из этих элементов, то это заметно скажется на качестве усвоения знаний.

      Для урока усвоения навыков и умений характерно применение в определенной, дидактически оправданной последовательности системы упражнений, практических и творческих заданий. От этой системы зависит структура урока данного типа (предварительные задания, вводные, пробные, тренировочные упражнения, творческие задания). В структуре урока применения знаний, навыков и умений основным является самостоятельное выполнение учащимися сложных комплексных заданий. Своеобразные

 

условия для определения специфических структур имеют уроки проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений и комбинированные уроки.

      Таким образом, каждый тип урока имеет  определенную, четко обозначенную, основную образовательную цель. Цель достигается не сразу, а постепенно, по мере решения ряда последовательных задач. Элементы структуры определенного типа урока, с одной стороны, являются постоянными, неизменными, поскольку не изменяются закономерности и логика того или иного процесса, а с другой - эта структура внутри каждого типа может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей оборудования учебных кабинетов [8].

      Но, кроме основных этапов, каждый тип  урока имеет еще и внутреннее строение — методику, соответствующую его целям и задачам. Она определяется теми способами и средствами, при помощи которых решаются отдельные дидактические задачи на каждом этапе урока. Эта методика является наиболее мобильной частью каждого урока. Ее четкая разработка для каждой педагогической ситуации дает возможность гибко использовать всю структуру урока.

      На  структуру урока каждого типа влияют методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем  рациональную последовательность взаимосвязанных  педагогических действий учителя и учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть различной, что заметно сказывается на результатах урока. Поэтому эффективность урока определяется как его структурой, так и методикой, которая предусматривает, какие методы, приемы, средства обучения и в какой последовательности и взаимосвязи должны быть использованы на каждом этапе. Например, на этапе восприятия и осознания нового учебного материала учитель может объяснить содержание учебного материала, осуществить проблемное изложение, применить эвристическую беседу, демонстрацию кинофильма, диафильма,  использовать   телепередачу   как

 

иллюстрацию к изложенному материалу или  как объект для познавательной деятельности с целью решения поставленных проблем. Самостоятельная работа по учебнику может проводиться в плане запоминания и воспроизведения учебного материала или с целью решения серии познавательных задач. Учащиеся при этом могут писать конспекты, составлять тезисы или план изложения, фиксировать ответы на эвристические вопросы, составлять таблицы, чертить диаграммы или графики, выполнять опыты или практические задания. Понятно, что применение всех перечисленных приемов и средств далеко не равнозначно, а их определенные системы дают различный учебный, воспитательный и развивающий эффект.

      Процесс осмысления знаний требует иного  комплекса приемов, обеспечивающих широкую мыслительную активность учащихся,—  применения анализа и синтеза  изучаемого материала или полученных фактов, сравнения и обобщения, раскрытия  причинно-следственных связей, формулирования вывода и т. п.

      Для формирования структуры урока и  повышения его эффективности  недостаточно определить, какие методы обучения следует использовать на уроке. Один и тот же метод, например, устное изложение или самостоятельная работа учащихся, обеспечит неодинаковую эффективность на различных уроках. Это в первую очередь зависит от внутренней структуры каждого метода — от приемов взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности школьников и последовательности познавательных и практических действий.

      Структура и методика уроков усвоения навыков  и умений должны отразить содержание, характер и последовательность знаний учащихся в плане постепенного перехода от пробного применения знаний, выполнения тренировочных упражнений к творческому переносу приобретенного опыта в новые условия, в ситуации, близкие к жизненным.

 

 
 
 

 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ 

   2.1. Анализ типовых и структурных схем уроков технологии

      Хотя  уроки труда строятся на основе применения общих для всех школьных предметов дидактических принципов, их отличает ряд особенностей, например: ученики занимаются не только познавательной, но и созидательной деятельностью; предметы, орудия, процессы труда выступают не просто как объекты изучения, но одновременно являются и средством наглядности, дидактическим материалом, служащим для активизации работы учащихся, техническими средствами обучения и т. п. [19].

    Помимо  этого особенности заключаются  и в следующем:

  1. Центральное место на уроке занимает практическая работа учащихся. В связи с этим признано целесообразным проводить занятия в виде сдвоенных уроков.
  2. Практическая работа учащихся строится на базе производительного труда.
  3. На занятиях учащиеся работают с помощью различного режущего и швейного инструмента, ведут обработку материалов на станках. Поэтому урок требует специальной подготовки с точки зрения обеспечения безопасности его проведения.

    К уроку  предъявляется ряд дидактических  требований.

      1. Четкость дидактической цели. Структура урока, объект изготовления, методические средства — все подчинено в первую очередь основной дидактической задаче, направлено на ее выполнение. Готовясь к занятиям, учитель технологии решает, какие дидактические цели ставить на данном уроке и в соответствии с этим ставит сам ряд образовательных и воспитательных задач.

    3. Правильный  подбор учебного материала.

    Содержание  учебного  материала  подбирается  в  соответствии  с

 

целью урока. Проводя, например, итоговое занятие  по какой-либо теме, учитель может поставить перед собой различные цели в зависимости от фактического состояния дела. Если учащиеся допускали типичные ошибки в выполнении трудовых приемов, то итоговое занятие может быть посвящено анализу недостатков в работе с тем, чтобы они не повторялись в будущем. На итоговом занятии может стоять и такая цель, как обобщение знаний учащихся, выявление общего и различного в приемах обработки древесины и металлов. Ясно, что в первом и втором случае подбор учебного материала будет осуществляться по-разному.

      4. Целесообразный подбор методов  обучения. Цель любого урока не  может быть достигнута без  умелого сочетания различных  методов и приемов в работе  учителя. Основным этапом урока  труда является самостоятельная  работа учащихся. Успешность этой  работы находится в прямой зависимости от того, насколько удачно сочетаются в ней дидактические методы и приемы.

      Самостоятельная работа учащихся начинается с ознакомления с заданием, с продумывания того, в какой последовательности, с  применением какого инструмента и приспособлений оно будет выполняться и т. д. Решение всех этих вопросов немыслимо без применения знаний. Конечно, учитель может сам дать исчерпывающую инструкцию, однако в таком случае будет нарушаться требование целесообразного отбора методов обучения, так как практическая работа, если она не связана с умственной деятельностью, не отвечает задачам трудового воспитания и политехнического обучения. Продумав все вопросы, связанные с выполнением самостоятельной работы, подростки приступают к реализации намеченного. Таким образом, методы применения знаний в труде сочетаются с упражнениями в выполнении определенных трудовых приемов. Особенно ценна в дидактическом отношении такая самостоятельная работа учащихся, в которой находят место элементы творчества.

    При  изложении  нового  материала  используются  такие    методы

 

 

обучения, как демонстрация трудовых приемов, объяснение и беседа. И здесь многое зависит от целесообразного сочетания  методов обучения. Так, например, беседа в большей мере активизирует учащихся, чем объяснение. Поэтому в тех случаях, когда в процессе изложения нового материала можно опереться на некоторые знания и умения учащихся, демонстрацию трудовых приемов следует сочетать с беседой.

      Для заключительной части урока характерно применение таких методов обучения, как беседа, объяснение и проверка знаний, умений и навыков.

      5. Коллективная работа учащихся, сочетаемая  с самостоятельностью каждого ученика. В настоящее время на уроках труда установились три основные формы организации работы учащихся: фронтальная, звеньевая и индивидуальная. К оценке каждой организационной формы обычно подходят одновременно с двух точек зрения: как она способствует усвоению знаний, формированию умений и навыков; какая из них позволяет создать более полное, отчетливое представление об организации труда на современных промышленных предприятиях, что необходимо в свете задач политехнического обучения.

      Фронтальная форма организации работы учащихся заключается в том, что все  учащиеся выполняют одинаковые задания. Благодаря этому учитель может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок и т. д. Как видно, методическое руководство учебным процессом при фронтальной организации работы облегчается, однако при этом возникают и определенные трудности. Так, например, не всегда удается обеспечить всех учащихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов, фронтальность нарушается вследствие неодинакового темпа работы учащихся. К недостаткам фронтальной организации занятий можно отнести и то, что каждый учащийся от начала до конца выполняет работу сам, в связи с чем затрудняется формирование представления о характере разделения труда на современных

 

предприятиях. Фронтальная форма организации  работы применяется главным образом в 5 и 6 классах при изучении обработочных операций.

      Звеньевая форма организации работы предполагает, что группа делится на звенья по 3—4 человека, каждое из которых выполняет  свое задание. При этом происходит разделение труда, которое может иметь место как между звеньями, так и внутри звена. Например, при моделировании, как правило, не требуется большого количества одинаковых изделий, поэтому каждое звено получает свое задание. При этом внутри звена вся работа по изготовлению модели распределяется между учащимися, т. е. каждый получает задание изготовить определенную деталь, а затем совместными усилиями детали собираются и модель подвергается испытаниям. При звеньевой форме усложняется руководство учебным процессом со стороны учителя, которому приходится осуществлять одновременно контроль за выполнением разнообразных работ. Устранение этой трудности достигается за счет применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена и содержат достаточно подробные указания для самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем звеньевая форма организации работы позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда рабочих на производстве. Кроме того, становится возможным изготовление более сложных изделий, благодаря чему повышается интерес учащихся к работе.

Информация о работе Урок как основная форма учебной работы. Структура и типы уроков технологии